Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

В статье описывается необходимость развития звуковой культуры речи. Примеры атикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для речевого дыхания и развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.zkr_.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче дошкольнику высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, следовательно, активнее происходит его психическое развитие.

Воспитание звуковой культуры речи (ЗКР) - одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Так же необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Основой для звукопроизношения является артикуляционный аппарат. Предлагаю вам ряд рекомендаций по подготовке речевого аппарата.

1. Артикуляционная гимнастика. Лучше проводить упражнения ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут. Ребенок должен хорошо видеть взрослого, а также свое лицо. Удобнее всего будет выполнять упражнения перед настенным зеркалом. Оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

- «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.

- «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.

- «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.

- «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.

- «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.

- «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.

- «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Вот несколько полезных статических занятий. В статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

- «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.

- «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.

- «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.

- «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.

- «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет:

- «Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

- «Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

- «Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

- «Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

- «Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

- «Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

- «Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

2.Большое внимание следует уделять развитию речевого дыхания. Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимый для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.

 Для примера ряд упражнений на развитие речевого дыхания:

- Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

- Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Очень хорошо для этого использовать пластмассовые яйца от «киндер - сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматом.

- Волшебные пузырьки.

Предложите поиграть ребенку с мыльными пузырями. Он может сам выдувать их, если же у него не получается дуть или не хочет заниматься, то выдувайте пузыри сами, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали не него.

3. Пальчиковые игры. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активирует речь. Ниже представлены примеры пальчиковых игр:

- Замок.

На двери весит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимаем)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И открыли! (руки разжимаются)

- Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трем, трем (кулачки трут друг о друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнем, мнем (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем и пробуем.

4. Упражнения на развитие фонематического слуха:

 - «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (л)»

- «Назови слова, начинающиеся на звук (с)»

- «Повтори предложение»

- «В какой части слова звук?»

- «Чем отличаются слова?»

- «В каких словах звук лишний, в каких пропущен?»

  Все выше перечисленное поможет вашему ребенку правильно и красиво говорить, высказывать свои мысли, общаться со взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2012.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А.И. Максаков. - М., 2014.

Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.

Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...