Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.
статья по развитию речи (младшая группа)
Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в развитии мелкой моторики.
Пальчиковые игры –как средство развития речи детей.
Развитие речи детей раннего возраста - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания детей раннего возраста, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми раннего возраста. Так как детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, тем временем в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Детям раннего возраста свойственна подражательность, лёгкая внушаемость.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Полноценное развитие речи детей раннего возраста невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания.
Так в своей практике мы используем современные игровые технологии по развитию речи у детей раннего возраста вне занятий.
Учёные давно доказали, что развитие мелкой моторики даёт толчок развитию речи у ребёнка.
В том числе и в области общей и мелкой моторики пальцев рук.
Методы и приёмы игровых инновационных технологий, используемых в работе для развития ребёнка в современных условиях:
- Игры-манипуляции
- Сюжетные пальчиковые упражнения
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
- Рисование пальчиками
- Пальчиковый театр
- Нетрадиционное рисование
- Тестопластика
- Песочная терапия
Существуют следующие виды игр:
Игры-путешествия- призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.
Игры – поручения - В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Развивают умение захватывать щепотью мелкие предметы. Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных форм и материалов -дерева, пластмассы, материи , шерсти - ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики ребёнка. Благоприятное воздействие оказывают застёгивание – расстёгивание ярких пуговиц, вытягивание лент.
Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому включаем упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:
Игры- манипуляции- Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)
Сюжетные пальчиковые упражнения - к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорт (кораблик), диких и домашних животных, птиц, при помощи пальцев.
С помощью настольного тетра.- Дети отрабатывают движение пальцев и указательный жест. Знакомятся с картинкой. Дидактическое пособие способствуют речевой и познавательной активности
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.
Пальчиковые - кинезиологические упражнения «гимнастика мозга» -предложены Деннисоноами. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.
Рисование пальчиками - способствует развитию речи, развитие тактильной чувств. Осознание ребёнком собственного тела, развитие ловкости пальцев и кистей рук. Малыш учится чувствовать границы. Раннее развитие творческих способностей. Развитие представления о цвете. Развитие воображения и образного мышления.
Таким образом максимально развиваются индивидуальные познавательные способности ребёнка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Нетрадиционное рисование- кляксография, рисование штампами, трафаретами, пальцевая живопись, волшебный рисунок, рисование мелками, на воздушных шарах. Эти методы используются в раннем возрасте для активизации внимания, что особенно важно для гипперактивных детей. Сначала ребёнок творит со взрослым С 1года до 2х лет). Потом самостоятельно.
Все эти методы способствуют речевой и познавательной активности, коммуникативных навыков, разв. эм-й сферы.
Тестопластика –является одним из видов народно-прикладного искусства, при действии с тестом (отщипывая и вдавливая пальчиком) у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность. Которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом.
Песочная терапия – игры разнофактурным песком благотворно воздействует на речевой центр, ребёнок учится управлять ручками, изучает свойства. Развитие тактильных ощущений.
Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых нарушений. Игры проводятся в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм Игры могут проводиться, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста.
Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.
Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».
Перед обедом когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке».На прогулке , после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево.
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.
Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов.
При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями руками. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Вышла курочка гулять» «Зайка серенький сидит» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно с сопроводительной речью.
Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель. «Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н. Павлова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...
Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
- Мне нравится (1)