«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"
статья (старшая группа) по теме
Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезной, если память не сохранит связь между отдельными фактами и событиями. Если бы не существовало памяти, мы не овладели бы устной и письменной речью. Развитая память способствует регуляции человеком своего поведения. Человек, потерявший память, перестает быть личностью. Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnoy_obraznoy_pamyati_-_put_k_tvorchestvu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству»
Воспитатель высшей квалификационной категории Прохорова И. Н.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»
Заводского района г. Саратова.
В течение нескольких лет, я занимаюсь исследовательской и практической работой по теме «Развитие произвольной образной памяти – путь к воспитанию творческой личности» (старший, подготовительный дошкольный возраст).
Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезной, если память не сохранит связь между отдельными фактами и событиями. Если бы не существовало памяти, мы не овладели бы устной и письменной речью. Развитая память способствует регуляции человеком своего поведения. Человек, потерявший память, перестает быть личностью. Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.
Способность мозга во время «вытолкнуть на поверхность» нужную информацию (гибкость памяти) – одна из составляющих творчества.
Л. С. Выготский говорил, «что в детстве мышлении, память, воображение неразделимы. Развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальное».
Именно развитие произвольной образной памяти детей, поможет им накопить и сохранить богатейшие, необходимые представления об окружающем мире, овладеть метафорическим мышлением для дальнейшего всестороннего развития личности.
Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых, тактильных, эмоциональных ощущений. От того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания. Другими словами, сенсорное воспитание является фундаментом всестороннего развития личности ребенка. Успешность сенсорного воспитания определяется развитием произвольной образной памяти.
Огромное значение произвольная образная память играет в развитии речи детей. Например, основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые дети накапливают в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Все эти представления закрепляются и систематизируютя, благодаря развитию произвольной образной памяти. Наблюдая за объектами, я побуждаю своих воспитанников находить точные слова. Помогаю детям увидеть и отразить в речи «похожесть» или разнообразие предметов, объектов, явлений. Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это выражается в общем суждении («нравится» – «не нравится», «красивый» - «некрасивый»). Поэтому важнейшей задачей считаю обогащение словаря детей словами-эпитетами, метафорами. Слово-эпитет имеет огромное значение для развития образной памяти, восприятия. Эпитет выделяет, акцентирует смысл образа, придает выпуклость характеристике объекта персонажа, т. е. облегчает ребенку запоминание, а затем, воссоздание образа. Например, «красноплодная»; «грозовое»; «прилежница», «ленивица». Метафора «будит» творческий потенциал детей. Я должна показать детям состояние объекта, научить своих воспитанников оценивать его по внешним признакам, устанавливать причины. Затем, помогаю запомнить и перенести полученные представления в речевую форму, а, в дальнейшем, на другой объект.
Например, составление творческих рассказов на основе морфологического анализа на тему: «Осень». На доске выставляю картинки: мышь, кисточка для рисования с каплями краски, юла, улетающий самолет. Спрашиваю детей: «Мышь, какая?» (серая, противная, длиннохвостая). Что может быть серым, мокрым, противным осенью? (небо, погода, дождь). Выставляю картинки природы с названными признаками. Кисть, какая? Мокрая, сухая. Что можно делать кистью? (рисовать, раскрашивать). Что бывает осенью раскрашенным? (листья, деревья). Выставляю картинку с изображением деревьев «золотой осенью». Аналогично рассматривается картинка юлы, раскрашенной в желтую, красную и зеленые полосы. Юла, какая? Разноцветная, кружащаяся, гудящая. Какое осеннее явление напоминает вам юла? Листопад с ветром. Она гудит, как ветер и кружит разноцветные листья. Выставляется соответствующая картинка. Как вы думаете, самолет идет на посадку или улетает? Что может быть улетающим осенью? Птицы, лето. Ставлю картинки: улетающие птицы, «улетающая» радуга.
Рассказы детей об осени.
Улетели птицы, Улетело, как самолет радужное лето. Осень кисточкой раскрасила все деревья. Они стали желтые, красные, но есть еще и зеленые. Так красиво, когда дождя нет. Но кисточка стала сухой, и листья засохли. Ветер закрутился, загудел, как юла и кружит их в воздухе.
Быстро, как самолет улетело от нас радужное лето. По небу, как мышки побежали серые, противные тучи. Вода в лужах тоже серая. Погода часто бывает мокрой, как кисточка, которую вымыли от краски.
Другой пример, более сложный (картинки: барабан, огурец, сердце, мяч). К признакам этих объектов, помимо реальных картинок природы, подбираются пиктограммы. Барабан, какой? Радостный (пиктограмма улыбающейся рожицы); звенящий (колокольчик): громкий (гроза). Что может быть радостным, звенящим, громким весной? Капель, ручьи (картинки). Аналогично рассматриваются остальные картинки с подбором пиктограмм. Огурец овальный (зеленый овал); ароматный (нос); хрустящий (сухарик). Что бывает таким весной? Картинка с изображением весенней проталины с подснежниками, вокруг рыхлый снег с ледяной корочкой. Мяч прыгающий (пиктограмма прыгающего человечка); резиновый (шина); разноцветный (цветы). Картинка – резиновые сапоги. Сердце, каким может быть? Холодным (мороженое); горячим (факел); влюбленным (сердце пронзенное стрелой). Картинка – солнце. Сначала дети нарисовали рисунки .затем составили рассказы. И в рисунках, и в рассказах, они использовали и присущий данному времени года признак, и символ пиктограммы.
Рассказы о весне.
Пришла весна. Появились овальные зеленые проталины, а на них подснежники. Снег стал в «дырочку», как сухарик и хрустел.
Пришла весна. Солнце стало горячим, как огонь. Ночью все опять становилось холодным, как мороженое. А днем опять таяло, и ручьи были шумные, как барабаны.
Пришла весна, и своим, как огонь горячим сердцем, начала растаивать снег. Он хрустел под ногами, как сухарь или огурец, когда их ешь. Ручьи звенели, как колокольчики. Мы прыгали через них, как мячики в резиновых сапогах и радовались.
Пришла весна, такая зеленая, как огурец и с цветами. Все сразу влюбились. Капель громко стучала, как барабан.
В результате на основе произвольной образной памяти у детей развивается метафорическое мышление. Это ценное, высокохудожественное мышление, которое является основой воображения. Имея в виду метафорический образ, А, Франс писал: «Что такое образ? Это сравнение. А сравнивать можно все со всем: луну с сыром, разбитое сердце с горшком. Именно поэтому ОБРАЗЫ ДОСТАВЛЯЮТ БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ. Способность метафорически мыслить – это способность творить не только образы, НО и ЯЗЫК». Метафора заставляет активно работать воображение, и процесс восприятия ее становится и радостью познания и радостью открытия.
Литература:
- «Психология дошкольника» Под редакцией Л. А. Венгера. Москва Просвещение 1984г.
- «Психология памяти» Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова Москва «Че Ро» НОУ Московский психолого-социальный институт 2002г.
- «Развитие памяти у детей» Л. В. Черемошкина Москва АСАДЕМА 2005г.
- «Речь и общение» О. А. Белобрыкина Ярославль «академия развития» «академия к» 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...
Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников
Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи....
Игры для развития зрительно-образной памяти
Примеры дидактических игр, направленные для развития зрительной образной памяти у дошкольников...
Влияние срциокультурных условий и государственной политики на развитие современной системы образования.
...Формирование у нового поколения , традиционных ценностей, имеющих сверхличностное значение, нравственность, патриотизм и дух сопричастности -это приоритетная задача объединяющая социум и государств...
Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....
Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».
Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....
Статья_ Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.
Публикация: Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практически...