Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме
Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnoy_obraznoy_pamyati.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Дошкольный возраст является периодом, когда складываются наиболее благоприятные условия для развития памяти. Именно память является в детском возрасте одной из центральных функций психики, в зависимости от которой строятся все остальные, например, мышление и воображение. Первой в процессе развития ребенка появляется образная память, когда запоминаются и воспроизводятся картины окружающей жизни, звуки, запахи, вкусовые ощущения. Этот вид памяти преобладает в дошкольном возрасте, а затем перестраивается и усложняется, создает предпосылки для развития словесной памяти и во многом определяет результат запоминания слов. Образная память в дошкольном возрасте занимает ведущее место среди познавательных процессов, имеющих наглядный характер. Так, овладеть речью, запомнить то или иное слово ребенок может только тогда, когда соотнесет его с определенным предметом или их группой. Память делает восприятие наиболее полным, разносторонним; поставляет разнообразный материал для мышления и воображения; дает детям возможность сопоставлять результаты своих действий и анализировать прошлый опыт, влияя на развитие личности, самосознания и самооценки. Образная память обслуживает все виды деятельности.
В конце дошкольного возраста дети начинают осознавать запоминание, как специальную цель. Для ее достижения они стараются применять волевые и интеллектуальные усилия. Память меняет свое место в психике ребенка и становится особым целенаправленным действием.
Эффективность произвольной образной памяти зависит от следующих условий:
- от содержания запоминаемого материала(натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры);
-от обозначения объектов словом(проговаривание названий не только вслух, но и про себя улучшает произвольное запоминание);
-от введения дополнительной конкретной задачи, не противоречащей поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет);
-от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей;
-от связей предметов на картине;
-от связи запоминаемого материала с личным опытом ребенка;
-от степени и характера речевой и мыслительной активности в процессе запоминания.
Эффективность образной памяти зависит не только от признаков объекта, но и от полноты их восприятия, а также от умения анализировать полученную информацию.
Дидактическая игра является наиболее предпочтительной и приемлемой для развития произвольной образной памяти. Особенность дидактической игры заключается в том, что цель ее проведения скрыта от ребенка. Малыш не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе обучения. Конечным итогом (результатом) игры является решение игровой и дидактической задачи, которое осуществляется путем выполнения определенных действий, опирающих на правила. Этот итог может быть материальным (составил картинку, выложил узор) и идеальным (выиграл, отгадал). С возрастом дети направляют все больше усилий на достижение идеального результата. Начиная со среднего дошкольного возраста дети могут достигать поставленной цели коллективно.
Учитывая особенности произвольной образной памяти, сформировавшейся у детей старшего дошкольного возраста, можно сформулировать определенные требования к дидактическим играм:
1.запоминание должно иметь близкую цель;
2.опираться на выделение признаков объекта;
3.выделение признаков предмета предполагает опору на мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);
4.при воспроизведении материала необходимо анализировать причины ошибок детей, а во время игры- повышать их активность;
5.усложнение игр должно заключаться в изменении количественных и качественных показателей.
Таким образом, дидактическая игра оказывает комплексное воздействие на психику ребенка, предполагающее прежде всего освоение социальных способов познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"
Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...
Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....
Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"
Данный буклет адресован родителям и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....
«Развитие внимания и памяти у старших дошкольников»
Консультация для родителей старших дошкольников...
Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?
Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания....
Мастер-класс для родителей "Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Конспект мастер-класса для родителей «Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»Цель: Повышение родительских компетенций и формирование пр...