Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
консультация на тему

Абсалямова Родалина Родиковна

Дидактическая игра

 как средство развития произвольной

образной памяти

 у старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_did._igra_.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

 как средство развития произвольной

образной памяти

 у старших дошкольников.

Составила Абсалямова Р.Р.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место,  обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни запахов, вкусовых ощущений и пр. Следует подчеркнуть, что образную память нельзя рассматривать как механическую, фиксирующую внешние случайные связи, как преходящую, начальную  ступень в развитии словесно- логической памяти. В ходе онтогенеза образная память перестраивается, усложняется, создавая предпосылки для развития словесно-логической памяти, вступает с ней в сложные взаимоотношения, во  многом определяя ее эффективность. В конце дошкольного возраста в памяти ребенка происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина и др.) исследования З.М.Истоминой, проведенные на словесном материале, показали, что развитие произвольной памяти происходит в три этапа. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характеризуется наличием мнемической цели, но без применения способов; на третьем этапе используются способы запоминания. Наше предварительно исследование позволило конкретизировать представление об этих этапах по отношению к образной памяти. Этот переход к сознательно управляемым мнемическим действиям включает такие этапы:

  • ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого (мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание);
  • ребенок использует мнемические средства сначала неосознанно, а затем осознанно;
  • ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для  ее реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т.е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Одним из средств развития  произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим  требованиям:

  • процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и пр.;
  • процесс запоминания должен  опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существительных  свойств объектов;

  • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных ( уменьшении времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных ( услож-нение содержания, увеличение деталей у  запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания;
  • в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и  самостоятельной деятельности детей;
  • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок;
  • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов процесса.

На первом начальном этапе основная цель игры состоит в обучении детей принимать мнемическую цель от взрослого, тем самым осознавать различия между воспроизведением и запоминанием, называнием.

Игра «Запомни и назови».

М а т е р и а л: 4  серии карточек ( размером 29х 30 см) по 4 в каждой. На первой картинке всех серий изображен единичный предмет, окрашенный не  более чем в 5 цветов; на второй -  единичный предмет с разнообразными деталями и цветовыми сочетаниями; на третьей – 2-3 предмета с  использованием 5-6 цветов; на четвертой – натюрморт из 5-8 предметов,  окрашенных в 5-6 цветов. Цвета на картинках должны быть локальными. В игре можно использовать сказочный персонаж, например Петрушку, для  создания игровой ситуации.

Приводим примерное содержание всех серий картинок: № 1 – рыбка,  кукла, три гриба-сыроежки, стоящая на салфетки миска с тремя яблоками и  грушей; № 2 – петрушка, матрешка, три гриба-подосиновика, ваза с пятью васильками и лежащими рядом двумя яблоками; № 3 – петух, кукла, еж с тремя яблоками на иголками, стоящая на  салфетке миска с двумя яблоками, грушей и лежащей рядом одной клубникой; № 4 – заяц, кукла, два  цыпленка, ваза с пятью цветами и лежащими рядом ягодами клубники.

Р у к о в о д с т в о. Игра проходит в 4  этапа. На первом используются картинки первой серии, причем каждая из  картинок применяется 1-2 раза. Игра начинается с того, что воспитатель знакомит детей со сказочным персонажем Петрушкой, которым нарисовал картинку и хочет показать ее детям. Затем Петрушка «предлагает» детям поиграть, объясняя, что будет загадывать загадки, но необычные: отгадки спрятаны на картинке. И чтобы отгадать эти загадки, надо запомнить, что нарисовано на картинке. Затем Петрушка задает детям вопросы,  нацеливающие их на всесторонний анализ картинки. Например: кто нарисован на  картинке? Что окрашено в желтый цвет? Сколько плавников у рыбки? Какого они цвета? Чем отличаются плавники  у рыбки? Какого цвета нужны карандаши, чтобы раскрасить хвост рыбке? И т.п. Первым всегда задается вопрос о том что нарисовано на картинке, чтобы дети выделили объект для 0запоминания. Такой же вопрос завершает анализ изображения для создания целостного образа. Вопросы к картинкам составляются воспитателем заранее с целью анализа всех признаков изображенного предмета: цвета, формы, величины, соотношения между предметами и пр. Они нужны для того, чтобы лучше запомнить картинку. После анализа изображений Петрушка предлагает внимательно посмотреть на картинку и запомнить то, что  на ней нарисовано. Дети запоминают изображение 1-2 мин. Затем картинка закрывается, и Петрушка задает вопросы,  как и при  анализе изображений. После каждого ответа проверяется его правильность, отмечается,  какой признак предмета запомнил или  не запомнил ребенок. За правильный ответ можно давать фишку.

Следующие три этапа игры проводятся аналогично первому с  использованием соответствующих серий картинок. На втором этапе к придумыванию загадок в процессе воспроизведения привлекаются дети. На третьем этапе в процессе запоминания Петрушка задает лишь 2-3 вопроса, после  чего воспитатель предлагает детям ему помочь и придумывать вопросы самим. От конкретной формулировки задания: «Придумай вопрос про яблоко» -  воспитатель переходит к обобщенной: «Про что еще можно спросить, чтобы лучше запоминать?»

На четвертом этапе игры дети запоминают изображения самостоятельно без вопросов, а в процессе воспроизведения загадки загадывают друг другу. На протяжении всей игры у  детей спрашивают: «Как можно проверить, правильно ты запомнил или нет?»

На всех этапах дети должны проверить правильность воспроизведения, исправить при необходимости ошибки, объяснить, какой элемент, объект или признак они запомнили неправильно. Это  формирует у них способность управлять процессом воспроизведения.

Цель дидактических игр второго этапа состоит в обучении детей  выделять признаки предметов ( форма, величина, цвет), соотносить выделенные признаки с соответствующим эталоном и использовать их в качестве средств для запоминания. В этих играх дети закрепляют осознание различий между  запоминанием и воспроизведением, приходят к пониманию необходимости применения некоторых приемов  для лучшего запоминания. Дети продолжают обучаться использованию контроля и самоконтроля, состоящего в проверке ошибок при воспроизведении, анализе их причин сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно.

Игра «Раскрась петушка».

М а т е р и а л: силуэтное изображение петушка из светлой бархатной бумаги на фланелеграфе, такие же  силуэты для всех детей группы, разноцветные элементы ( хвост, крылья и т.д.), разноцветные полоски  бумаги, соответствующие и не соответствующие цвету элементов образца.

Р у к о в о д с т в о: Игра проводится в три этапа. На первом воспитатель показывает детям петушка и предлагает его раскрасить, прикрепляя разноцветные элементы на изображение и сопровождая свои действия объяснениями: «…хвост у петушка будет зеленый с красным, а крылья желтые» и т.д. Затем воспитатель говорит, что петушок спрячется, а дети должны запомнить, как он раскрашен, и раскрасить своих петушков так же. Детей можно спросить: «Что надо сделать, чтобы запомнить?», а затем задавать вопросы, нацеливающие на анализ изображения: «Какими цветами раскрашен петушок? Что у него одинакового цвета, а что  разного?», и т.д. После этого  воспитатель говорит, что цветные полоски помогут детям запомнить цвета,  которыми раскрашен петушок, и предлагает выбрать необходимые полоски. Если дети не справляются с заданием, им можно предложить приложить полоску цветной бумаги к образцу, чтобы проверить соответствие. Кроме того дети могут сочетать количество элементов одинакового цвета и выбрать нужное число полосок. Затем образец закрывается, и  дети, используя выбранные полоски, раскрашивают своих петушков. После выполнения задания проверяется его правильность, исправляются ошибки. Если в процессе воспроизведения дети не могут вспомнить локализацию цвета, то воспитатель предлагает им откладывать в сторону использованные полоски и выбирать оставшиеся цвета. В конце игры воспитатель спрашивает, что помогло детям запомнить и почему они выбрали определенное число полосок определенного цвета. На втором этапе игры воспитатель раскрашивает петушок- образец без объяснений. Дети анализируют изображение по вопросам воспитателя, затем выполняют задание сами. На  третьем этапе воспитатель раскрашивает петушка без анализа и предлагает сделать это детям самостоятельно.

Игра «Соберем урожай».

М а т е р и а л :  плоскостные изображения двух корзинок  разного цвета; наборы изображений овощей и  фруктов разного размера, цвета, формы, с  разными деталями: 2-3 помидора, яблоко, огурец, морковь и др.; геометрические фигуры, соответствующие и не соответствующие по цвету и размеру овощам и фруктам; изображение белки на фланелеграфе.

Р у к о в о д с т в о. Игра  проходит в три этапа. Воспитатель говорит, что белочка для своих друзей посадила овощи и фрукты, у нее вырос  богатый урожай. Овощей и фруктов так много,  что одной белочке их не собрать и она просит детей помочь ей.  Воспитатель говорит, что белочка соберет урожай в свои корзиночки, а дети должны запомнить, что в них лежит, и остальной урожай разложить так же. «В зеленую корзиночку белочка положила большое желтое яблоко, а в коричневую – большую оранжевую морковь и 2 маленькие желтые луковицы» – объясняет воспитатель и выкладывает изображения на фланелеграфе, побуждая детей анализировать каждый объект по его вопросам о цвете, форме, величине, расположении и  количестве. После этого воспитатель обращает внимание детей на   геометрические фигуры и предлагает выбрать те, которые помогут им запомнить.

Наглядная опора  может состоять из двух геометрических фигур, например, два яблока с листочками дети  могут выбрать большой круг и маленький,  расположив их один на другом. Если  дети самостоятельно не догадываются расположить наглядные опоры в том же порядке, как на образце, то  воспитатель помогает им в этом. В процессе выбора средств для запоминания и после  воспроизведения воспитатель задает детям вопрос о причине выбора определенных наглядных опор, добивается, чтобы они отмечали необходимость запоминания названия объекта и его признаков. После выполнения задания дети самостоятельно проверяют его  правильность, исправляя ошибки. Второй и третий этапы игры проводятся аналогично второму и третьему этапам игры «Раскрась петушка».

Игра «Составь картинку».

М а т е р и а л: геометрические фигуры для фланелеграфа ( круг, треугольник, полукруг, квадрат), каждая из которых имеет несколько вариантов,  отличающихся по цвету, величине; два набора таких же геометрических фигур для каждого ребенка ( 1 –й набор состоит из фигур белого цвета; 2-й – из фигур аналогичных по цвету демонстрационному материалу); картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур ( машина,  пароход, дом, грибы и т.д.) размером 21х 12,5 см (рис. 1)

Р у к о в о д с т в о: Воспитатель показывает детям несколько геометрических фигур предлагает думать, какие предметы можно из них составить, а затем выкладывает на  фланелеграфе свой вариант изображения или  предложенный детьми. Воспитатель просит детей запомнить изображение на фланелеграфе и составить такое же самостоятельно. После формулировки мнемической цели воспитатель спрашивает у детей, что им может помочь запомнить, подчеркивает, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, а в  качестве средства для заполнения можно использовать белые геометрические фигуры. Необходимо, чтобы дети поняли, что эти мнемические средства помогут им запомнить форму, количество, величину отдельных деталей предмета, а запомнить предмет в целом и его цвет они должны сами. С этой целью им задают вопросы: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку? Что вы должны запомнить сами? Почему вы так думаете?»  После того как дети составили  изображение, они должны самостоятельно проверить его правильность, отметить ошибки, объяснить, почему они  выбрали именно такие фигуры в  качестве средств заполнения, как они помогли им запомнить изображение. За  правильно составленное изображение дается фишка. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек. После того как игра освоена, для  запоминания детям предлагают предметы, изображенные на карточках. В  этом случае они должны самостоятельно выделить детали объекта и его  признаки, т.е. проанализировать картинку.

Игры третьего этапа направлены на постепенный переход ребенка от  сознательного принятия мнемической цели от взрослого и согласования с нею своих действий в течении длительного времени к самостоятельной постановке цели на запоминание. На этом этапе дети продолжают упражняться в выделении признаков предметов, применении мнемических средств и способов самоконтроля, поэтому в каждой игре после постановки мнемической цели воспитатель предлагает детям назвать какие признаки предметов они должны запомнить. Причем в первых трех играх мнемическая цель формулируется воспитателем в начале игры и  может повторяться, если ребенок ее теряет. В остальных играх она  ставится только в начале игры. Эта группа игр достаточно многочисленна, поскольку основана на узнавании и воспроизведении и содержит широкое усложнение содержания – материала игр, включающее переход от запоминания конкретных предметов к абстрактным геометрическим фигурам и  поэтому усложнение их анализа, а также возрастание самостоятельности ребенка, предполагающее все  больший переход от контроля к самоконтролю и, наконец, к самостоятельной постановке мнемической цели в последней игре «Нарисуй картинку».

Игра «Найди такой же».

М а т е р и а л: карты белого цвета по   числу участвующих в игре детей размером 24 х 13 см, разделенные на 8 квадратов размером 6,5 х 6 см; набор из 24 карточек для каждого ребенка. На  8 основных изображениях нарисованы грибы, шары, яблоки, вишни, груши, кубики, пирамидки, флажки. Каждому основному изображению соответствует 2  дополнительных, отличающихся от него цветом, количеством предметов или их  расположением. Например, основная картинка содержит расположенные рядом синий и желтый кубики, а третий синий кубик нарисован ниже. На первой дополнительной картинке нарисованы кубики такого же цвета, как и  на основной, но отличающиеся расположением – изображены рядом друг с другом. На второй дополнительной картинке кубики расположены так же, как  и на основной, но вместо синего кубика нарисован голубой.

Р у к о в о д с т в о: игра  напоминает лото. Воспитатель предлагает детям поиграть в лото и объясняет, что  водящий будет показывать карточки, а  ребята должны запомнить, что на них нарисовано, и найти такую же картинку. Карточки показывают по одной, а  затем проверяют правильность выполнения задания. Если ребенок верно запомнил картинку, то он  закрывает ею пустую клеточку на большой карте. А если он ошибется, то карточка остается пустой. При правильном выполнении задания воспитатель подчеркивает, например: «Ты правильно запомнил, что два кубика нарисованы рядом. А желтый снизу». Если  ребенок ошибется, то воспитатель отмечает характер ошибки и просит ее исправить. Выигрывает тот, кто  быстрее закроет большую карту. Игру можно проводить без  больших карт, тогда за правильно выбранную картинку ребенок получает фишку, а выигрывает тот, кто имеет больше всех фишек. Сначала роль водящего выполняет воспитатель. А затем кто-то из детей.

Игра «Разноцветные коврики».

Проводится после освоения детьми предыдущей игры. Отличие состоит только в применении абстрактного материала: набор из 15 карточек размером 6 х 6 см. (  для каждого ребенка и ведущего), отличающихся цветом, расположением, количеством, величиной, формой составляющих узор элементов (рис. 2).

Игра «Найди пару».

М а т е р и а л: 11 пар силуэтов сердечек, отличающихся цветом фона;  цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор

(рис. 3);

Р у к о в о д с т в о:

Вариант 1. Воспитатель раскладывает сердечки на двух столах так,  чтобы на каждом столе было по одному сердечку из пары, и предлагает детям помочь малышам найти пару. Затем каждый ребенок выбирает сердечко, к которому он должен был найти пару, запоминает его и на другом столе находит такое же, сравнивает оба сердечка, проверяет правильность выполнения задания,  отмечая ошибки.

Вариант 2. Дети делятся на две подгруппы, воспитатель раздает им сердечки так, чтобы одинаковые были у детей разных подгрупп. Дети первой  подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставляют попарно, чтобы рядом с каждым сидящим ребенком был пустой стул. Дети второй подгруппы должны запомнить, какое у них сердечко, оставить его на своем стульчике и найти себе пару, т.е. ребенка из первой подгруппы с таким же сердечком. Дети, у которых сердечки одинаковые, садятся рядом. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильно. Ошибки дети анализируют самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"

Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...

Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников

Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи....

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"

В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Проект "Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника".

Актуальность:Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразв...

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...