Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"
статья на тему
Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_tv_spos_ch_integr_muz_i_khud_tv-va.docx | 18.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Власова Л.П.
музыкальный руководитель
Дети должны жить в мире
красоты,игры,сказки,музыки,
рисунка,фантазии,творчества.
В.А.Сухомлинский
Наше дошкольное учреждение работает по Основной общеобразовательной программе «Детство» Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., которая обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с Девиз программы: «Чувствовать, познавать, творить».
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являются здесь основополагающими.
До введения ФГОС в ДОУ проводились несвязанные между собой занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано.
Это привело к вопросу об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция разных видов детской деятельности.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1 . Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Педагогический процесс в ДОУ- это интеграция образовкательных областей.
Методы и приемы, используемые при интеграции разных видов детской деятельности:
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Требования к структуре НОД:
Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач:
1.Сохранение здоровья ребенка.
2.Развитие базовых качеств личности.
3.Предоставление равных стартовых возможностей
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Мы делаем акцент на художественно-эстетическое направление и сейчас хотим поделиться опытом и рассказать, как проходит интеграция в нашем ДОУ.
В этом году мы реализовали цикл непосредственно образовательной деятельности «Времена года».
Осенью мы провели музыкально- художественную деятельность по теме: «Такая разная осень».
Дошкольники слушали музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди, отображали образ осени в своих рисунках акварелью и гуашью.
Осень в рисунках детей предстала не только хмурой, грустной, дождливой, но и золотой, радостной, торжественной.
Дети определяли настроение музыки и двигались в танце – импровизации «Капли дождя».
Продуктивная деятельность детей нашла отражение в музыкальных книжках- шкатулках, где дети выражали свои впечатления.
В феврале, провожая зиму, ребята обобщили знания об этом времени года. Дети читали стихи, слушали классическую музыку, превращались в снежинок, изображали вьюгу, метель, используя свои голосовые возможности, сравнивали разные образы зимы, подбирая к ним соответствующие эпитеты, играли в речевые, пальчиковые и подвижные игры, делали массаж биологически активных зон, становились музыкантами и играли в оркестре, участвовали в танцевальной импровизации на музыку П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
В заключение дети вновь отразили свои впечатления в рисунках, используя для рисования восковые мелки с акварелью, ватные палочки и другие принадлежности. И всё это стало возможным благодаря интеграции, которая включает в себя постоянную смену детской деятельности, что не приводит к перенапряжению детей.
Тема весны отразилась в музыкальном досуге «Пришла весна – прилетели птицы».
Дети слушали и узнавали голоса птиц, пели песни, загадывали загадки, изображали птиц в танце, играли в игры, а в завершение лепили птиц из пластилина и делали их из бумаги в технике «Оригами», которыми и украсили зал.
Такое живое погружение в творческую, продуктивную деятельность воспитывает устойчивый интерес к искусству, расширяет и углубляет знания об окружающем мире, развивает эмоционально- волевую сферу, создаёт условия проявления индивидуальности каждого ребёнка.
Наш цикл «Времена года» завершится в летний период, где детям предстоит прожить один день из жизни леса, став насекомым, цветком, птицей или деревом.
Таким образом, в результате проведенной работы, уровень творческих способностей дошкольников значительно повысился. В начале 2012-2013 года высокий уровень имели 35% детей, в конце учебного года их количество возросло до 52%.
Следовательно, интеграция музыки и художественного творчества- это действенное средство духовного развития ребёнка, его творческих способностей, где успешно решаются задачи и воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе, обществу, природе, формируются особенности поведения и сознания ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»
Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...
Эссе по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей в НОД в процессе художественного творчества».
Развитие творческих способностей детей в НОД в процессе художественного творчества....
Проект «Фестивальное движение как средство развития творческих способностей детей через проектирование культурных практик художественно-эстетического направления»
Развитие творческих способностей дошкольника через культурные практики художественно-эстетического направления....
Развитие художественно –творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей
Объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире...
Презентация "Развитие художественно –творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей"
Становление эстетического отношения к окружающему миру...
Консультация для родителей « Развитие творческих способностей детей через мир музыки»
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» В. Сухомлинский...