Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetr_igra_-_reg.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Муртазина Любовь Александровна
воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района города Санкт-Петербурга
Введение
Каждый педагог видит результаты своей образовательной и воспитательной деятельности в развитии личности ребенка, его способностей и интересов, творческого потенциала.
Невозможно переоценить роль родного русского языка, который помогает детям воспринимать окружающий мир осознанно и служит средством общения.
В процесс развития речи ребенок продолжает осваивать содержательную, эмоциональную, образную сторону родного языка.
Выразительность речи у ребенка развивается в течение дошкольного возраста и включает в себя вербальные средства (лексика, интонация, синтаксис) и невербальные (поза, жесты, мышление) средства.
Для развития выразительной составляющей речи нужно создать особые условия, при которых каждый малыш будет иметь возможность проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, в присутствии посторонних слушателей.
Выступление перед аудиторией с раннего возраста формирует привычку к публичной выразительной речи. Огромную помощь в этом оказывают театрализованные занятия в детских образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность предоставляет широкие воспитательные возможности. Принимая участие в театрализованных играх, дети узнают окружающий мир. Процесс совершенствования речи очень тесно связан с умственным развитием. Работая над выразительностью речи, активизируется словарь детей, улучшается звуковая, интонационная, выразительная составляющая речи. Необходимость четко, ясно и понятно изъясняться встает перед ребенком, при этом совершенствуется грамматический строй и диалогическая сторона речи.
Материалы предлагаемого пособия предназначены для воспитателей логопедических групп, могут использоваться как непосредственно образовательной деятельности, так и на прогулках с детьми.
В логопедические группы, как правило, дети поступают на год или два.
В массовых садах они на проявляли активности, так как речь их сильно отличалась от речи сверстников. Данная подборка игр позволяет в непринужденной обстановке, как бы само - собой корректировать речь детей.
Данное пособие позволяет использовать игры, исходя из возможностей детей степени несовершенства речи.
К концу своего пребывания в группе дети раскрепощенные, свободно общаются со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием выступают перед аудиторией, с радостью участвуют в спектаклях. Речь их становится плавной, выразительной, эмоциональной, звуки произносятся внятно без искажения.
Задачи:
1. Воспитывать интерес у ребенка к театрально-игровой деятельности
2. Активизировать и обогащать словарь детей, вводя речь новые прилагательные, существительные, глаголы, предлоги, наречия. Закреплять правильное произношение звуков. Улучшать интонационную выразительность речи.
Учить детей применять прямую и косвенную речь в инсценировках сказок. Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
Совершенствовать умение выразительно и связно пересказывать сказки, рассказы.
Активизировать импровизации у детей на тему известных сказок, рассказов, придумывать индивидуально и коллективно истории собственного сочинения.
3. Подготавливать ребенка к созданию выразительного образа
4. Развивать память, воображение, мышление, внимание детей.
5. Расширять познания об окружающей действительности у детей.
6. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве детского сада.
Примерный учебный план I квартал учебного года
Виды деятельности | Задачи | Содержание занятия |
Общеразвивающие игры (театральная игра) | Развивать слуховое, зрительное внимание память. Согласовывать свои действия с другими детьми, учить снимать зажатость, скованность. Развивать коммуникативные способности Развивать умение произвольной реакции на команду. | Игры и упражнения «Эстафета», «Запомни фотографию», «Что мы слышим», «Кто во что одет», «Воробьи-вороны», «Зеркало», «Дом мод», «Дружная пара», «Улавливаемый шепот», «Гриб – дерево – ягодка», «Ветер дует на…», «Дрозд», «Гнездышко», «Слушай хлопок», «Прилипшая рука» |
Развитие двигательных способностей | Развивать ловкости, гибкости, выносливости, воображения Упражнять в напряжении и расслаблении мышц попеременно Учить равномерно перемещаться по группе, не наталкиваясь друг на друга | «Муравьи», «Кактус-ива», «Мокрые котята», «Штанга», «Самолет и бабочки», «Пальма», «Пантомима «В огороде», «Семечко», «Фрукты», «Лимон», «Лес», «Насос и мяч», «Куклы» |
Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание: продолжительный и плавный выдох Развивать правильную артикуляцию: ритм, темп речи Упражнять речь с движением Развивать силу голоса | «Игра со свечой», «Узнай по запаху», «В саду», «Дует ветер», «Лебединое перышко», «Задуй упрямую свечу», «Шарик» «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот», «Жало змеи», «Конфетка» «Детский сад», «Ежик и барабан», «Отстучи карандашом», «Осень», «Дождик», «Сковрушки», «Повтори как я», «Домашние птицы» «Ты и я», «Репка», «Осень», «Ну-ка птички прилетели», «Птичий двор», «Магазин игрушек» «Колокольчики», «Чудо-лесенка», «Самолет летит», «Скороговорки» («6 мышат…», «Саша Саше…», «От топота копыт», «Щетина у чушки…» |
II квартал учебного года
Виды деятельности | Задачи | Содержание занятия |
Общеразвивающие игры (театральная игра) | Развивать фантазию, воображение Воспитывать коммуникативность и доброжелательность в отношениях с другими детьми Развивать координацию движений, быстроту реакции Развивать моторные функции, пантомимику, мимику | «Дружные звери», «Летает - не летает», «Вышивание», «Будь внимателен», «Кто за кем», «Ласковая мама», «Снежинка», «Зажигаем огоньки», «Я мороза не боюсь», «Костер», «Незнайка», «Звери на болоте» |
Развитие двигательных способностей | Развивать координацию, пластическую выразительность, учить снимать мышечное напряжение | «Буратино и Пьеро», «Снеговик», «Поймай хлопок», «Ежик», «Огонь и лед», «Мы птицы», «Кто пасется на лугу», Этюд «В лесу» |
Культура и техника речи | Тренировать четкое произношение звуков Упражнять артикуляционный аппарат Развивать речевое дыхание – воспитывать слитное произношение фразы, длительный выдох, ритма, темпа, интонационной выразительности Тренировать силу голоса Упражнять речь с движением Учить пользоваться различными интонациями, произнося фразы радостно, грустно, сердито для передачи образа Воспитывать умение вслушиваться в речь своих товарищей и взрослых Работа над диалогической речью - отвечать на вопросы полной фразой | «Веселый пятачок», «Зевающая пантера», «Горячая картошка», «Жало змеи», «Колокольчик», «Уколы», «Больной зуб», «Капризуля» Упражнения на 3 вида дыхания, «Колокольчики», «Чудо-лесенка», «Мороз», «Снегирек», «Слон», «Доброе животное», «Ежик», «Гудок» «Как на горке снег-снег», «Дятел», «Олень», «Отшагай скороговорку» «Веселые вороны», «На дворе», «Зимние забавы», Северная страна», «Ехали мы, ехали», «Я отважный капитан» Скороговорки («Лежебока рыжий кот…», «Мышки сушки…», «На дворе трава…», «Бобр добр…», «Расскажите про покупки….», «Король орел…») Речевые игры: «Укрась слово», «Что может делать птица», «Без чего не бывает зимы», «Составь предложение», «Добавь словечко», «Какой какая», «Кто интереснее придумает», «Дружат - не дружат» |
III квартал учебного года
Виды деятельности | Задачи | Содержание занятия |
Общеразвивающие игры (театральная игра) | Развивать способность верить в воображаемую ситуацию Развивать способность верить в воображаемую ситуацию Развивать навыки действий с воображаемыми предметами Учить импровизировать драматизации на темы знакомых сказок, игры Закреплять навыки запоминания, словесного задания и воспроизведения отдельного ряда действий в определенной последовательности Продолжать развивать моторные функции, произвольное поведение, координацию движений и речи, коммуникативные умения детей | «Ровным кругом», «Старенькая бабушка», «Загружаем баржу», «Рыбки», «Тень», «Ручейки у озера», «Птицы», «Космический корабль», «Все наоборот», «Внуки и дедушка», «Дорога на мельницу», «Пшеница и хлебороб», «Кого укусил комарик», «Паутинка», «Добрые слова», «Одуванчик», «Урок – перемена» |
Развитие двигательных способностей | Закрепить умения использовать разнообразные жесты и мимику для передачи образа, умения вовремя снимать мышечный тонус | «Пальма», «Как живешь», «Бабушка Маланья», «Закрыть книжку», «Тюльпан», «Осьминог», «Дружная семья», «Солнечный зайчик», «Мимическое упражнение», «На рыбалке», «Солнце, дождь, ветер», «Маленькая птичка», «Божьи коровки, бабочки, кузнечики», «Цветы» |
Культура и техника речи | Совершенствовать навык четкого произношения звуков родного языка Пополнять словарный запас Закрепить навыки просодии речи (интонирования, мягкой голосовой передачи, плавности и выразительности темпа и ритма) Закреплять организационные качества у детей, активное творческое начало | Стихи, скороговорки («Жук над лужею жужжал…», «3 сороки-тараторки», «Съел Валерик вареник…», « У Кондрата», «3 сороки, 3 трещотки», «Милая Мила…») Речь с движением: «Мама», «Лужи», «Вот жужжит пчела» Речевая игра: «Что для чего», «Кто больше назовет действий», «Почемучка», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Что с кем и с чем дружит» Сила голоса: «Дельфины», «Радиоволны», «Фонарик» Дыхательные упражнения: «Моя мама – певица», «Веселые рыбки», «Веточки», «Журавли учатся летать», «Покорители космоса», «Колокол», «Сосчитай стулья», «Звуковое дыхание», «Фонарик», «Приятый аромат» Упражнения на развитие эмоций: «Футбол», «Цветы» Ритмические упражнения: «Наша бабушка», «Мы тесто месили», «Капельки», «Перелетные птицы», «Мы по городу шагаем», «Мебель», «Сладкоежка» |
I квартал учебного года
Общеразвивающие игры и упражнения
«Эстафета»
На стульях полукругом сидят дети. Игра начинается. Дети садятся и встают по очереди, сохраняется темп, дети не вмешиваются в действия соседей.
«Кто во что одет»
В центре круга стоит водящий. Дети, взявшись за руку, идут по кругу и поют.
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет? (для мальчиков)
Ждем мы твоего ответа
Машенька во что одета? (для девочек)
Все останавливаются, водящий с закрытыми глазами описывает цвет одежды, детали и называет ребенка.
«Зеркало»
Детям предлагается следующая игра: «Ребята, любите ли вы смотреться в зеркало? Зеркало всегда все повторяет за вами. Давайте тоже попробуем изобразить зеркало. Кто-то будет показывать движения, а остальные ребята станут зеркалом, которое повторит эти движения»
«Дом мод»
Дети садятся полукругом таким образом, чтобы видеть друг друга. Ведущий запоминает их платья, детали одежды. Затем говорит: «На подиум приглашается модель в синем платье и голубых туфельках». Если кто-то узнает, о ком говорит ведущий, он называет имя «модели». Ребенок проходит по «подиуму», все аплодируют.
«Дружная пара»
Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза платком. Между стульями на полу раскладываются игрушки крупного размера. Второй ребенок должен провести партнера из одного места в другое так, чтобы не задеть ни одну игрушку.
«Улавливай шепот»
Логопед отходит на некоторое расстояние от детей, становится напротив и внятным, четким шепотом (уловимым только если каждый хорошо вслушивается) командует («Руки вперед, вверх, кругом» и т.д.).
«Гриб-дерево-ягодка»
Дети бегают врассыпную по комнате, размахивая руками, словно крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!» - дети приседают; «Дерево!» - замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!» - встают на колени, поднимая руки, сцепленные в замок.
«Ветер дует на …»
Ведущий начинает словами «Ветер дует на …». Например:
«Ветер дует на того, у кого … темные волосы» - все дети с темными волосами собираются в одну кучку.
«Ветер дует на того, у кого … есть брат», «кто любит прыгать», «кто много смеется» и т.д.
«Дрозд»
Дети встают лицом друг к другу парами и говорят:
«Я – дрозд, и ты – дрозд».
(Показывают на себя, потом показывают на партнера.)
«У меня нос, и у тебя нос».
(Прикасаются к носу своему, потом к носу партнера.)
«У меня гладкие, и у тебя гладкие».
(Гладят сперва свои щеки, потом щеки партнера круговыми движениями.)
«У меня сладкие, и у тебя сладкие».
(Прикасаются к уголкам рта указательными пальцами своего, а потом - партнера.)
«Я - друг, и ты – друг».
(Прикладывают к своей груди, потом к груди партнера обе руки.)
«Нам хорошо!».
(Все обнимаются.)
«Гнездышко»
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Дети, взявшись за руки, присели в кругу - это «гнездышко». В «гнезде» сидит «птичка». Снаружи летает другая «птичка» и командует: «Птичка вылетает!». Все начинают «летать», как птицы, «гнездо» рассыпается. Ведущий отдает команду: «В гнездо!». Дети дружно приседают. Кто не успел сесть становится ведущим.
«Слушай хлопок!»
Дети идут по кругу. На один хлопок - остановиться и встать в позу «петушка» (высоко поднять голову, хлопать руками-«крыльями» по бокам), на два хлопка – позу «уточки» (присесть, вытянуть шею вперед), на три хлопка – продолжить ходьбу.
«Прилипшая рука»
Играют парами. Рука одного ребенка «прилипла» к спине другого. Спина «убегает», а рука пытается не отклеиться от нее. Потом меняются местами: «убегает» рука.
Игры на развитие двигательных способностей
«Муравьи»
По сигналу хаотично двигаются по залу, не сталкиваясь с другими. Дети стараются заполнить свободное пространство зала.
«Кактус – ива»
По хлопку дети двигаются хаотично по залу. По команде «Кактус!» - останавливаются и принимают позу кактуса (руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ноги на ширине плеч). По хлопку опять движутся хаотично. По команде «Ива!» - останавливаются, принимают позу ивы: руки расслаблены и висят, как ветки ивы. Ноги слегка расставлены. Мышцы шеи расслаблены, голова висит.
«Мокрые котята»
Дети пружинящим легким шагом двигаются по группе, как мокрые котята. Команда «Дождь» - дети на корточках, сжимаются в комочек, напрягая все мышцы тела. Команда «Солнышко» - медленный подъем, стряхивают капельки дождя с «лапок», головы, «хвостика», снимая зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
«Штанга»
Ребенок имитирует поднятие тяжелой штанги, задержавшись в верху, опускает ее, отдыхает.
«Самолет и бабочки»
Дети перемещаются по группе. По команде «Самолеты» - вытянув руки в стороны, бегают. По команде «Бабочки» - бег медленный, плавно «машут крыльями». Бабочка ищет красивый цветок, голова поворачивается из стороны в сторону.
«Пальма»
«Пальма выросла большая-пребольшая»: правая рука вытягивается вверх, тело тянется за рукой, смотрим на руку.
«Завяли листочки» - расслабленную кисть уронили.
«Ветви» - уронили расслабленную руку от локтя.
«Вся пальма» - всю руку уронили вниз.
Упражнение повторяется левой рукой.
Пантомима «В огороде»
Дети шли, шли, шли.
В огород они зашли.
Там увидели урода –
И скорей из огорода.
Изобразить испуг. Один ребенок изображает огородное чучело, а остальные – испуг. Затем все дети изображают пугало, а ведущий – испуг.
«Семечко»
- Все вы маленькие семена овощей (дети сидят). Семена грело солнышко, поливал дождик. Они росли, росли и выросли большими растениями.
Поднимайте медленно руки вверх - растения тянутся к теплому солнышку. Все почувствуйте напряжение. Затем солнышко стало сильно припекать и растения завяли.
Расслабьтесь, уроните голову на грудь, потом руки, затем опустите плечи и наклоните туловище. Опуститесь на ковер. (Звучит музыка «Звуки природы»). Затем пошел дождик, растения ожили, потянулись к солнышку.
На нашей грядке выросли овощи!
«Фрукты»
«Удивляемся – какой большой апельсин!»
(Руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются).
«Радуемся – какая сладкая груша!»
(Ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глазха слгка прищурены).
«Сердимся – какая неспелая слива!»
(Руки на поясе, покачивание головой, брови нахмурены, губы сжаты).
«Лимон»
- Опустить вниз руки, представить, что в левой руке лежит лимон. Из него нужно выжать сок. Сжимать в кулак медленно и как можно сильнее левую руку. Почувствовать, как левая рука сильно напрягается. Потом расслабить руку («бросить» лимон). Повторить то же правой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю –
Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
«Лес»
Ведущий говорит: «В нашем лесу растут елочки, березки, травинки, ягодки, грибочки, кустики. Выберите себе растение, которое вы любите. По команде мы «превратимся» в лес. Как ваше растение реагирует:
- на нежный, тихий ветерок;
- холодный сильный ветер;
- мелкий дождик;
- ласковое солнышко
- ливень?»
«Гуси»
Ведущий читает рассказ, дети показывают движениями, жестами описываемые действия («немое кино»).
«Вышла хозяюшка во двор и зовет домой гусей: «Теги-теги-теги! Гуси серые, гуси белые, идите домой!».
А гуси вытянули длинные шеи, красные лапы растопырили, машут крыльями, раскрывают клювы: «Га-га-га! Мы домой не хотим идти! Нам здесь хорошо».
Понимает хозяйка, что так гусей не заманить домой, взяла прутик и погнала всех домой».
«Насос и мяч»
Один ребенок – «насос», другие – мячи. Поначалу «мячи» стоят на полусогнутых ногах, обмякнув всем телом. Голова опущена, корпус наклонен вперед. «Насос» начинает со звуком надувать мячи, дети постепенно распрямляются, надувая щеки, поднимая вверх руки. Мячи полностью надуты. Ведущий вытаскивает из мячей шланг насоса. «Мячи» издают сильный звук (ш-ш-ш), и возвращаются в исходное положение.
Релаксация «Куклы»
Выполняется лежа на полу.
«Петрушка»: все тело мягкое, расслабленное. Релаксация в течение 15-20 секунд.
«Буратино»: все тело напряженное, тверже, деревянного. Напряжение 15-20 секунд.
Снова «Петрушка»
Игры на развитие речевого дыхания
«Игра со свечой»
Дети делают бесшумный вдох через нос. После этого дуют на горящую свечу. Свеча стоит на некотором расстоянии. Задача - - не загасить свечу, а заставить ее «танцевать»
«Узнай по запаху»
Предложить детям узнавать овощи по запаху. Предварительно нужно напомнить, как делать глубокий, длинный вдох.
Дыхательное упражнение «В саду»
- Представьте, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.
(Дети поднимают руки)
- Подул слабый ветерок: шшшш, листья зашелестели.
(Дети шевелят пальчиками быстро-быстро)
- Подул очень холодный ветер: сссс, закачались яблони.
(Дети машут руками и покачиваются)
- Ветер затих, больше не шевелятся ни ветки, ни листочки.
(Дети расслабляются)
- Опять подул ветер.
(Дети напрягаются снова, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)
«Дует ветер»
Дети и логопед стоят по кругу. Логопед говорит: «Пошли мы на прогулку в осенний лес». Взявшись за руки, все ведут хоровод.
Логопед продолжает: «Идем мы полем, солнышко светит, легкий ветерок дует и колышет травку». Все останавливаются.
«Ветерок дует тихо, в-в-в». (Логопед тихо и длинно произносит звук «В», который повторяют дети. Затем движение хоровода продолжается.
«Пришли мы в лес, собрали много грибов и ягод. Вдруг подул сильный холодный ветер: в-в-в.» Логопед длительно и громко произносит звук «В». Дети повторяют звук.
«Дует легкий ветерок – в-в-в… (выдох спокойный, ненапряженный)
И качает так листок – в-в-в…
Дует сильный ветерок – в-в-в…
И качает так листок – в-в-в…(активный выдох).
Дует ветерок, качаются лсточки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
-осиновый –а-а-а…
- рябиновый – и-и-и…
- березовый – о-о-о…
-дубовый – у-у-у…»
Дети хором поют звуки: «А-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у».
«Лебединое перышко»
Ведущий достает контейнер с белыми перышками: «Над нами пролетела стая лебедей и лебеди потеряли перышки. Положите по одному перышку на ладошку и дуйте так, чтобы перышки улетели и закружились в воздухе. Вдох и вдох делать по моей команде, щеки не надувать.»
«Задуй упрямую свечу»
Дети в правой руке держат полоски бумаги в форме свечи. Левая рука лежит на животе и проверяет правильность дыхания.
- Спокойно, беззвучно вдохнуть ртом. Посмотреть, как надулся живот. Сразу же постепенно выдыхая, медленно – «гасить свечу», произнося звук ф-ф-ф.
«Шарик»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал,
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – хлоп!
Ш-ш-ш-ш….
Дети кладут руки на живот и делают вдох через нос, не поднимая плечи. Живот становится круглым. После короткой задержки дыхания - продолжительный выдох с произнесение звука ш-ш-ш-ш…
Артикуляционная гимнастика
«Веселый пятачок»
1. На «раз» - сжатые губы вытягиваются вперед, на «два» - растягиваются в улыбку (зубы не обнажатся).
2. «Пятачок» (вытянутые и сомкнутые губы) движутся вниз и вверх, влево и вправо.
3. Делать движения по кругу «пятачком» в одну сторону, а затем - в другую.
В окончании игры для отдыха мышц лица дети фыркают, как лошадка.
«Удивленный бегемот»
Нижнюю челюсть резко отбросить вниз. Рот открывается при этом широко и свободно.
Игры и упражнения на ритм, темп речи и силу голоса
«Детский сад»
Ведущий читает стихотворение, дети перекатывают карандаш между ладошками в такт чтению.
Детский сад мы очень любим,
В нем играть, расти мы будем.
«Ежик и барабан»
На слова «Бум-бум-бум!» дети ударяют равномерно ладонями по коленям.
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Голосовое упражнение «Спелые фрукты»
«Груши падают на травку» -
БАМ – БАМ – БАМ (громко).
«Сливы падают на травку» -
Бам – Бам – Бам (тихо).
«Вишни падают на травку» -
бам-бам-бам (шепотом).
«Отстучи карандашом»
Воспитатель читает стихотворение, дети ударяют по пальцам левой руки на каждый слог.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом,
От-сту-чим ка-ран-да-шом:
Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,
Гру-ша, ки-ви, манн-да-рин,
Яб-ло-ко, а-на-нас,
Все кру-гом ус-лы-шат нас.
«Осень»
Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой в такт стихотворению.
Дождь, дождь,
Целый день
Барабанит с текла.
Все земля,
Вся земля
От воды размокла…
«Дождик»
Ведущий: «Набежали тучки, и пошел дождик… Редки капли застучали по крыше. Потом дождик стал сильнее, капли падают чаще и чаще. Настоящий ливень. Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
«Здравствуй осень!»
Ведущий читает стихотворение. Дети перекатывают карандаш между ладошками (вперед – назад) в такт чтению.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
«Скворушки»
Ведущий читает стихотворение. Дети поднимаются на носочки и опускаются на пятки в такт чтению.
Сквору-сквору-скворушки,
Распушили перышки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
«Домашние птицы»
Ведущий читает стихотворение. Дети поднимаются на носочки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утенок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
«Повтори, как я»
Ведущий отстукивая одной рукой, задает ритм, например, 2-2-2. В начале освоения упражнения дети видят руки ведущего, в процессе освоения происходит переход к слуховому восприятию, с закрытыми глазами. Дети повторяют ритмический рисунок одной рукой, другой рукой, одновременно двумя руками. Затем воспроизводят этот же ритмический рисунок ногами.
«Маша и куклы»
Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки.
Наша маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки – на окошке,
Две Танюшки – на подушке,
Две Иринки – на перинке,
А Петрушка в колпаке –
На дубовом сундуке.
«Эхо»
Игроки делятся на две команды. Ведущий говорит:
Мы в лес пойдем, грибов найдем,
Ребят громко позовем: «Ау-ау-ау!»
Никто не отзывается, лишь эхо откликается.
Другая группа повторяет: «Ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3-4 раза. «Ау» произносится громко, тихо, тише, шепотом.
«Самолет летит»
Самолет, самолет,
Отправляется в полет.
Полетит он над лесами,
Полетит он над полями.
Дети, меняя силу голоса, долго тянут звук У. Если самолет летит далеко, дети разводят в стороны руки и делают звук тихим. Если самолет летит близко, ладони приближают друг к другу и усиливают звучание.
Упражнения на речь с движением
«Ты и я»
Ты и я, ты и я, (Показывают друг на друга пальчиком)
Мы с тобой одна семья, (Кладут руки друг другу на плечи)
Вместе читаем, (Делают «очки»)
Вместе играем, (Пряжки на одной ноге)
Вместе и во всем мы (Хлопки в ладоши)
Друзьям помогаем.
«Репка»
Не видна из грядки, (Сидят на корточках, руки над головой)
Играет с нами в прятки. (Лицо закрывают ладонями)
И никто бы не нашел, (Пожимая плечами, ходят)
Да гляди, торчит хохол. (Руки вытягивают вперед ладонями вверх)
Потяните крепко, ( «тянут овощ»)
Вытащится репка! (встают на носочки, руки вверх,)
«Осень»
Плюх – плюх – плюх – (Дети ритмично хлопают в ладоши)
По лужам ходим,
Хлюп – хлюп – хлюп – (Дети ритмично топают ногами)
Промокли ноги.
Кап – кап – кап – (Дети помахивают ладонями сверху вниз)
Мы зонт раскроем, (Руки разводят в стороны и делают «пружинку»)
От дождя себя укроем.
«Ну-ка, птички, полетели»
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – (Идут вперевалочку по кругу)
Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда – (вытягивают шеи вперед, отставив)
Га – га – га! Га – га – га! (руки назад)
Наши курочки в окно – ( встают лицом в круг)
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (бьют по бокам руками)
А как Петя-петушок (вытягивают шею вверх и встают спиной в круг)
Рано-рано по утру (поднимаются на цыпочки)
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
«Магазин игрушек»
Ведущий читает стихотворение, дети имитирую действия.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата,
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Скороговорки
Шесть мышат в камышах шуршат.
Сшила Саша Сашке шапку.
От топота копыт пыль по полю летит
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
II квартал учебного года
Общеразвивающие игры
«Дружные звери»
Дети делятся на 3 подгруппы – слоны, медведи, обезьяны. Каждая команда выполняет свое движение. Слоны – кланяются, медведи – топают ногой, обезьяны – широко расставив руки, хлопают в ладоши.
«Летает – не летает»
Ведущий называет предмет, дети, как крыльями, машут руками, если он летает; опускают вниз руки – если не летает.
«Вышивание»
Ведущий – «иголка», остальные – «нитка». Дети, держась за руки, двигаются за «иголкой». Вышивая узор, нитка бежит за иголкой.
«Будь внимательным»
По команде «Сугробы!» дети руками показывают огромные кучи снега;
- «Метель» - быстро бегут;
- «Поземка» бегут, полуприседая.
«Кто за кем»
В группе расставлены стулья, это – «ветки дерева». Каждый ребенок – «птичка». Дети свободно двигаются по группе. «Птица», которую назвал ведущий садится на ближайший стул. Когда все «птицы» сели на «ветки» ведущий предлагает выйти им в том порядке, в котором они садились.
«Ласковая мама»
Водящий играет роль мамы-совы, остальные – ее птенцы.
«Мама» отходит и отворачивается. «Птенцы» садятся в кружок. Воспитатель выбирает одного «птенца», его задача – очень тихо пищать. «Мама» ходит по кругу и ищет «птенца», который пищит. Обнаружив нужного «птенца» «мама» гладит его по голове, приговаривая «Вот ты где…(любое ласковое слово).»
«День-ночь»
По сигналу «День» дети бегут врассыпную, подражая бабочкам, птицам. Мышатам, на слово «Ночь» - замирают. «Сова»-ведущий медленно летает между ними и ищет того, кто пошевелится.
«Снежинка»
-Дети, сегодня я принесла волшебную палочку, которая может всех превратить в снежинки. Сейчас я превращу одного из вас в волшебную снежинку, которая покажет, какое у нее настроение, а мы его угадаем.
Дима, Дима, повернись
И в снежинку превратись!
Ребенок «превращается в снежинку», изображая ее эмоциональное состояние.
«Зажигаем огоньки»
Ведущий показывает детям «елочку», на которой выложены огоньки красного, зеленого и желтого цветов. Дети «зажигают огоньки»: на желтый огонек – хлопают ладошками по коленам и говорят: «ох»; на красный - хлопают в ладоши и говорят: «ах», на зеленый – хлопок над головой «ух».
«Я мороза не боюсь»
Я Мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне Мороз, (Показать руку , нос.)
Тронет руку ,тронет нос,
Значит, надо не зевать .
Прыгать, бегать и скакать. (Движения)
«Костер»
Дети садятся вокруг «костра».Звучат команды:
- «Жарко!» дети отодвигаются от «костра»;
- «Руки замерзли !» - протягивают руки к « костру»;
- «Большой костер!» - встают и машут руками;
- «Искры полетели!» - хлопают в ладоши;
- «Костер принес дружбу» - берутся за руки и водят хоровод вокруг костра.
«Незнайка»
Выбирается водящий – «Незнайка». Дети задают «Незнайке»любые вопрсы по теме «Домашние животные», а тот изображает жестами и мимикой ответ «не знаю» (разводит руками, приподнимает плечи, на лице недоумение).
Затем водящий меняется, игра продолжается.
«Звери на болоте»
Играют все дети - «звери». Звери попали в «болото». Каждому выедаются по три «дощечки» (листы бумаги). Звери могут выбраться из болота только по «дощечкам» и только парами.
У одного «зверя» ломаются две «дощечки», его партнер должен помочь выбраться из болота.
Игры на развитие двигательных способностей
«Снеговик»
Дети – это снеговики: ноги расставлены широко, руки, вытянутые вперед, согнуты в локтях. Округленные кисти смотрят друг на друга. Все мышцы напряжены. Сигнал «Пригрело солнышко» - медленно тает снеговик (мышцы расслабляются постепенно: голова опускает, руки роняют вниз, потом сгибаются пополам, дети опускаются на корточки и падают на пол).
«Огонь и лед»
(Попеременное напряжение всего тела и расслабление).
И.п. - лежа. По команде «Огонь!» дети начинают двигаться всем телом интенсивно. По команде «Лед» - замирают в позе, в которой услышали команду. Тело напряжено до предела. Команды чередуются несколько раз в произвольном порядке.
«Мимическое упражнение»
Ведущий рассказывает, а дети изображают названные в его рассказе эмоции и стояния.
Испугались птицы каких-то шорохов, начали прислушиваться, застыли на ветках, озябли. (Изобразить птичек в морозный день, передать эмоциональное состояние – сочувствие птицам).
И вдруг: о чудо! Вкусный корм кто-то заготовил для них. (Изобразить радость.)
Но тут незаметно подкралась кошка. (Изобразить воробья, который попал в лапы кошке, показать, как рассердились на кошку.)
Кошка выпустила воробья. (Показать, как пожалели воробья.)
«Мы – птицы»
Дети стоят по кругу. Ведущий говорит: «Мы – птицы, парим в воздухе спокойно, плавно. (Дети плавно через стороны поднимают руки вверх над головой и плавно опускают вниз.) Птицы парят над землей, медленно кружат. Нам свободно, легко, радостно. Сейчас птицы опускаются на землю»».
«Кто пасется на лугу»
Дети, подскакивая, движутся друг за другом. На сигнал бубна замирают. Каждый изображает домашних животных:
1 удар – коня («бьют копытом»);
2 удара – козу (наклоняют голову вниз и качают ею из стороны в сторону);
3 удара – корову (показывают рога).
Этюд «В лесу»
Ведущий читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино»).
«В лесу гуляли взрослые животные с детенышами. Детки быстро разбежались и заблудились. Мамы стали их искать.
Волк нашел своих волчат, он их повел в логово.
Медведь нашел своих медвежат, он их отвел в берлогу.
Белка нашла своих бельчат, она их отвела в дупло.
Лиса нашла своих лисят, она их отвела в нору.
Барсук нашел своих барсучат, он их отвел в норку».
Дыхательные упражнения
«Мороз»
Вышел на просторы погулять мороз.
(«Топ-топ! Чап-чап!» -2 хлопка в ладоши,2 хлопка по коленям.)
Белые узоры в косах у берез.
(«У!» - короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.)
Снежные тропинки, голые кусты.
(«Ш « - потирая ладони друг о друга).
Падают снежинки тихо с высоты.
(«П! П! – постепенно опуская руки вниз)
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
(Прижать руки к груди и, произнося «фр-р-р-р-р-р…» резко разводить из в стороны.)
«Снегирек»
Сел на ветку снегирек – (Дети взмахивают кистями рук)
Ф-ф, ф-ф. (коротко, активно выдыхают)
Брызнул дождик – он промок. (ударяю указательным пальцем одной руки)
(по ладони другой)
Ф-ф, ф-ф, ф-ф. (коротко и мягко выдыхают)
Ветерок, подул слегка, (качают поднятыми руками над головой)
Обсуши нам снегирька!
Ф-ф, ф-ф, ф-ф… (продолжительно выдыхают)
«Животные Африки»
- «Слон пьет воду»
Вытянуть широкой «трубочкой» губы и сделать вдох (под счет 1-2-3), затем выдох (под счет 1-2-3-4-5).
- «Рычание тигра и тигренка»
Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр громко, низким голосом, тигренок – тихо, высоким голосом.
- Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
«Слон»
Поставить устойчиво ноги и представить себя слоном. Очень медленно переносить массу тела «слона» на одну ногу. Потом другую ногу высоко поднять вверх и громко поставить на пол. Двигаться по команде, поднимая то одну, то другую ногу, и опуская ее, ударяя о пол. На выдохе произносить: «Ух!»
«Греем руки»
Дети греют руки по очереди все вместе, произнося: «Х-х-х-х-х».
«Доброе животное»
Дети берутся за руки и образую круг.
- Мы – одно доброе большое животное. Послушаем, ребята, как оно дышит! (дети вслушиваются в дыхание: свое и соседа.) Давайте дышать вместе! (Делают вдох –шаг вперед, делают выдох – 2 шага назад.)
- Так животное дышит, точно так же бьется его доброе большое сердце. (Раз - шаг вперед, два – шаг назад).
«Ежик»
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.
«Гудок»
Этот звук найдем в трубе
На военном корабле, Что уйдет сегодня в море.
«У-у-у-у!» - гудит он на просторе!
Дети берут кораблики с «дымом» - кусочком тюля, прикрепленном к трубе, продолжительно тянут звук «У», чтобы «дым» затрепетал.
Упражнения на развития ритма и силы голоса
«Как на горке – снег, снег»
Ребята встаю лицом друг к другу встают парами, в такт стихотворению хлопают в ладоши ( каждая строчка - четыре удара)
Как на горке – снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
Инна елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь!
«Ворона»
Ведущим читается текст. Дети ударяют карандашом по столу в такт стихотворению. ( каждая строчка – 4 удара)
- Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
«Олень»
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Дети топают поочередно ногами на каждый слог, произнося текст:
По снегу шел олень,
И гулял он целый день.
«Отшагай скороговорку»
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
«Ритмическое упражнение»
Проговаривание стихотворение в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем ритм отбить пробуют все по очереди.
Продавец ребятам рад,
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные.
«Веселые вороны»
Ведущий читает стихотворение, а дети изображают ворон и каркают сначала громко, а в конце – тихо.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны: «Как-кар-кар!» (Громко)
Целый день они кричали,
Спасть ребятам не давали: «Как-кар-кар!» (Громко)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали. (Дети тихо: «Как-кар-кар!»)
«На дворе»
Дети имитируют движения рук робота. Текст произносят, скандируя:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки, согревают.
Упражнения на речь с движением
«Зимние забавы»
Соответственно стихотворению дети выполняют описываемые в нем движения:
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы!
«Северная страна»
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода – день,
Из льда здесь люди строят дом, (выпрямляются, поднимают руки вверх)
И океан покрыт весь льдом. (соединяют руки над головой – «крыша»)
«Ехали мы, ехали…»
Выполнять движения соответственно содержанию стихотворения:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у-у!
«Я – отважный капитан»
Я – отважный капитан, (Руки на поясе)
Покорил немало стран. (Марш на месте)
Я в бинокль смотрю вперед, (Руки складывают «биноклем»)
И корабль мой плывет.
Волны плещут лишь слегка, (Покачивают расставленными руками)
Качка тихая пока. (Покачиваются на расставленных ногах)
Сильными вдруг волны стали, (Амплитуда увеличивается)
И матросы все упали. (Ложатся на пол)
Но я качки не боюсь – (Встали, голова приподнята)
Крепко за канат держусь. (Сжимая кулаки, руки вперед)
Управляю кораблем («держат штурвал»)
И в бинокль вижу дом! (Над головой машут руками)
Речевые игры
«Укрась слово»
К слову подобрать наибольшее количество.
Снежинка (какая?)
Зима (какая?)
Мороз (какой?)
Метель (какая?)
Снег (какой?)
Снежки (какие?)
Сугробы (какие?)
Снегурочка (какая?)
«Что может делать птица?»
Дети передают мяч соседу, называя действия птиц (клевать крошки, чирикать, каркать, дрожать от холода…)
«Без чего не бывает зимы?»
Детям раздают картинки и спрашивают: «Без чего не бывает зимы?» Дети показывают картинки и говорят: «Не бывает зимы без… (сугробов, снега, санок, снеговика, горки, метели и т.д.)»
«Составь предложение»
Ведущий предлагает детям составить предложение по двум опорным словам: Маша –маска, Снегурочка – гости, дети – хоровод, елка – лампочки, Дед Мороз – мешок, дети – подарки, снежинки – ветер….
«Добавь словечко»
В Африке живут толстокожие, большие … (бегемоты)
В Африке живут гривастые, сильные … (львы)
В Африке живут длинношеие, пятнистые … (жирафы)
В Африке живут хвостатые, ловкие … (обезьяны)
В Африке живут быстрые, пугливые, полосатые … (зебры)
В Африке живут сильные. выносливые … (слоны)
«Какой? Какая?»
Дети называют признаки животных, перечисляя, передают игрушку друг другу.
Заяц какой? (Трусливый, косой, маленький, быстроногий)
Волк какой? (Злой, голодный, серый, хищный, зубастый)
Лиса какая? (Рыжая, хитрая, ловкая)
Медведь какой? (Косолапый, бурый, большой, неуклюжий, дикий)
«Кто интереснее придумает?»
Педагог произносит слово (глагол),, например, «пилить». Дети придумывают с ним предложения:
- Мой брат пилит.
- Ваня пилит доску. И т.д.
У кого самые интересные предложения. Получают фишку.
За основу предложения можно брать любую часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, наречие и т.д.)
«Дружат или не дружат»
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Скороговорки
Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!
На дворе трава, на траве дрова.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Король – орел, орел – король.
Бобр добр для бобрят.
III квартал учебного года
Общеразвивающие игры
«Ровным кругом»
Дети идут по кругу и произносят: «Ровным кругом, друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе сделаем… вот так!» По сигналу «Вот так!» ведущий в середине круга показывает движение, а дети повторяют его.
«Старенькая бабушка»
- Представим, что в каждой паре есть внук (внучка) и дедушка (бабушка). Бабушки очень старенькие, они очень плохо слышат и ничего не видят (завязывают косынкой глаза). Однажды бабушки захворали. Внуки берут бабушек и ведут между домами (стульями) и к врачу (стулья у стены).
«Рыбки»
Дети встают в пары и договариваются, один из них – рыбка, другой - рбыак. Под стихотворение играют в «ладушки».
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка, плыви! (Прижимают ладошки друг к другу и качают влево и вправо)
Скорее лови!
«Рыбак» старается поймать ладошки товарища на последнее слово, «рыбка» прячет руки за спину. Игра повторяется, дети меняются ролями.
«Море волнуется»
Море волнуется – раз! (Ходьба на месте)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища в стороны)
Море волнуется – три! (Повороты туловища)
Морская фигура – замри!
«Тень»
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, другой позади на 2-3 шага. Второй ребенок – «тень» первого.»Тень» точно повторяет движения первого ребенка, который:
-сорвет цветок на обочине,
-нагнется за красивым камушком,
-поскачет на одной ноге,
-остановится и посмотрит на облака и т.д.
«Ручейки у озера»
Участники делятся на две команды. Слыша сигнал «Ручейки!» - бегут как ручеек друг за другом, слыша сигнал «Озеро!» - берутся за руки и становятся вкруг.
«Птицы»
Дети машут руками («птицы летят») и бегут по кругу. Ведущий ударяет в бубен – дети садятся на корточки и по полу стучат пальчиками («птицы клюют»). Потом встают и бегут опять. По сигналу колокольчика –приседают и руки отводят назад («птицы отдыхают»).
«Космический корабль»
Дети делятся по 5-6 человек на группы. Это «экипажи» космического корабля. На пол выкладываются газеты – «космические корабли», по числу экипажей. Задача «экипажа» - разместиться всем на «корабле».
По мере игры газеты складываются пополам. Игра продолжается до тех пор, пока хотя бы один «экипаж» помещается в «корабле».
«Внуки и дедушка»
Все дети – «внуки», один – «дедушка». Дедушка сидит дома, внуки уходят с свой домик и решают, что будут делать, когда придут к дедушке. Затем бегут к дедушке в гости.
- Где бывали, что видали?
- Дома (на улице, в саду и т.д.в зависимости от задуманного действия)
- Что вы там делали?
Все дети показывают, что они делали. Дедушка должен угадать и назвать действия детей. Назвав, он начинает ловить детей. Пойманный становится дедушкой.
«Дорога на мельницу»
Дети встают в колонну друг за другом, за ведущим, изменяя направление движения по схеме, показываемой педагогом.
Чу-чу-чу – я зерно молочу. (стучат кулаками друг о друга)
Чу-чу-чу – жернова кручу. (потирают, вращая, ладошки)
Чу-чу-чу – муку молочу. (щелкают пальчиками)
«Пшеница и хлебороб»
Дети изображают «колоски», встают в 2 ряда и приседают. Поднимая руки вверх, медленно встают, помахивая плавно руками вперед-назад, вправо-влево. «Хлебороб» - ведущий - идет между рядами, вытягивая в стороны руки. Дети по очереди приседают (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»), так, чтобы их не зацепили. Колосок, которого задели, выбывает из игры или становится хлеборобом.
«Кого укусил комарик»
Дети садятся в круг. Ведущий идет по внешней стороне круга, гладит по спинам детей, одного тихонько щиплет – «кусает комариком». Тот, кого «укусили», напрягает плечи и спину. Другие внимательно наблюдают друг на друга и замечают, кого укусил комарик.
«Паутинка»
Дети плетут паутинку-путанку. Они берутся за руки и встают в круг. Пролезая по очереди под руками, не разжимая рук, паутину запутывают. Водящий старается распутать ее.
«Добрые слова»
Дети встают в круг, педагог с розой стоит в центре.
Все произносят слова:
В круг ребята встали,
Розу увидали,
Цветок надо передать,
Добрые слова сказать.
Педагог отдает одному из детей розу и говорит комплимент. Ребенок с розой становится водящим. Дальше дети меняются, игра продолжается, пока все дети не побывали ведущими.
«Одуванчик»
Дети слушают слова и выполняют действия:
- бутон – берутся за руки, встают в круг;
- бутон раскрывается – держась за руки, отступают назад небольшими шагами;
- одуванчик расцвел –образуют широкий круг, держась за руки,;
- одуванчик побелел – поднимают вверх руки;
- подул ветер – отпускают руки, разбегаются.
Игра повторяется несколько раз.
«Урок – перемена»
По команде «Урок!» дети садятся на стульчики, по команде «Перемена!» - начинают двигаться, бегать, прыгать.
Игры на снятие мышечного напряжения
«Дружная семья»
Каждый выбирает себе роль (мама, папа, бабушка и т.д.). При помощи движений рук и тела показывают, кто чем занимается дома (мама стирает, папа читает газету, бабушка делает пироги, и т.д.)
Педагог спрашивает: «Что делает мама?»
Ребенок дает полный ответ: «Мама готовит обед» или «Мама стирает белье».
Воспитатель побуждает ребенка произносить членов семьи, слова-действия, характерные для каждого из них.
«Мимические упражнения»
Выразить мимикой:
-огорчение – разбили любимую тарелку,
- радость – купили новую игрушку,
- неудовольствие – плохая погода.
«Игра с волной»
Дети подходят к «Берегу моря» - разложенной скакалке.
Дети встают в ряд и смотрят, как водящий изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Водящий движется к детям «волна накатывает на берег» - дети убегают, ведущий отходит – «волна откатывается в море» - дети приближаются к «берегу моря».
«На рыбалке»
Ведущий читает рассказ, а дети изображают, что в нем происходит.
-Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Он тоже хотел рыбу. Саша поставил ведро для рыбы под куст и забросил удочку. Сразу попалась рыба плотва. Он положил рыбу в ведро и забросил удочку снова. Кот Василий подкрался к ведру и вытащил рыбу. Пока Саша ловил окуня, кот поедал рыбу. Саша подошел к ведру, чтобы положить окуня, и увидел, что ведро пустое. Он очень удивился. Хитрый кот Василий сидел в стороне и облизывался.
«Солнце, Дождь, Ветер»
На три разных сигнала «картинки солнца, тучи и ветра» дети показывают движения:
- солнце – подпрыгиваю, хлопаю в ладоши, улыбаются;
- туча – тело напряжено, плечи приподняты, на лице грусть, недовольство, холодный дождь неприятен, а у деток нет зонтов;
- ветер – дети раскачиваются в стороны, на лице спокойствие.
Ведущий обращается к детям: «Смотри, не зевай! Солнце, Дождь, Ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!» Для развития внимания иногда ведущий показывает карточку неправильно.
«Маленькая птичка»
Детям дают в ладошки пушистую птичку. Педагог говорит:
- Прилетела к нам птичка, маленькая, беззащитная. Она так всего боится! Поговорите, успокойте ее!
Дети берут в ладошки птичку, гладят ее, говорят добрые слова, успокаивают ее и успокаиваются сами.
«Мимическое упражнение»
Предложить детям изобразить пирожок: сладкий, соленый, кислый, ароматный, горелый.
«Божьи коровки, бабочки, кузнечики»
Ведущий называет насекомых, дети показывают движения, характерные для него:
- кузнечики – из глубокого приседа длинные прыжки,
- божьи коровки –взмахи разведенными в стороны руками и полет,
- бабочки – взмахи кистями рук. Руки соединяются вместе в области запястий и локтей. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в стороны.
«Цветы»
Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает ведущий.
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Речь с движением
«Мама»
Ведущий читает стихотворение, дети показывают движения.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.
«Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп – (Постукивают ладонями о ноги)
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп – (Потопывают ногами)
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап – (Щелкают пальцами рук с движение сверху вниз»
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп – (Похлопывают по предплечью, скрестив руки)
Вода по спинке.
Ой-ой-ой – (Кружатся на месте)
Кругом вода.
Да-да-да – (Кивают головой)
Себя так жалкою
Одевайтесь в дождь всегда!
«Вот жужжит пчела»
Вот жужжит пчела: «Жу-жу», (Дети машут руками, кружатся на месте)
В улей мед с утра вожу.»
А комарик: «Взить» да «взить» - (Вытягивают вперед указательные пальцы)
Норовит нас укусить.
Ну а шмель – как паровоз: (Руки на поясе, делают «пружинку»)
«Уф» да «уф» - пыльцу повез.
А кузнечик – прыг да прыг, (Прыгают на двух ногах)
Взял и скрылся в один миг.
Речевая игра
«Что для чего?»
- В кастрюле… (варят первое, второе блюда)
- В сковороде… (жарят котлеты, рыбу)
- На подносе… (носят тарелки, чашки)
- В солонку… (насыпают соль)
- В супницу… (наливают суп)
- Ложкой.. (едят суп и кашу)
- Ножом… (режут хлеб и мясо)
- В дуршлаге… (моют овощи, фрукты, макароны)
- В чашку… (наливают чай)
- В чайнике… (кипятят воду)
-В масленку… (кладут масло)
- Чайной ложкой… (размешивают сахар в чашке с чаем)
«Кто больше назовет действий!
- Что делает рыбка? (Плавает, ныряет, смотрит, клюет, попадается на крючок, охотится, плещется…)
- Что делает рыбак? (копает червей, вытаскивает рыбу, ловит, ждет, варит…)
«Почемучка»
Почему весной тает снег?
Почему бегут ручьи?
Почему набухают почти?
Почему распускаются цветы?
Почему появляются насекомые?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче?
«Закончи предложение»
- Весною солнце светит и ….
- В лесу появились…
- Птицы весной спешат…
- Люди с ранней весны…
- Деревья весной…
- Прилетели первые…
- В лесу слышны…
«Что и с чем дружит?»
Дети должны дать полный ответ.
- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
- Стул «дружит» с креслом или тестом?
- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
- Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
- Сервант «дружит» с Людой или посудой?
- Полки «дружит» с книжкой или крышкой?
- Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
«Составь предложение»
Ведущий предлагает детям составить предложение по двум опорным словам: Земля – Солнце, Земля – Луна, космонавт – ракета, космос – планета, Луна – луноход, звезды – астроном и т.д.
Упражнения на силу голоса, интонацию и мимику
«Дельфины»
Ведущий:
- Вы будете дельфинами. Дельфины плавают в море и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они глубоко ныряют за кормом. Когда ныряют большие дельфины, слышится «Плюх» (громко). Когда ныряют маленькие дельфинята, слышится «Плюх» (тише).
Дети повторяют сочетание 2-3 раза.
-Поплыли дельфины, хвостиком машут. (Дети: «Флю-флю-флю»)
-Ныряют большие дельфины… маленькие дельфинята. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо».
«Футбол»
Произнести стихотворение с различной интонацией:
Сказала тетя:
-Фи, футбол! (Пренебрежительно)
Сказала мама:
- Фу, футбол! (Брезгливо)
Сестра сказала:
- ну, футбол! (Неуверенно)
А я ответил:
- Во, футбол! (Восхищенно)
«Радиоволны»
Педагог предлагает выйти на связь с обитателями «Звезды».
За-зо-зу (произносится вопросительно)
Зя-зе-зю (произносится утвердительно)
Звя-зве-зви (произносится удивленно)
Зву-зво-звы (произносится радостно)
«Фонарик»
Над медведем возле уха
Целый час жужжала муха:
«Ж-ж-ж…»
Комары летят,
Летят и пищат
«З-з-з…»
«Ж-ж-ж…»
«З-з-з…»
Дыхательные упражнения
«Моя мама – певица»
1. Глубокий вдох. Руки поднимаются через стороны вверх.
2. Задержка дыхания на вдохе.
3. Выдох с открытым сильным звуком «А-а-а», руки медленно опускаются.
4. Вдох, руки поднимаются до уровня плеч черз стороны.
5. Задержка дыхания.
6. Медленный выдох с сильным звуком «О-о-о», обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
7. Медленный глубокий вдох, руки поднять до уровня груди.
8. Задержка дыхания.
9. Медленный выдох с сильным звуком «У-у-у», руки опускаются вниз, голова – на грудь.
«Веселые рыбки»
На столе стоит «басен» с водой, где плавают бумажные рыбки. Набирая воздух через нос и дуя на рыбку, вытянув губы трубочкой, дети приводят рыбок в движение.
«Веточка»
1. Медленно поднять руки вверх, делая вдох через нос.
2. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание.
3. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание.
4. Медленный вдох через нос, выпрямиться, задержать дыхание.
5. Медленный выдох через рот, наклоняясь влево. Снова задержать дыхание.
6. Дети подходят к березовой веточке, нюхают, на выдохе произносят: «Приятный запах».
«Журавли учатся летать»
Закурлыкали вдали
Улетая… (журавли).
Дети показывают, как учатся летать журавли. Разводят руки в стороны и поднимают их до уровня плеч. Делают через нос вдох. При опускании рук делают выдох. Чтобы усложнить задачу, можно делать взмахи руками, одновременно поочередно поднимая ноги, «летая» по кругу.
«Покорители космоса»
Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к «полету».
1. Полет на Луну – на выдох дети тянут звук А, медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.
2. Полет на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
3. Полет к инопланетянам – на выдохе звук А нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, появляется ощущение легкости и радости.
На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.
«Звуковое дыхание»
«Муха»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глаза закрыты, ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук «В» до полного выдоха воздуха их легких. Повторить 4 раза.
«Комар»
И.п. – стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох, на выдохе произнести негромко и предельно долго звук «З». Повторить 4 раза.
«Жук»
И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук «Ж». Повторить 4 раза.
«Приятный аромат»
Дети по очереди подходят к вазе с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия «Очень приятный запах».
Ритмические упражнения
«Наша бабушка»
Дети совершают плавные движения руками, имитируя дирижера.
Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказу расскажет.
«Капельки»
Кап! Кап! Я – капель,
У меня в апреле (Стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям)
Детям на игрушки,
Кап-кап-кап! Воробью (легко прикасаются пальчиками к голове)
Прямо на макушку.
«Перелетные птицы»
Дети проговаривают стихотворения, совершая плавные движения руками, имитируя дирижера:
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись. Прилетели,
Песни звонкие запели.
«Мы по городу шагали»
Дети произносят стихотворение в процессе размеренной ходьбы:
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
«Мебель»
На каждый удар считалки – один удар мяча об пол.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.
«Сладкоежка»
Дети повторяют считалку и в такт отстукивают кистью руки по бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, поднимать нужно только кисть).
Сладкоежка наш Кондрат,
Пять пирожных съел подряд,
С кремом – два,
С джемом –три,
Ты считалку повтори.
Скороговорки
Жук, над лужею жужжа, дал до ужина ужа.
Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
У Кондрата куртка коротковата.
Милая Мила мылась мылом.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Литература:
1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: ТЦ «Сфер», 2002.
2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение, 1991.
4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005.
5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.
6. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.
7. «Хрестоматия по детской литературе» под ред. В. Кубаревой. – М.: Просвещение, 1988.
8. «Эмоциональное развитие дошкольника». – М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Развитие речи у ребенка подчи...
"Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему "Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста" с фотоматериалом...
«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Развитие речи у ребенка подчинено определенны...
Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речидетей младшего дошкольного возрастаВ современном мире, всё чаще жив...
План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического развития, а так же формирования выразительной речи дош...
"театрализованная деятельность , как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста "
Цель:Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.Задачи:учить детей излагать свои мысли связно, последоват...
Комментарии
Ваш материал заслуживает
Ваш материал заслуживает внимания.