Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данная статья поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить его сочинять сказку про превращения одного хорошо знакомого предмета в другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Автор Гребнева Т.В.
Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей.
«Волшебные превращения»
Воображение - это процесс построения образа продукта деятельности еще до возникновения, а так же создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению.
Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.
Для развития имажинативных способностей и умений предлагается использовать заместители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития \в 3-4 года\ воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Для этого предложите поиграть с детьми в следующие игры: «Живые фигурки», «Водитель такси», «Вывески». «Шкатулка со сказками» Содержание этих игр можно найти в книге М.А.Барташникова «Учись играя» Харьков, «Фолио», 1997 год, стр225\.
Опираясь на полученные умения работать с предметами-заместителями детям можно предложить совместно сочинить сказку про превращения одного хорошо знакомого им предмета в другой, но при условии, что свойства, характерные особенности первого предмета после превращения будут присущи и второму предмету. Предложить проследить, что из этого может получиться.
Примерный ход работы с детьми:
Воспитатель:
- Жила-была двойка. Где она жила?
- Двойка жила в дневнике у плохого ученика.
- А как она выглядела?
- Двойка была стройная, красивая.
- Какой был характер у двойки?
- Двойка была злая и вредная, потому что ее никто не любил. Двойка была ленивая.
- Послушайте, какой рассказ у вас получился про двойку: «Жила-была двойка. Она жила в тетрадке у двоечника. Двойка Была красивая, стройная и гибкая. Но ужасно Ленивая Характер у нее был злой и вредный, потому что никто ее не любил. Надоело двойке быть двойкой и она превратилась в лебедя. Но характер-то у нее остался прежним. Какой же стала лебедь? - Лебедь стала красивой, с извилистой шеей, как у настоящей двойки.
- Лебедь жила одна, ведь когда', она была двойкой, другие оценки ее нее любили.
- Лебедь на всех шипела и била крыльями всех, кто к ней подходил. Ведь двойка тоже никого не любила.
- А двойка любила трудиться?
- Лебедь ленилась летать и ловить себе рыбу. И однажды чуть не попала в зубы к лисе.
- Ребята, очень трудно жить на свете одному. Давайте придумаем для лебедя выход из сложившейся ситуации. Пусть все закончится хорошо.
- Лебедь научится ловить рыбу и станет летать.
- Ее все полюбят.
- Лебедь перестанет обижать других птиц и ее примут в стаю.
- И когда пришла пора лебедю превращаться обратно в цифру, как вы думаете, в какую цифру она превратилась?
- Лебедь превратилась в пятерку. Ведь пятерка тоже похожа на лебедя.
\Далее воспитатель читает получившийся рассказ целиком, оформляет в книжку. \
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметов-заместителей в логопедической работе.
В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой мо...
Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу...
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный» Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...
"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...
Использование предметов заместителей.
Использование предметов заместителей. Из опыта работы младшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения....
Статья "Использование предметов заместителей в игре"
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владею...
Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей
Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет» (А.С. Макаренко) Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – он...