Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку
проект (подготовительная группа) на тему
В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общения между народами требует формирование нового типа личности, способной к иноязычному взаимопониманию.
В соответствии с ФГОС ДО в качестве интегративной цели в процессе обучения выдвигается формирование коммуникации старшего дошкольника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.
Проект разработан для педагогов дошкольного образования и содержит в себе педагогический и методический материал для построения НОД с детьми в процессе изучения нового языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку»
Проект выполнен
Солдатенко Ксенией Юрьевной
воспитателем
МБДОУ ЦРР д/с№13 «Тополек»
г.Ликино-Дулево
Орехово-Зуевского муниципального района
2015 г.
Актуальность проекта. В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общения между народами требует формирование нового типа личности, способной к иноязычному взаимопониманию.
В соответствии с ФГОС ДО в качестве интегративной цели в процессе обучения выдвигается формирование коммуникации старшего дошкольника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.
Раннее изучение английского языка в условиях дошкольной организации имеет огромное значение для развития у детей чувственного восприятия нового языка в процессе устного общения и комплекса способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в начальной школе.
Цель проекта – формирование иноязычных коммуникативных умений старшего дошкольника.
Иноязычные коммуникативные умения представляют собой способности ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками с помощью лексики иностранного (английского) языка.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;
- расширение лингвистического кругозора дошкольников (овладение первичной коммуникацией на втором языке);
-приобщение к культуре стран изучаемого языка;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления дальнейшего психологического барьера;
Развивающие:
-развитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке;
- формирование личностных качеств, эмоциональной сферы дошкольника, его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности;
- развитие познавательных способностей, плюралистического мировоззрения, овладение умением работать в паре, в группе.
Воспитательные:
-воспитание активности, дисциплинированности и наблюдательности;
- воспитание любви и интереса к английскому языку - формирование социокультурной осведомленности;
- воспитание дружелюбного отношения к представителям других стан;
- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.
Реализация проекта.
- Организация коммуникативной деятельности на занятиях по английскому языку. Обучение иностранному языку в условиях ДОО (ДОУ) носит деятельностный характер (Е.И. Пассов), поскольку речевое общение осуществляется посредством коммуникативной деятельности в условиях сотрудничества педагога и дошкольников.
Согласно ФГОС ДО коммуникативная деятельность – это «форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5, с. 38].
Выделим формы коммуникативной деятельности в процессе обучения новому языку в условиях дошкольной организации в таблице №1:
Таблица №1.
Формы коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку
Формы коммуникативной деятельности | |
Непосредственно образовательная коммуникативная деятельность | Самостоятельная коммуникативная деятельность детей |
- Чтение художественной литературы на иностранном языке; - игровые обучающие ситуации; - общение педагога с детьми на иностранном языке; - обсуждение; - рассказ; - беседа; -хоровое проговаривание отдельных слов, фраз; - словесная игра на прогулке; - дидактическая игра; - интегративная деятельность; -игра-драматизация; - показ и драматизация настольного театра; - разучивание стихотворений, рифмовок, скороговорок; - просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций на английском языке; - театрализованная игра; - режиссерская игра; - творческие игры (игры с игрушками, картинками); - работа с карточками, игрушками, картинками; - прослушивание и пение песен на английском языке; -игры с пением на английском языке; - упражнения в освоении танцевальных движений под песенки на английском языке; - рисование, раскрашивание с проговариванием английской лексики; - работа с магнитной английской азбукой; - выполнение занимательных заданий; - проектная деятельность; -викторины, конкурсы, КВНы, открытые вечера, праздники и пр. | - Сюжетно-ролевая игра; - подвижная игра с текстом; - игровое общение; - хороводная игра с пением; - игра-драматизация; - прослушивание художественных произведений, рифмовок, скороговорок и отгадывание загадок; - дидактическая игра. - выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей). -работа с аудио/видео материалом; - прослушивание и пение песен на английском языке; - коллективная творческая работа; - общение детей друг с другом; -самостоятельная коммуникативная деятельность детей в домашних условиях. |
- Организация коммуникативного взаимодействия педагога на дошкольников. Деятельностный подход в обучении является современным требованием к дошкольному образованию, который подразумевает активное коммуникативное взаимодействие педагога и детей.
К формам коммуникативного взаимодействия на занятиях по иностранному языку относятся:
- Диалог/ дискуссия. Педагог организует обсуждение игры, занимательного задания, определенной темы или проблемы занятия, направляя и формулируя реплики детей.
- Беседа. Педагог предъявляет и разъясняет новый иноязычный материал, затем дошкольники отвечают на вопросы педагога, свободно высказывая свою точку зрения.
- Опрос. Педагог формулирует и задает вопросы, оценивает ответы детей. Не исключается разъяснение непонятных для ребят моментов.
- Тренинг. Педагог формирует у детей коммуникативные способности через систему дидактических игр и заданий.
- Командная работа. Педагог формирует команды из ребят, проводит игры, конкурсы, викторины и т.п., направленные на усвоение иноязычного материала, организуя коммуникативную деятельность в каждой из команд.
- Проектная/поисковая деятельность. Педагог формирует поисковые группы детей, для выполнения прикладного проекта на поставленную тему. Далее организует работу, как среди детей, так и их родителей, оказывая помощь в поиске, оформлении и подачи материала.
- Игровая деятельность. Коммуникативное воздействие в дошкольном возрасте основано на использовании педагогом системы дидактических игр с элементами сюжетно-ролевых.
Данные формы взаимодействия способствуют формированию иноязычных коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы ребят, а также служат подготовкой к выполнению проектных заданий в начальной школе.
- Работа над мотивацией старших дошкольников к изучению иностранного языка. Основным мотивом участия или неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие или отсутствие интереса. В связи с этим совместная деятельность преподавателя и детей на занятиях по английскому языку строится на:
- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом общении взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;
- партнерской форме организации образовательной деятельности;
- использованием педагогом занимательных видов деятельности (игры, конкурсы, праздники, проекты, просмотр мультфильмов и т.д.).
Содержание работы в процессе образовательной деятельности состоит из хорошо знакомых и легких для детского восприятия тем: «Знакомство», «Что я умею делать», «Домашние и дикие животные», «Игрушки», «Одежда», «Цвета», «Части тела», «В школе» и др.
4. Работа по формированию иноязычных коммуникативных умений дошкольников (схема №1):
Схема №1.
Направления формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников
Обучение фонетике английского языка: различение на слух звуков
иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, особенностей интонации. Педагог иностранного языка должен показать дошкольникам своеобразие языковой ритмики и мелодики.
Помимо этого фонетика включает в себя навыки аудирования (умение слушать и слышать речь на английском языке, стараться её понять, используя полученные на уроке знания); артикуляции (адекватное произношение звуков иностранного языка). Каждый звук имеет игровое обоснование его произнесения, как на основе звукоподражания, так и по сходству действий.
Обучение говорению включает совокупность задач, которые ставит педагог: обучение дошкольников общаться по-английски между собой или со взрослыми в пределах игровой, учебной, бытовой ситуаций; формирование умений монологической и диалогической речи.
Обучение монологу осуществляется через составление фраз на примере высказываний взрослого.
С начала учебного года дети привыкают как к полным грамматическим формам, так и к сокращенным, разговорным. Ребенок учится с первых шагов пользоваться естественными речевыми моделями, характерными именно для разговорной речи.
При обучении диалогу старшие дошкольники учатся выполнять определенные коммуникативные задачи, а именно:
- начать и закончить разговор, то есть поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, ответить на прощание или предложить вместе совершить какое-либо действие, а также выразить просьбу или пожелание;
- внимательно слушать и адекватно реагировать на высказывание преподавателя или другого ребенка;
- правильно задать вопрос и уметь на него ответить;
- выразить согласие или отказ от выполнения действий;
- побудить к выполнению действия;
- выразить радость или неудовлетворение;
- соблюдать культуру общения в речевом поведении (не перебивать собеседника).
Для ознакомления дошкольников с английским алфавитом используются карточки с буквами; изображением и названием предмета, начинающегося на эту букву; песенный, стихотворный материал. Твердое знание последовательности букв алфавита используется в дальнейшем при работе со словарем, а также является важным критерием при обучении чтению.
В процессе образовательной деятельности по иностранному языку старшие дошкольники учатся не только правильному произношению слов, но и грамотному построению английской фразы для передачи своей или чужой мысли. Поэтому работа по активизации словаря имеет огромное значение и сопровождает весь процесс изучения нового языка.
В содержание образовательной деятельности по иностранному языку также включается набор традиционных речевых выражений, повторяющихся высказываний, которые используются в повседневной жизни:
- в режимных моментах (приветствие, прощание, одевание, раздевание и пр.);
- в ходе занятий (управление поведением ребенка, контроль понимания, поощрение, порицание и др.);
- в игре (распределение ролей, очередность, результат игры и т.д.).
Главная цель в процессе обучения лексике английского языка – познать не максимум слов, а их минимум, необходимый для подготовки к чтению.
Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике: дети учатся не только грамотно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении. Данной цели служат программы и курсы обучения различных авторов.
- Использование методов формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников (таблица №2):
Таблица №2.
Методы формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольников
1. Методы накопления содержания детской иноязычной речи: | 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию иноязычной лексики: |
- общение ребенка с педагогом и сверстниками на занятиях; -перевод с языка на язык (является компонентом отдельных игровых упражнений или возникает спонтанно в ходе занятия); - чтение, рассказывание художественных произведений, придумывание нового названия; - хоровое проговаривание, заучивание слов, словосочетаний, предложений наизусть (стихи, песенки, рифмовки, скороговорки); - тренинг: ответы детей на вопросы учителя, сверстников; - беседа; -словесные дидактические игры; - метод выбора оптимального решения: коллективный диалог по поводу принятия решения, убеждение и аргументация; - метод стимулирования творческой и коммуникативной деятельности: высказывание детьми оригинальной идеи, вопроса, проблемы, придумывание коммуникативных ситуаций; - повторение; - объяснение, разъяснение, поощрение; - соревнование; - рассказывание по игрушкам, картинам, диалог с игрушкой; - разыгрывание коммуникативных ситуаций, диалогов; - пример речевой деятельности педагога (детей); -просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций на английском языке; -наблюдение: непосредственное наблюдение и его развновидности (наблюдение с помощью средств телекоммуникации, прессы, экскурсии и т.д.,); опосредственное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, презентаций, видео); -показ настольного театра; -рассматривание наглядных материалов; - демонстрация изобразительной наглядности педагогом (пособий, иллюстраций, репродукций, картинок, игрушек, карточек и т.д.); -приучение: формирование определенного поведения и дисциплинарности на занятиях, используя традиционные речевые высказывания (приветствие, прощание, счет и др.). | - дидактические игры (предметные, словесные, музыкальные, ритмические, настольно-печатные, игры-занятия); -подвижные игры с текстом; -игровая обучающая ситуация: ситуация-иллюстрация (разыгрывание сценок), ситуация-упражнение (выполнение игровых действий согласно игровому сюжету), ситуация-проблема (активное участие в принятии правильного речевого поведения в игре); ситуация-оценка (анализ и оценка собственной коммуникативной деятельности); - хороводные игры с пением; - творческие игры (игры с игрушками, картинками); - игры-драмматизации; - инсценировки; - дидактические упражнения; - работа с карточками, игрушками, картинками; - выполнение занимательных заданий; -рисование, раскрашивание, лепка, аппликация с проговариванием английской лексики; - работа с магнитной английской азбукой; - прослушивание и пение песен на английском языке; -игры с пением на английском языке; -работа с аудио/видео материалом; - упражнения в освоении танцевальных движений под песенки на английском языке; - организация физминуток (дыхательные упражнения, упражнения йоги с использованием английской лексики. Упражнения на расслабление, танцы под музыку и т.д.); -интегративная деятельность; -выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей). |
- Работа с родителями (законными представителями) дошкольников.
Педагог по английскому языку выстраивает образовательную деятельность с детьми, опираясь на помощь и сотрудничество с родителями. При этом одной из современных форм взаимодействия с семьями воспитанников является родительское собрание, главное предназначение которого - ознакомление родителей с деятельностью кружка английского языка, с результатами диагностики; быстрое получение разнообразной информации о детях, изменениях режима работы кружка и т.д.
Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической и методической пропаганды, которые позволяют доносить справочный и информационный материал (стенды, родительские уголки, памятки, буклеты, записки, благодарственные письма, объявления, тематические выставки, медиатека и др.).
Также формами работы с семьей являются оказание ей помощи через совет, консультации, семинары; поручения, просьбы и т.д.
Важная форма партнерства – совместная деятельность педагога английского языка, родителей и детей. Совместной является деятельность, возникающая при объединении людей для достижения общих целей (утренники в детском саду, творческая мастерская, тематические вечера, посиделки, акции, конкурсы, викторины, прогулки и экскурсии, проектная деятельность и др.).
Ожидаемый результат.
Иноязычные коммуникативные умения детей на этапе завершения обучения английскому языку в условиях дошкольной организации представлены в таблице №3.
Таблица №3.
Иноязычные коммуникативные умения детей на этапе завершения обучения английскому языку
Иноязычные коммуникативные умения | Старший дошкольник | Используемые виды иноязычной речевой деятельности | ||
Знает | Умеет | Владеет | ||
- о роли и значимости языка в поликультурном мире; - о строе английского языка и его отличиях от родного; - о стране изучаемого языка, ее традициях и обычаях; - о произведениях зарубежного фольклора. | - общаться с носителями языка с учетом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной форме общения. | - способами взаимодействия с окружающими людьми; -разными видами иноязычной речевой деятельности; -речевыми средствами общения. | -монолог; -диалог; -говорение; -аудирование; - учебная беседа; -ответы на вопросы; -рассказ; -обсуждение; -рассуждение; -оценивание; -аргументация собственных мыслей. |
Подводя итоги проекта, отметим, что главным результатом раннего обучения иностранному языку является обретение детьми личностных качеств, ценностных ориентаций и способностей, которых не было ранее, это – становление дошкольника как человека культуры: культуры нравственной, речевой, культуры общения и труда.
Список литературы
- Веракса, Н. Е.Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозайка-Синтез, 2006
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003
- Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов/ Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. – СПб.: Златоуст, 2007
- Протасова, Е.Ю. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Little by little»/ Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах//Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014
- Скоролупова, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2014
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."
Дети будут учиться осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии "Са-ФИ-Дансе"
Сюжетное занятие во второй младшей группе с использованием оздоровительной технологии...
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием технологии ИКТв подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»
конспект : Интегрированная образовательная деятельность на тему "Путешествие в космос" Приорететная образовательная деятельность - познание. интегрируемые образовательные области - коммуни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»
Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Волшебная вода»
Цель: познакомить детей со свойствами воды;вовлекать детей в экспериментально исследовательскую деятельность;развивать умение работать в группе;активизировать и обогащать словарь детей;воспи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи:Образовательные:1. Познакомить со свойствам...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи:Образовательные:1. Познакомить со свойствам...