Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Колачева Ольга Вадимовна
Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР" рекомендована учителям-логопедам.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР

Аннотация

Грамматический строй в онтогенезе развития речи изучается ребенком независимо и самостоятельно, в процессе копированию речи тех, кто его окружает. Основанием для его развития считается ежедневное общение малыша с родными и другими взрослыми, а так же, в процессе совместной деятельности. В семье данное общение появляется и происходит самопроизвольно, ненамеренно. При этом существенны подходящие обстоятельства для воспитания, хороший уровень развития словаря, фонематического слуха, присутствие активной речевой практики, состояние нервной системы дошкольника.

Основная роль в коррекции грамматического строя речи  детей с ОНР отводится логопеду. Но даже самая тщательная работа не может исключить необходимость проведения занятий, как педагогами, так и родителями с детьми, у которых наблюдаются речевые нарушения.

Для коррекции грамматического строя речи  детей с ОНР можно использовать экологические знания.

Душа ребенка по особенному растворяется в общении с природой, формируется наблюдательность, речь, потому все игры и упражнения необходимо экологизировать, в то же время необходимо развивать позитивное отношение ко всему  живому на земле.

Ключевые слова

Экология, экологические знания,  общее недоразвитие речи (ОНР), грамматический строй речи, синтаксическая система речи, морфологическая система речи, логопед, логопедическая деятельность, коррекционная работа.

Одной из основных задач развития и образования детей дошкольного возраста с ОНР является развитие речи, речевого общения. Умение владеть родным языком - это не только возможность точно и грамотно построить предложение.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в предложениях и словосочетаниях. Распознают синтаксическую и морфологическую системы грамматического строя.

Синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, а морфологическая система – это умение обладать приемами словоизменения и словообразования.

При развитии грамматического строя речи дошкольнику надлежит освоить достаточно сложную систему грамматических закономерностей через анализ речи тех, кто его окружает, при этом выделяя общие правила грамматики в ее практическом применении, анализируя данные правила и фиксируя их в своей речи [3, с.67].

Даже в возрасте трех лет, при содействии конструкций простого распространенного предложения, дошкольники используют категории числа глаголов и существительных, лица, времени и т. д.  При характерном варианте формирования речи дошкольники способны овладеть всеми типами склонения существительных. Они могут точно употреблять прилагательные, существительные в разнообразных падежах множественного и единственного числа [5, с.124].

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у дошкольника происходит в близком взаимодействии. Обретение новых форм слова содействует усложнению структуры предложения, и напротив, применение обусловленной структуры предложения в устной речи, в то же время, может закрепить и грамматические формы слов.

При ОНР развитие грамматического строя речи проходит с значительными трудностями, чем усвоение активного и пассивного словаря. Это поясняется тем, что грамматическая система языка построена на основании немалого числа языковых правил, а грамматические значения всегда более отвлеченны, чем лексические. Грамматические конфигурации словообразования, словоизменения, типы предложений возникают у дошкольников с OНP, чаще всего, в том же порядке, что и при речевом развитии в норме. Особенность постижения грамматического строя речи дошкольниками с ОНР выражается в замедленном темпе освоения, в дисгармонии формирования синтаксической и морфологической системы языка, формально-языковых и семантических компонентов, в перекашивании общего вида речевого созревания.

У дошкольников с ОНР расстроены процессы усвоения и синтаксическими, и морфологическими единицами. У дошкольников с ОНР раскрываются проблемы как в отборе грамматических средств, для формулирования мыслей, так и в их комбинации [6, с.18].

Проблемы в синтаксической структуре предложения более часто обнаруживаются в исключении членов предложения, чаще предикатов, в необычном порядке слов, что видно так же при повторе предложений: Цеты а полянке (Девочки рвали цветы на полянке); Вазу разбило (Ваза разбита кошкой).

Проблемы синтаксиса обнаруживаются как на поверхностном уровне, так и на глубинном [4, с.96].

На поверхностном уровне проблемы выражаются в неправильном порядке слов в предложении, в нарушении грамматических связей между словами.

На глубинном уровне проблемы синтаксиса формулируются в сложности организации семантической структуры высказывания, в сложности освоения семантическими (смысловыми) компонентами.

Основная роль в коррекции грамматического строя речи  детей с ОНР отводится логопеду. Но даже самая тщательная работа не может исключить необходимость проведения занятий, как педагогами, так и родителями с детьми, у которых наблюдаются речевые нарушения.

Для коррекции грамматического строя речи  детей с ОНР можно использовать экологические знания.

Душа ребенка по особенному растворяется в общении с природой, формируется наблюдательность, речь, потому все игры и упражнения необходимо экологизировать, в то же время необходимо развивать позитивное отношение ко всему  живому на земле [10, с.87].

Так как, основным видом деятельности дошкольников является игра, а так же, с целью увеличения заинтересованности к выполнению речевых упражнений задания рационально проводить в игровой форме.

С этой целью можно использовать следующие игры и упражнения:

Игра «Один-много»

Цель: Образование множественного числа существительных.

Разнообразие окончаний создает проблемы для воссоздания детьми. Выработать это возможно используя специальные упражнения, напоминающие игру в слова. При этом педагог называет существительные в единственном числе, а дошкольник – во множественном. Для наилучшего запоминания дошкольником правильных грамматических форм слова группируют по схожести окончаний множественного числа. Дошкольнику предлагают надлежащим образом «оречевить» ряд слов, но можно использовать и картинки.

Лист — листья

Дерево — деревья

Игра «Скажи ласково»

Цель: Создание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Можно применять в качестве задания слова, картинки, игрушки. Дошкольнику нужно верно назвать вначале большой, потом маленький предмет. В данной игре, так же, нужно обратить внимание на разницу в окончаниях сформированных слов. После игры у дошкольника с ОНР формируется навык правильного построения слов используя уменьшительные суффиксы.

Заяц –… зайчик

Птица - птичка

Белка-белочка

 Игра «Какой, какая, какие»

Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Используются сюжетные картинки, картинки. Прослушать предложения и ответить на вопросы.

Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)

Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)

Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)

Игра «Чей хвост?» Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Хвост волка — (волчий)

Хвост тигра — (тигриный)

Хвост лисы — (лисий)

Игра «Головы, хвосты», когда выставляются две перепутанные картинки, т. е создается проблемная ситуация.

1-ая картинка - Чья голова? - Медвежья голова.

-А чей хвост? - Волчий хвост.

2-ая картинка - Чья голова? - Волчья голова.

- Чей хвост? – Медвежий хвост.

- Так бывает? - Нет.

-Что же нужно сделать? Правильно, поменять части картинки.

Игра «Из чего?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Предварительно ребенку нужно объяснить, что если какой - то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа - то железный и т. д. После этого можно переходить к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное

Бутылка из стекла — (стеклянная).

Ложка из металла — (металлическая).

Кружка из фарфора — (фарфоровая).

Доска из дерева — (деревянная).

Игра «Изменить слова по образцу».

Цель: согласование числительного с существительными

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным. Начинать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

Одна сова — две совы

Одна лиса — пять лис

Один заяц — пять зайцев

Закончить предложения.

Цель: Согласование глаголов

настоящего времени с существительными в числе.

Лист падает, листья (падают).

Дождь-идет, дожди (идут).

Птица улетает, птицы (улетают).

Правильность употребления в речи дошкольника с ОНР всех этих разнообразных окончаний достигается путем многократных повторов слов в разнообразных игровых ситуациях [2, с.87].

Следовательно, именно грамматический строй языка делает речь сформированной и ясной для окружающих. Если дошкольник «в норме» обучается модифицировать слова и верно их использовать в предложениях и словосочетаниях в ситуациях регулярного общения с окружающими, то ребенок с ОНР располагает ограниченными возможностями овладения грамматическими категориями и формами на основе прямого копирования речи окружающих.

Вследствие этого, одной из основных задач обучения и воспитания детей с ОНР считается развитие грамматического строя речи. Решение данной задачи располагает умением грамматически верно оформить речевое высказывание.

Использование в работе экологические знания позволяет увеличить речевую среду в группе, сформировать у детей экспансивную отзывчивость и желание принимать участие в речевом общении со сверстниками, взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, свободно и непосредственно развивать и улучшать свои речевые навыки.

Список литературы

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада.-М: Мозаика-Синтез, 2011.-272 с.
  2. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. -М.: Академия, 2012.-564с.
  3. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст]: учеб.пособие/Р.И., Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011.-212с.
  4. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. -М.: Академия, 2012.-418с.
  5. Логопедия [Текст]: учеб. пособие/Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Логос, 2012.-594с.
  6. Михалкина, Е.Е. Формирование морфологических общений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //Современные тенденции специальной педагогики и психологии.- Самара: Ладья, 2012.-С. 18-26.
  7. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]:учеб.пособие/С. А. Миронова.– М.: Академия, 2011. – 208с.
  8. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  9. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2011.- №7.-С. 3-8.
  10. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2010.-223с.
  11. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  12. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст]: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей./ Т.А Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2012.-69 с.
  13. Шахнарович, А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи [Текст]: пособие/А.М Шахнарович, Н.М.Юрьева. -М.: Логос, 2011.-244с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"

Данный конспект поможет:- развить нравственно-этический словарь детей;-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;- отработать грамматические категории (уменьшительно-л...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения.

Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство ...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя в коррекционной работе по формированию лексико-грамматического строя речи через игру в соответствии ФГОС.

В данной статье представлены материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию  мыслительных процессов и формированию лексико-грамматического строя речи...