Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?
консультация по психологии

Анастасия Павловна Емельяненко

Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_pamyat_proizvolnost.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

Особенности развитие внимания и память в старшем дошкольном возрасте.

Что такое произвольность?

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня я хочу предложить вам поговорить о двух очень важных процессах: внимании и памяти. Давайте подумаем зачем нам вообще нужна память и внимание в обычной жизне?

Игра с мячом «Продолжи фразу»: « Память нужна человеку, чтобы….», «Внимание нужно человеку, чтобы…»

Подводя итог всего вами сказанного, отмечу, что внимание и память позволят нам получать знания об окружающем мире и жить в этом  мире. Внимание и память обеспечивают нашу безопасность,  осознанность и возможность запоминать  свой опыт, передавая последующим поколениям, что обеспечивает наше выживание.

Как формируется внимание у ребенка?

Когда ребенок рождается как таковое внимание отсутствует. Оно слито вместе с восприятием окружающего мира. Развитие внимания идёт за счет работы восприятия. Ребенок учится сосредотачиваться на звуках, цвете, свете, мамином лице, сначала на несколько секунд, потом минут и больше…Этот процесс активно развивается  и во многом этому способствуют сами родители. Они активно привлекают внимание детей: обнимая, целуя, гремя погремушкой, показывая пальцем на предметы, называя предметы и т. д..

Само по себе разделенное внимание без частя взрослого формируется трудно и долго.   К пятилетнему возрасту   внимание присутствует как полноценный психический процесс и основной движущей силой развития внимания является интерес.

В дошкольном возрасте основная особенность внимания – его непроизвольность, то есть оно возникает как бы само по себе, без усилий воли.  И тренируется  за счет того, что интересно.

Произвольное внимание  - (нужно проявить волю, усилие для привлечения внимания). Ребенок к 4-5 годам под руководством взрослого может выполнять сложные инструкции. Произвольное внимание- это не то, что нравится, а то, что надо сделать.  

Произвольное внимание начинает формироваться  в старшем дошкольном возрасте и его активное развитие приходится на период школьного обучения.

Сейчас предлагаю вам посмотреть на схему формирования внимания ( на доске).  Раньше детей в школу  принимали , начиная с 6летнего возрасте, сейчас с 7-летнего. Как вы думаете почему? Потому что раньше к возрасту 6 лет у детей было достаточно хорошо  сформировано произвольное внимание, в достаточной степени, чтобы высидеть на уроках. К сожалению, современный мир и новые технологии, не помогаю, а скорее даже, наоборот, мешаю современным детям  созревать физиологически к 6 годам.  В настоящий момент дети более или мене физиологически готовы к школе только 7 годам, и к всеобщей печали, эта готовность присутствует не у всех.  Для такого процесса есть причина. Как вы думаете какая? ( ответы родителей).

Вы совершенны правы – использование гаджетов, компьютерных игр, бесконтрольный просмотр телевизора  мешает произвольному вниманию активно формироваться и связано это с тем, что познавательный интерес у детей развивается в недостаточной степени и заменяется на  пассивное восприятие яркой информации ( компьтерные игры, мультики и т.п.) Такое пассивное восприятие снижает мотивацию к обучению, не стимулирует детей прикладывать усилия в выполнении сложных заданий и достаточно часто приводит к формированию компьютерной зависимости в дальнейшем.  Так мы получаем пассивного ребенка без развитой мотивации к обучению и сниженными навыками самоконтроля.  И главная фраза таких детей: «Это сложно и не интересно, я это не хочу делать и не буду».  А ведь обучение –это не только хочу, но и надо.   Игры, в которые полезно играть с детьми  для развития внимания и памяти.

  1. Прятки игрушек. Пеед ребенком расставляет 10 игрушек, ребенку даётся задание , запомнить все игрушки, потом он закрывает глаза, а родитель прячет 1 или  игрушки. Ребёнок должен отгадать, кто исчез. Задание можно усложнить, просто поменяв местами 2 игрушки.
  2. Игра фотограф. Такая же как прятки игрушек, только с картинками и ребенку даётся задание сфотографировать в своей памяти картинки.
  3. «Я положил в мешок…» Ребенку и родителю надо продолжить фразу, запоминая все предыдущие слова и прибавляя своё новое слово. Так же можно продолжать другие фразы: « мы положим в чемодан..»,  «В автобусе  ехали…»
  4. Игра «Магазин». Скажите ребенку, что надо купить в магазине, а когда придёте за покупками, пусть вам помогает, подсказывает, что надо купить.
  5. Учите стихи, сначала –короткие, а потом усложняйте .
  6. Запомни смысловые парочки. Назовите ребенку 5 пар слов, связанных смыслом, например : заяц – морковь, снег- холодный, дорога- светофор и т.д. . Затем назовите ребенку первое слово, а он пусть вспомнить второе из пары.
  7. Настольные игры: лотто, домино, мемо, «Барамелька»,  «Дубль», пазлы, «Веселый, грустный, злой»
  8. Вместе со взрослым ребенок показывает  и называет части тела, затем взрослый начинает путать, говорить одно, а делать другое. Ребенку надо делать то, что родитель говорит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

"Картотека игр на развитие внимания детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет...

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста» Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонент...