Статья "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр./"
статья по логопедии
Статья на тему "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр." План-конспект прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 56 комбинированного
вида» Колпинского района г. Санкт – Петербурга.
Статья на тему «Развитие лексической стороны речи
посредством дидактических игр»
Автор:
учитель-логопед
ГБДОУ № 56
Александрова Е.В.
Санкт – Петербург
2015г
Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. И было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственной жизни детей.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка.
В последнее время всё больше и больше детей с нарушениями речи поступает в массовые группы детского сада. Да и дети с нормой часто имеют бедный словарный запас, а порой не знают самых элементарных вещей. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль больше внимания уделять лексической стороне речи - одному из важнейших направлений образовательного процесса по речевому развитию ребёнка. Ведь впереди школа. И для успешного обучения в школе важно иметь высокий уровень развития речи. А овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
Мне, как логопеду, эта тема интересна. Моя задача не просто развивать речь детей, а сделать этот процесс интересным и увлекательным, а переход от игры к серьёзной учебной работе менее заметным для ребёнка. От всех этих факторов зависит результат проведённой работы.
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. В игре дети незаметно для себя выполняют большое число упражнений. Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. А также становятся незаменимым помощником в работе воспитателя.
Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Прилагается план - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (область «Познание»).
Транспорт
Цели: закрепить знания детей о видах транспорта, деталях, профессия; умение классифицировать все виды транспорта; учить образовывать множественное число, подбирать признаки и действия, составлять простые распространённые предложения; развивать внимание и память
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки – поля.
Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка; легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; летит, плавает, едет, транспорт
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт свою картинку. ( У детей картинки с изображениями разных видов транспорта.)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
2. Основная часть.
Беседа о транспорте.
Педагог выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды. (Пассажирский, грузовой, легковой)
- Как называются люди, едущие в троллейбусе, автобусе, трамвае?
-Значит, это какой транспорт? (Пассажирский)
Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.
Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.
Кроме этого, есть транспорт воздушный и водный.
Д/игры:
«Лото»
У каждого ребёнка карточка, разделённая на четыре поля: белое (воздух), синее (вода), коричневое (земля), чёрное (под землёй). Дети должны быстро разложить свои картинки правильно на карточке – поле.
«Один – много»
«Назови части предмета»
-У самолёта есть: … (крылья, нос, хвост, пропеллер, мотор и т. д.)
-У грузовика есть:…
-У автобуса, вертолёта, троллейбуса, корабля есть….
Физминутка «Едет, плавает, летает»
«Назови признак»
Поезд (какой?) -…;самолёт, автобус, вертолёт и т.д.
«Кто чем управляет?»
Автобусом управляет…(водитель)
Грузовиком -…(шофёр)
Поездом – (машинист)
Самолётом - …(лётчик)
Кораблём - …(капитан)
Мотоциклом - …(мотоциклист)
Велосипедом - …(велосипедист)
«Узнай по описанию»
Один ребёнок по плану рассказывает о том виде транспорта, который он загадал, остальные должны отгадать
-Из каких частей состоит?
-Какого цвета, формы?
-Из чего сделан?
-Где движется этот транспорт?
-Для чего используется, что перевозит?
-Кто им управляет?
«Что лишнее»
Автобус, самосвал, такси, трамвай.
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета
Самолёт, вертолёт, ракета, парашют.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.
3.Итог занятия.
О чём говорили сегодня? Во что играли?
Работа сродителями
К новым формам вовлечения родителей во взаимодействие с детьми группы относится и « Игротека». Цели такой работы:
- Побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада, формировать интерес к интеллектуально - познавательному общению с ребёнком и навыки партнёрской деятельности.
- Помогать родителям через наблюдение увидеть процесс развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки.
- Познакомить с содержанием образовательной работы по развитию речи и с методами обучения.
- Закреплять и обогащать представления детей.
В "Игротеке" собраны настольно - печатные игры, картотека словесных игр, наглядные материалы. Игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления, формированию логических операций. Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений. При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.
В режиме дня выделено специальное время для организации
«Игротеки». Все дети группы играют в разные игры с товарищами и педагогом.
Два раза в месяц на "Игротеку" приглашается несколько родителей. Появление новых партнёров, которые не знакомы с правилами игр, создаёт условия, при которых даже хорошо известные детям игры приобретают некоторую новизну, так как им приходится знакомить новых партнёров с правилами игры и выступать в роли ведущих. Особенно, важна в игре новая позиция робких, застенчивых, медлительных детей.
Дошкольникам предоставляется возможность побывать в роли наставника, ведущего, что они делают весьма охотно. Дети стараются показать свои умения, проявить ловкость и находчивость. Взрослые, включаясь в игровое общение, имеют возможность увидеть собственных детей как бы со стороны, на фоне других сверстников. Понаблюдать приёмы и методы руководства или участия в играх дошкольников.
Привлекаю родителей к изготовлению игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...
Картотека дидактических игр для развития лексической стороны речи дошкольников (формирование словаря)
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем поним...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
Дидактические игры для развития лексической стороны речи
Младшая группа...
Статья _ Черкашина Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии.
Черкашина, Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии/ Т. А. Черкашина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII ...
Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»
Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...