«Игра как способ организации детской деятельности». (выступление на педагогических чтениях)
статья (старшая группа) по теме
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение само ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья и презентация | 728.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как способ организации детской деятельности».
(выступление на педагогических чтениях)
(слайд 1)
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение само ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего заключается в том, что в детском саду отсутствует четкая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. (слайд 2) Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Но несмотря на всю важность игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в детских садах, по моему мнению, требует усовершенствования. Многие педагоги, не до оценивают роль игры в разностороннем развитии дошкольников. По моим наблюдениям в некоторых детских садах не создано надлежащей игровой среды, приоритетной становится учебная деятельность, (слайд 3) а игра подчиняется её задачам. Это снижает познавательную мотивацию дошкольников. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам.
Как же я, как современный педагог, должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени и помогла добиться нужного результата?
Я планирую свою работу таким образом, что дети начинают играть, переступая порог детского сада (слайд 4). И эти игры у меня согласованы с тематикой дальнейших занятий. Например: тема сегодняшнего дня - «Дома» (слайд 5), в соответствии с этим я моделирую проблемную игровую ситуацию. Которая подводит детей к нужной мне теме, так, что инициатива исходит от самих детей. Подбираю игры и игровое оборудование, в данном случае использую разные виды конструкторов, предлагаю детям построить дома, которые они видели по дороге в детский сад. В течении дня подбираются дидактические, сюжетно-ролевые(строители), подвижные игры, объединённые данной тематикой, что способствует лучшему усвоению материала, но наряду с предложенными играми ребёнок может свободно выбрать ту игру, которая ему интересна в данный момент.
Я понимаю, что в непосредственной образовательной деятельность моя изобретательность должна быть в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.
Поэтому в копилке моих педагогических идей появились новые формы игр:
(слайд 6) игры – сказки, среди моих детей очень популярно, когда обучающий материал представлен в виде придуманной сказки или с использованием знакомых сказок. К примеру, изучая геометрическую фигуру придумываем различные варианты геометрических сказок;
В процессе своей совместной деятельности с детьми я заметила, что при наличии огромного количества предлагаемых готовых игр теряется интерес к дидактическим играм сделанные своими руками, поэтому в нашей группе очень популярны (слайд 7) игры – экспериментирования и коллекционирования с использованием природного материала например «Гуляй, да присматривайся! собирай и играй!» (собирая камешки мы превращаем их в игру «Домино», а осенние листья в дидактическую игру «Сколько»).
(слайд 8) игры – сюрпризы. Например за успешно выполненное задание их ожидает неожиданный сюрприз или в игре на развитие ориентировки в пространстве, ребята ищут по схеме группы, подарок, для них это будет сюрприз.
(слайд 9) Игры-интервью, с помощью этих игр мы создаём условия где ребёнок с воспитателем меняется ролевыми функциями.
Но самая любимая игра (слайд 10), игра – путешествие «По реке времени». Это дидактическое пособие, созданное мной, на основе карты – панно «река времени» автора Надежды Александровны Коротковой (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования Российской академии образования). Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Одним из вариантов использования этой игры представлены темы «Дома», «Родословная нашей группы».
(слайд 11) В заключение, своего выступления хотелось бы с уверенность сказать о том, что всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. Главное в организации - это уход от учебной деятельности и повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что мой подход к реализации образовательного процесса с использованием различных видов игр в течении всего дня поможет реализовать требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
(слайд 12) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...
Выпускная работа на тему: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни
Выпускная работа.Курс: Актуальные проблемы детской игры в теории и практике дошкольного воспитания.Тема: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни....
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности (выступление на Рязанском педагогическом областном форуме дошкольных работников 2016 г.)
Работа в разновозрастной группе - это просто или сложно? Сложно, если ничего не делать для налаживания взаимоотношений детей. Просто, если с желанием взяться за дело.Как помочь младшим научиться общат...
Родительская конференция "Игра-основная форма организации детской жизни"
Сценарий родительской конференции...
Эссе "Дидактическая игра как способ развития детской речи"
Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у н...
Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация Экологическая игра как способ организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...