Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки
статья на тему
Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznoy_rechi_posredstvom_slushania_i_o.doc | 33.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие речи на музыкальных
занятиях в детском саду.
Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с 86
Фрунзенского района: Слободенюк В. С.
Развитие речи на музыкальных занятиях главным образом происходит во время слушания музыкальных произведений. На этом этапе у детей развивается словарь качественных и образных прилагательных, которые используются в связной речи. Беседа о музыке опирается на три взаимосвязанные темы:
- какие чувства передаёт музыка;
- о чём рассказывает музыка;
- как рассказывает музыка.
В этом мне помогает «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной.
1 раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая эту музыку, дети рассказывают, какие чувства и настроения может выражать музыка. ( Пример : «Дождик», «Солнышко», «Зимний лес», «Жарко» муз. Е.Тиличеева и т.д.)
Во 2-м разделе музыка отображает жизненные явления, сказочных персонажей. ( Пример: «Три медведя», «Машин день» муз. И. Арсеева)
3 раздел знакомит с языком музыки, средствами музыкальной выразительности (высота звуков, длительность и др.)(Пример: «Мальчики пляшут», «Девочки танцуют», «В гости: пешком, на велосипеде, на машине» муз. И.Арсеева и др.)
Знакомя детей с музыкальными произведениями, я использую все методы и приёмы обучения. Очень эффективным приёмом обучения для развития связной речи является – сравнение. Этот приём активизирует процесс восприятия, обогащает «словарь эмоций» и развивает связную речь. Я предлагаю сравнить музыкальные произведения, высказать своё отношение и «порассуждать о музыке».
Например: «Новая кукла» «Болезнь куклы» м.П.Чайковского
Радостно и весело кукла заболела, дети неаккуратно
танцует кукла, у неё обращались с ней и у неё сломана
новое платье, красивый рука и нога, кукле больно, она плачет
бант, кукла открывает брошенная в углу.
и закрывает глаза.
«Парень с гармошкой» «Мужик на гармонике играет»
муз. Свиридова муз. П.Чайковского
весёлая, плясовая музыка, весёлая плясовая музыка, тяжёлая
бойкая, задорная. и важная.
«Шарманка» «Шарманщик поёт»
муз. Шостаковича муз. П.Чайковского
В обоих произведениях мы слышим повторяющиеся монотонные звуки шарманки, но у Шостаковича шарманщик весёлый, радостный и молодой, а у П.Чайковского шарманщик усталый, наверное старик, его шарманка играет уныло, неторопливо, где-то жалобно.
Часто приём сравнения использую на музыкальных досугах.
Например: «Сказка о маршах» - «Военный марш» м. Свиридова, «Спортивный марш» муз. Чичкова, «Похороны куклы» муз. П.Чайковского (печальный марш), «Марш деревянных солдатиков» муз. П.Чайковского и др.
Для развития любого вида деятельности и любого психического процесса, всегда желательно объединение различных видов искусства- музыки, художественного слова и живописи.
Например: досуг «Сказка о царе Султане». Каждый узловой момент в сказке подкрепляется стихами, иллюстрацией и музыкальным отрывком. (3 чуда и т.д.)
Я подошла к тому, что развитие связной речи осуществляется очень полно на комплексных занятиях. Тема комплексного занятия помогает проследить как один и тот же образ передаётся разными средствами, находить сходство и отличия в настроениях.
Комплексное занятие может быть итогом работы над прочитанной сказкой. Например: «Снежная королева» Г.Х.Андерсен.
Роль сказочника выполняет воспитатель и дети по очереди. Музыкальное вступление – дети настраиваются на сказку. Рассказ начинает воспитатель, а перед детьми стоят картинки- иллюстрации к сказке. Воспитатель рассказывает сказку до определенного момента, потом предлагает угадать по музыке, что же было дальше, найти иллюстрацию и продолжить сказку. К картинкам подобраны музыкальные фрагменты. (Появление Снежной королевы – «метель»;Герда в вишнёвом саду у доброй Колдуньи- «Вальс»; Во дворце- «Мазурка» и т.д.)
Таким образом, помимо музыкальных задач мы через восприятие музыки стараемся помочь детям развивать связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"
Данная статья поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить его сочинять сказку про превращения одного хорош...
Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"
Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...
Статья "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр./"
Статья на тему "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр." План-конспект прилагается....
Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР"
Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР" рекомендована учителям-логопедам....
Статья "Развитие грамматического строя речи в онтогенезе"
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об измен...
Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
В статье описывается необходимость развития звуковой культуры речи. Примеры атикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для речевого дыхания и развития фонематического слуха....
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...