Мастер-класс для родителей "Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности"
консультация (старшая группа)
Конспект мастер-класса для родителей
«Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»
Цель: Повышение родительских компетенций и формирование практических навыков родителей.
Задачи:
1. Сформировать у родителей представление о возможностях музыкально-ритмических игр для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников.
2. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогатить знания, практические навыки и умения родителей по вопросам развития произвольности у дошкольников».
Оборудование: музыкальные инструменты для каждого участника (шумовые - маракасы, бубенцы, колокольчики, бубны и т.п.), кукла Петрушка, барабан.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии произвольной регуляции поведения у старших дошкольников. Мы немного пообщаемся на тему саморегуляции, я расскажу, как решаю задачи развития произвольной регуляции в музыкальной деятельности с детьми, и вместе мы поиграем в игры, которые помогают детям научится управлять своим поведением и действиями, и в которые вы сможете поиграть с ними, например, дома.
Давайте сначала с вами поговорим, что же такое саморегуляция, что обозначает этот термин. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Саморегуляция это ….
Теперь посмотрим какое определение дают психологи. Саморегуляция - это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. Поэтому развитию саморегуляции в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание.
Существуют разные способы и приемы для развития саморегуляции: аутотренинг, дыхательная гимнастика, релаксация и, конечно же игры с правилами. Об этих играх мы сегодня поговорим и конечно поиграем.
Психолог Лев Семёнович Выготский назвал игру школой произвольного поведения. Следуя правилам игры, ребенок подчиняет свое импульсивное поведение заданным правилам. Сегодня я представлю игры, направленные на развитие произвольности, которые я разделила на пять направлений. В эти игры мы с ребятами играем как на музыкальных занятиях, так и в группе, в совместной деятельности.
1. Игры-встраивания
Основная цель игр этого блока - привлечение внимания детей, концентрация внимания на педагоге, регуляция (нормализация) активности. Игры помогают привлечь внимание детей к музыкально-ритмической деятельности, не прибегая к речевой инструкции совсем или используя речь в минимальном объёме.
Игра «Играй, барабан (бубен, ксилофон)»
Игра основывается на телесной реакции на музыку. Педагог – водящий, задаёт ритм и темп движения. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.
Первое движение всегда достаточно чётко различимое, в среднем темпе – шаги (чёткий удар на каждый шаг), подскоки (синкопированные удары), стремительный бег (быстрые громкие удары), лёгкий бег на носочках (быстрые тихие удары), кружения, плавные перетекания (шуршание по мембране) и т.п.
Впоследствии, когда игра хорошо усвоена детьми, игра усложняется – уже каждый ребёнок может попробовать себя в роли ведущего, своей игрой задавая ритм движениям детей. Ребёнок может, как повторить способ игры педагога, так и придумать свой ритм или последовательность действий.
В домашних условиях вначале водит родитель, затем роль водящего передаётся ребёнку), задаёт ритм и темп движения. В руках у него - любой звучащий предмет, с фактурой, способной издавать разнохарактерные звуки - крышка от кастрюли, пластиковая тарелка и ложка и т.п. Можно заранее устроить с ребёнком эксперимент «Как звучат предметы» и выбрать самый необычно и ярко звучащий.
2. Игры с паузами (стоп - сигналом)
Эти игры очень полезны для развития саморегуляции, так как детям в них приходится быть внимательными и преодолевать двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Детям достаточно трудно осуществлять контроль за движениями, в частности, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Многие продолжают двигаться несмотря на то, что музыка уже закончилась. И в решении этой задачи на помощь приходит музыкальная пауза.
Игра «Шаг – побежали»
Игра обогащает глагольный словарь, формирует контроль за движениями, речедвигательные координации
Пауза в игре, предваряет смену направления движения, смену характера движения. Взрослый начинает движение, обозначая в речи шаги и бег.
Шаг, шаг, шаг – тс-с-с-! (Остановка-замирание-пауза) - 4 раза
Побежали, побежали, по-бе-жа-ли! 3 р
Побежали, побежали и на месте стоп!
Повтор 2-3 раза.
Можно двигаться как вперёд лицом, так и вперёд спиной, т.е. осваивая новое движение. Также можно шаги и бег подкреплять хлопками - чёткими, ритмичными на шаг, быстрыми, лёгкими на бег.
3. Игры с предметами в роли ведущего
Управление игрой осуществляется опосредованно, с помощью предмета, игрушки или детского музыкального инструмента. Действиями ребёнка управляет, например, кукла Петрушка (и ничего, что он в руках взрослого).
Игра «Петрушка - музыкант»
Игра развивает умение концентрировать внимание, тренирует реакцию соотнесения зрительного стимула с двигательной реакцией, развитие выдержки.
Дети свободно стоят в зале, перед ними - педагог с куклой - Петрушкой. Игрушка представляет собой конус на палочке, передвигая которую можно регулировать уровень видимости куклы - либо игрушка выдвигается полностью, либо до половины, либо совсем прячется в конус.
Игра проводится без музыкального сопровождения. Педагог манипулирует игрушкой, дети следят за Петрушкой - выдвинут полостью или спрятан в конусе.
Условия игры:
Петрушка виден полностью и танцует (двигается в руках педагога), дети танцуют вместе с ним.
Спрятался Петрушка – дети замирают, нет движений
В домашних условиях Петрушку можно заменить на любую - игрушку (кукла, мягкая игрушка), которую есть возможность прятать, например, за импровизированную щирму.
4. Игры на формирование схемы тела и распределение внимания
В этих играх ребёнок учится осознавать себя, границы собственного тела, нахождение себя в пространстве.
Игра «Вперёд!»
Ребёнок сидит на стульчике, взрослый - напротив него. Он ритмично ударяет ладонями по коленкам и одновременно говорит слово «Вперёд!». Ребёнок повторяет вместе с ним. После того, как взрослый назовёт часть тела, ребёнок должен быстро дотронуться до неё.
«Вперёд, вперёд, вперёд… носик!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… ушки!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… животик!» и т.п.
Можно поиграть в путаницу - называть одну часть тела, а показывать на другую. Условие правильного выполнения - показать именно то, что называет взрослый.
Игра «Хмурилка» Мимическая зарядка | Самомассаж | ||
Здесь живёт Хмурилка Здесь живёт Дразнилка Здесь живёт Смешилка Здесь живёт Страшилка Это носик Бибка А где твоя улыбка? | Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей Нос, как у Буратино Указательные пальцы на щеках, ребёнок улыбается Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальца растопырены, рот открыт Указательные пальцы сведены на кончике носа Ответить улыбкой на вопрос педагога | Массажируется точка на лбу между бровями Точка по краям крыльев носа Точка по срединной линии лица на нижней челюсти между нижней губой и подбородком Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа Подушечками указательных пальцев массажировать точки в углах рта | |
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №144» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Конспект мастер-класса для родителей
«Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»
Подготовила:
музыкальный руководитель Кондратюк Н.С.
2024г.
Цель: Повышение родительских компетенций и формирование практических навыков родителей.
Задачи:
1. Сформировать у родителей представление о возможностях музыкально-ритмических игр для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников.
2. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогатить знания, практические навыки и умения родителей по вопросам развития произвольности у дошкольников».
Оборудование: музыкальные инструменты для каждого участника (шумовые - маракасы, бубенцы, колокольчики, бубны и т.п.), кукла Петрушка, барабан.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии произвольной регуляции поведения у старших дошкольников. Мы немного пообщаемся на тему саморегуляции, я расскажу, как решаю задачи развития произвольной регуляции в музыкальной деятельности с детьми, и вместе мы поиграем в игры, которые помогают детям научится управлять своим поведением и действиями, и в которые вы сможете поиграть с ними, например, дома.
Давайте сначала с вами поговорим, что же такое саморегуляция, что обозначает этот термин. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Саморегуляция это ….
Теперь посмотрим какое определение дают психологи. Саморегуляция - это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. Поэтому развитию саморегуляции в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание.
Существуют разные способы и приемы для развития саморегуляции: аутотренинг, дыхательная гимнастика, релаксация и, конечно же игры с правилами. Об этих играх мы сегодня поговорим и конечно поиграем.
Психолог Лев Семёнович Выготский назвал игру школой произвольного поведения. Следуя правилам игры, ребенок подчиняет свое импульсивное поведение заданным правилам. Сегодня я представлю игры, направленные на развитие произвольности, которые я разделила на пять направлений. В эти игры мы с ребятами играем как на музыкальных занятиях, так и в группе, в совместной деятельности.
1. Игры-встраивания
Основная цель игр этого блока - привлечение внимания детей, концентрация внимания на педагоге, регуляция (нормализация) активности. Игры помогают привлечь внимание детей к музыкально-ритмической деятельности, не прибегая к речевой инструкции совсем или используя речь в минимальном объёме.
Игра «Играй, барабан (бубен, ксилофон)»
Игра основывается на телесной реакции на музыку. Педагог – водящий, задаёт ритм и темп движения. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.
Первое движение всегда достаточно чётко различимое, в среднем темпе – шаги (чёткий удар на каждый шаг), подскоки (синкопированные удары), стремительный бег (быстрые громкие удары), лёгкий бег на носочках (быстрые тихие удары), кружения, плавные перетекания (шуршание по мембране) и т.п.
Впоследствии, когда игра хорошо усвоена детьми, игра усложняется – уже каждый ребёнок может попробовать себя в роли ведущего, своей игрой задавая ритм движениям детей. Ребёнок может, как повторить способ игры педагога, так и придумать свой ритм или последовательность действий.
В домашних условиях вначале водит родитель, затем роль водящего передаётся ребёнку), задаёт ритм и темп движения. В руках у него - любой звучащий предмет, с фактурой, способной издавать разнохарактерные звуки - крышка от кастрюли, пластиковая тарелка и ложка и т.п. Можно заранее устроить с ребёнком эксперимент «Как звучат предметы» и выбрать самый необычно и ярко звучащий.
2. Игры с паузами (стоп - сигналом)
Эти игры очень полезны для развития саморегуляции, так как детям в них приходится быть внимательными и преодолевать двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Детям достаточно трудно осуществлять контроль за движениями, в частности, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Многие продолжают двигаться несмотря на то, что музыка уже закончилась. И в решении этой задачи на помощь приходит музыкальная пауза.
Игра «Шаг – побежали»
Игра обогащает глагольный словарь, формирует контроль за движениями, речедвигательные координации
Пауза в игре, предваряет смену направления движения, смену характера движения. Взрослый начинает движение, обозначая в речи шаги и бег.
Шаг, шаг, шаг – тс-с-с-! (Остановка-замирание-пауза) - 4 раза
Побежали, побежали, по-бе-жа-ли! 3 р
Побежали, побежали и на месте стоп!
Повтор 2-3 раза.
Можно двигаться как вперёд лицом, так и вперёд спиной, т.е. осваивая новое движение. Также можно шаги и бег подкреплять хлопками - чёткими, ритмичными на шаг, быстрыми, лёгкими на бег.
3. Игры с предметами в роли ведущего
Управление игрой осуществляется опосредованно, с помощью предмета, игрушки или детского музыкального инструмента. Действиями ребёнка управляет, например, кукла Петрушка (и ничего, что он в руках взрослого).
Игра «Петрушка - музыкант»
Игра развивает умение концентрировать внимание, тренирует реакцию соотнесения зрительного стимула с двигательной реакцией, развитие выдержки.
Дети свободно стоят в зале, перед ними - педагог с куклой - Петрушкой. Игрушка представляет собой конус на палочке, передвигая которую можно регулировать уровень видимости куклы - либо игрушка выдвигается полностью, либо до половины, либо совсем прячется в конус.
Игра проводится без музыкального сопровождения. Педагог манипулирует игрушкой, дети следят за Петрушкой - выдвинут полостью или спрятан в конусе.
Условия игры:
Петрушка виден полностью и танцует (двигается в руках педагога), дети танцуют вместе с ним.
Спрятался Петрушка – дети замирают, нет движений
В домашних условиях Петрушку можно заменить на любую - игрушку (кукла, мягкая игрушка), которую есть возможность прятать, например, за импровизированную щирму.
4. Игры на формирование схемы тела и распределение внимания
В этих играх ребёнок учится осознавать себя, границы собственного тела, нахождение себя в пространстве.
Игра «Вперёд!»
Ребёнок сидит на стульчике, взрослый - напротив него. Он ритмично ударяет ладонями по коленкам и одновременно говорит слово «Вперёд!». Ребёнок повторяет вместе с ним. После того, как взрослый назовёт часть тела, ребёнок должен быстро дотронуться до неё.
«Вперёд, вперёд, вперёд… носик!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… ушки!»
«Вперёд, вперёд, вперёд… животик!» и т.п.
Можно поиграть в путаницу - называть одну часть тела, а показывать на другую. Условие правильного выполнения - показать именно то, что называет взрослый.
Игра «Хмурилка» Мимическая зарядка | Самомассаж | ||
Здесь живёт Хмурилка Здесь живёт Дразнилка Здесь живёт Смешилка Здесь живёт Страшилка Это носик Бибка А где твоя улыбка? | Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей Нос, как у Буратино Указательные пальцы на щеках, ребёнок улыбается Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальца растопырены, рот открыт Указательные пальцы сведены на кончике носа Ответить улыбкой на вопрос педагога | Массажируется точка на лбу между бровями Точка по краям крыльев носа Точка по срединной линии лица на нижней челюсти между нижней губой и подбородком Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа Подушечками указательных пальцев массажировать точки в углах рта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...
Мастер-класс для родителей с детьми " Развитие речи детей дома с помощью музыкальной деятельности".
Музыка сопровождает детей ежедневно, в том числе и дома. Музыкальную деятельность необходимо напрввить на развитие речи дошкольника....
Мастер - класс для воспитателей. Тема:"Развитие логического мышления у старших дошкольников"
масстер класс "Логическое мышление у старших дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...
Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"
Данный буклет адресован родителям и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....
Мастер- класс для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровления дошкольника в музыкальной деятельности»
Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....