Доклад игра как форма организации детской жизни
консультация на тему

ТЛЕХУЧ ЗУРЕТ ШАМСУДИНОВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra_kak_forma_organizatsii_detskoy_zhizni.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на тему:

«Игра - форма организации детской жизни»

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ №5 «Родничок»

Тлехуч З.Ш.

Цели:

- определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;

- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.

                                             Вернитесь в свое детство,

                                 Побудьте  с нами  в нем,

                                               И лучшими друзьями

                                               Мы взрослых назовем!

              Игра  - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего  ребенок идет в детский сад.  А. С. Макаренко писал: «Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет."

        И жизнь ребенка, его игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра - это    жизнь ребенка, его существование, источник развития его моральных качеств.

        - В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

         - В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого  и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

         - В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

          - В игре ребенок развивается духовно.  В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

     Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он  «читает», играет в кухне с посудой.

   По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

    Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что  все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка.  Все, что необходимо  человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

   Игра, являясь отражением  социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя  в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может  придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться  об организации игры, самостоятельно решать  спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, своё  « коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними, служит как бы мерилом оценки собственного поведения и поведения товарищей.

             Потребность в общении у детей появляется рано. Взрослые помогают малышу осваивать окружающий мир, различать его краски, звуки, запахи и т.д..

 В совместной игре со взрослым ребёнок учится придумывать  игру, совершать необходимые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру. Следует развивать такие индивидуальные игры, в которых прослеживается  несложный сюжет (несколько последовательных игровых  действий), используются предметы – заменители (например, при купании куклы – тазик, «мыло», кувшин, полотенце и т.д.). Важно, чтобы дети увлечённо действовали с игрушками, чтобы игра доставляла им радость. Если малыш уже играет в одиночку сравнительно длительное время (5-10 минут), педагог может обратить его внимание на играющего рядом сверстника, стараясь вызвать интерес к его игре.                                                                                                                                                          В начале, в игре соседа ребёнка заинтересовывает игрушка и те действия, которые с ней можно совершать. Малыш хочет получить такую же игрушку и играть с ней так, как это делает другой ребёнок. Несогласованность действий, характерная для этого возраста, является причиной  многочисленных  противоречий  между детьми.  Каждый ребёнок хочет играть по- своему, выразить в игре свои желания, интересы, проявить чувства. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой или переключить внимание на игру с другими предметами.

            В играх формируются  навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно  относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.

             Дети постепенно накапливают определённые знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания , заботы , взаимоотношения.   Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, парикмахера, в магазин, в самолёт и др. однако в этом возрасте интерес к сюжету ещё не устойчив и дети легко переходят от одной  игры к другой. Следовательно, маленькие дети могут играть  совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

            Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх  необходимо  воспроизводить  не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу, товарищескую взаимопомощь. Чтобы обогатить игру интересным содержанием, воспитатель использует различные методические приёмы: беседы с детьми о профессиях родителей, экскурсии (например в кабинет медсестры, в магазин), подбор иллюстраций, рассматривание фотографий, картинок, связанных с темой игры.

             Целесообразно использовать дидактические игры, игры драматизации, чтение стихов, рассказов. Задача воспитателя – помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определённый участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый материал. Хорошо зная индивидуальные особенности, игровые возможности  и интересы  каждого ребёнка, воспитатель может установить тесный внутренний контакт с детьми, завоевать их доверие, привязанность. Вовлечение в совместные игры должно проходить постоянно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определённой теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу. Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.

              Развитие игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит  от уровня  индивидуальных игр детей, ребёнка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.

             Работая в средней группе , необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникшие игровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся.  

            Дети старшего дошкольного  возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них  повышается  интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей.  Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.

           Выполнение норм поведения зависит и от внутренних побуждений ребёнка, т.е. от того, какие чувства испытывает  он в данной роли, и от контроля со стороны играющих.   В маленьком игровом коллективе, где основной объединения являются  личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т.е. установить дружеские взаимоотношения.

            При организации игры очень важно установить, из каких побуждений ребёнок стремится  получить главную роль : либо из тщеславия, либо ему действительно нравиться быть главным, так как он знает об этой работе много интересного, чего другие дети не знают.  Если претенденты имеют различные  уровень развития, следует раскрыть   перед ними сущность выполняемой роли, показать необходимость проявления выдумки и вместе с ними определить, кто может выполнять  ведущую роль. Важно воспитывать у детей интерес к так называемым второстепенным рояль, приучать их в любом деле проявлять находчивость, быть полезными для общества.

          В старшем дошкольном возрасте  заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко это проявляется  в игре. Ребёнок стремится  применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации. Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребёнка способствует  развитию длительных игр, однако, недостаточное  развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных  дружеских контактов. С помощью различных методических  приёмов воспитатель может  стимулировать игровое  творчество  детей, прививать им навыки  коллективной игры.

             При организации детского коллектива  особенно важно учитывать индивидуальные особенности  ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия  с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и т.д. и в соответствии с этим наметить приёмы  индивидуального подхода. Ребята, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как  они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – тёплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со сверстниками.

            В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых нуждаются не только  те дети, которые по каким – либо причинам  выделяются из  общей массы. В каждом есть что-то своё, особенное, и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие  черты характера, интересы и способности

            Выявление, развитие  и совершенствование возможностей каждого ребёнка  способствуют организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений: учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в тоже время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся  считаться с правами других, согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Выпускная работа на тему: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни

Выпускная работа.Курс: Актуальные проблемы детской игры в теории и практике дошкольного воспитания.Тема: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни....

Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»

  Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"...

Игра - как форма организации детской жизни

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников.Как это реализуется в современной практике?...