Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.
У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.
В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.
Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.
А.Н.Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игровое действие позволяет ребенку выразить свои самые фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы для проявления творчества, активности, смекалки.
Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действий.
Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль «знатоков».
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности.
Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата.
Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы.
В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память.
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передачи образа.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.
Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.
Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться, принимать правила игры.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Материалы для родителей...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию...
Презентация "Дидактическая игра как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие речи детей младшего возраста...
Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...