Выпускная работа на тему: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни
материал на тему

Елышева Ольга Сергеевна

Выпускная работа.

Курс: Актуальные проблемы детской игры в теории и практике дошкольного воспитания.

Тема: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota_olga.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет повышения квалификации

и переподготовки педагогических кадров

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Курс:         Актуальные проблемы детской игры в теории и практике дошкольного воспитания

Тема:                А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни

Выполнил:            Елышева Ольга Сергеевна

Детский сад компенсирующего      вида № 1020

Руководитель:         Флегонтова Н. П.

Кандидат педагогических наук, доцент

Москва, 2008г.

ПЛАН

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1. Значение игры в организации жизни и деятельности детей

2.2. Место игры в детском саду

2.3. Воспитатель как организатор жизни детей

2.4. Особенности игры как формы организации жизни детей

2.5. Игры, создаваемые детьми и для детей

2.6. Игра и другие формы организации детской жизни

  1. Заключение

  1. ВВЕДЕНИЕ

«Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта»[1].

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей  детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – члена общества.

Игровая деятельность детей давно используется в целях воспитания.

В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон: как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности, и как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

Для того, чтобы игра стала в детском саду формой организации жизни и деятельности детей, необходимо следующее:

во-первых, должны быть определены те специфические задачи воспитания, на основе которых будет организована в играх детская жизнь и деятельность;

во-вторых, игра должна быть организованно закреплена во времени, в распорядке для детского сада, подобно другим формам, в которых организуется  жизнь детей и педагогический процесс;

в-третьих, должно быть определено, как педагог будет играть с детьми, в чём и как будет проявляться его участие и руководство.

2.     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.  ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТИ ДЕТЕЙ

Организация  жизни и деятельности детей в формах игры становится возможной только по мере того, как в возрастном и индивидуальном развитии ребенка оформляется сама игра в её характерных проявлениях.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для её возникновения нужен целый ряд внешних условий: наличие впечатлений от окружающего мира, игрушек, общение с взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем мире, овладевают  навыками, которых требует жизнь.

Мало говорить о стремлении детей играть – необходимо сделать так, чтобы организация игр в детском саду обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, удовлетворяла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них  навыки общественного поведения, качества личности.

В играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно, и с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невозможно. Следовательно, нельзя воздействовать как-то на отдельного ребенка, нельзя ограничиться воспитанием его личных способностей (внимания и т. д.). Речь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого содержания, такого характера, чтобы они побуждали детей к положительным формам поведения и отношения между собой.

Организую жизнь детей в формах игры, нужно отчетливо представлять себе, какого характера должны быть эти игры, какое они будут иметь значение.

На протяжении дошкольной  жизни изобретаемые детьми игры радуют их, дают возможность выражать свои интересы, т. к. в таких играх сам ребенок легко уравновешивает свои возможности с требованием игры.

При всех своих положительных свойствах, при том, что игры являются продуктом определенного развития ребенка в дошкольный период, они все же заключают в себе и слабые  стороны, отражая определенную ступень в развитии ребенка.

Высоко оценивая влияние игр для ориентировки в окружающем мире, развития способности фантазировать, жить интересами общества, надо учесть,  что здесь ребенок слишком свободен от внешних обстоятельств, эти обстоятельства его не контролируют. Выручить кого-то ролевой игре часто дело воображения, в то время как спастись в подвижной игре овце от волка – дело более сложное, оно требует действия. Поэтому было бы ошибочно организовывать жизнь детей в детском саду только на основе изобретаемых ими игр.

Большое значение для коллектива игр имеют  игры с правилами, подвижные, дидактические, музыкальные и т. д. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо и что нельзя, например, делать, говорить.

Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться  пользоваться этими правилами, подчиняться им. Только при этих условиях может состояться игра.

 Играя, ребенок всегда находится в определенных  взаимоотношениях с коллективом, даже в том случае, если дети играют вдвоём, втроем.

Общественное влияние игры, вызываемые ею чувства, заключены в тех отношениях, которые в ней складываются. Здесь и есть центр жизни, то подлинное, что формирует человеческие отношения. Кропотливая воспитательная работа, причем очень деликатная, последовательная, может изменить характер взаимоотношений межу детьми.

Прежде всего нужно помочь детям  в организации их поступков: как поступать, как действовать. Без этого даже самые организованные дети могут совершить дезорганизаторские поступки.

Таким образом, воспитательный  план, опирающийся на игру как на форму организации жизни детей и их деятельности, охватывает вопросы формирования поведения в коллективе, воспитания навыков общественного поведения, положительных личностных качеств. Конечно, для этого необходимо правильное руководство и граи и понимание, что это живой, повседневно изменяющийся процесс.

Для хорошо организованной жизни детей в детском саду необходимо разнообразие игр, так  как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность интересной и содержательной деятельности.

2.2. МЕСТО ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Чтобы педагогический процесс в детском саду отвечал требованиям детей дошкольного возраста и обеспечивал лучшие условия воспитания, необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов:

  • определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения;
  • закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей;
  • оборудование игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

В целом на игры отводится примерно до трёх часов. Это ставит игру в число значимых форм организации детей  и практически обеспечивает такое положение, когда значительное время в детском саду они будут проводить в играх. Организационное укрепление игры выдвигает требование гармоничного сочетания её с другими формами, как, например, гимнастика, занятия, медицинские процедуры и т. п.

Укрепление игры позволяет расширить связи между играми и трудовым воспитанием. В процессе игр должны получить развитие различные трудовые процессы. Играя, дети будут приучаться к выполнению того или иного дела, овладевать доступными навыками.

 Также связаны межу собой такие формы организации детей как игры и занятия. В детских садах, где хорошо организованы игры, значительно облегчается и организация занятий. Там где на высоте  организация занятий, заметно улучшаются и игры. Укрепляя игры можно достичь еще большего влияния на формирование интересов, всестороннее развитие детей.

Утро ребенка в детском саду складывается из многих элементов. Прежде всего, это обычная, важная в воспитательном отношении встреча воспитателя с детьми. Разговоры друг с другом, ответы на вопросы воспитателя выявляют интересы, которыми на данный момент живут дети. Это и определяет интересы детей, окрашивающие именно сегодняшний день.

Игры начинаются утром по приходе детей в детский сад, прерываются завтраком и длятся еще  10 – 15 минут до занятий. Об этом периоде игры нужно больше всего заботиться в младших и средних группах.

Для старших детей этот период не связан целиком с играми, здесь имеют место другие задачи (полив цветов, уход за животными, подготовка стола к завтраку и т. п.).

Хорошо организованные игры являются необходимым условием правильного воспитания. При правильной педагогической работе игры занимают видное место в утреннее время. Разумеется, важен такой порядок развития игр, который наилучшим образом организует жизнь детей именно в этот период времени, учитывая интерес самих детей и предстоящие занятия.

В младших группах особое внимание должно уделяться играм, в которых дети могут наиболее полно выразить свои  запросы, где ещё не возникают сложные взаимоотношения и игра может носить индивидуальный характер.

У детей средней и старшей групп опыт значительно больше, поэтому они приходят в детский сад с намерением заняться чем-то определенным. Многие берутся за любимые игрушки и «с места» развивают игру. Это дети, которые уже нашли себе друзей и единомышленников. Они быстро понимают друг друга и переводят свои мысли в действие.

Игры лучше, чем что-либо другое, способствуют проявлению чувств  и мыслей ребенка.  В соответствии с этим важно дать детям возможность заняться всеми играми, которые их увлекают. Днем видное место отводится ролевым и строительным играм, в которых лучше всего выявляется потребность детей в общении друг с другом.

Подвижные игры также важны для организации жизни детей. Чтобы активизировать игры с движениями, необходимо привлечь игрушки и направлять действия с ними. Также необходимо вносить  в игры такой элемент сюжета, замысла, который  побуждает к развитию движений.

В течение 8 – 10 минут между занятиями дети в старших группах играют. Опыт показывает, что правильно организованные игры дают детям возможность хорошо отдохнуть.

Нельзя запретить детям во время перерыва возвращаться к играм, в которые они играли до занятия. Старшие дети умеют поиграть немного, а затем спокойно переходить к занятию.

Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Опят показывает, насколько необходимо при отборе подвижных игр и их проведении считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья каждого ребенка.

Содержание ролевых и строительных игр на участке разнообразно. Однако в отношении их требование большей или меньшей подвижности должно учитываться. Организуются на участке и дидактические игры. Некоторые из них связаны с движением. Дидактическими играми пользуются как отдыхом после бега.

Чередование свободных игр и игр с правилами обеспечивает правильное развитие детей. При этом необходим постоянный контакт воспитателя с играющими детьми. Руководство играми носит живой характер.

Чтобы самоорганизация детей могла развиваться, необходимы определенные условия. Прежде всего необходимо, чтобы по крайней мере часть детей в группе не только знала несколько игр, но и умела самостоятельно играть в них.

Важны и способы организации детей в игре, в каждом из которых есть свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая ведущего в игре при помощи считалки, дети могут организовывать игру сами, не ожидая указаний взрослых, что важно для развития самостоятельности. Назначение ведущего приучает всех детей вести игру, ослабляет роль признанных «вожаков». Однако нужно учитывать, что не каждому ребенку под силу быть ведущим в игре.

Условия для игры вечером исключительно благоприятны. Правомерно поставить здесь задачу широкого воспитательного характера: углубление интересов детей в связи с определенными видами игр, расширение нравственных представлений и отношений, обогащение эстетических впечатлений и переживаний, приучение к труду. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, воспитательные задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

Вполне возможно, что вечером дети захотят продолжить строительные и ролевые игры, начатые ранее. Вечером имеется достаточно времени, чтобы развивать ролевые игры, делать постройки. Эти игры богаты разнообразными возможностями формирования  чувств и отношений детей.

Вечером можно использовать и дидактические игры. В них выявляется кругозор ребенка, его умственные интересы. Для успешного проведения их необходимо ознакомить детей с определенными правилами. Сочетая дидактические игры с другими видами игр, можно добиться значительных успехов во всестороннем развитии детей.

Активной должна быть роль воспитателя в играх-драматизациях. Время от Времени можно привлекать к ним всю группу детей. Воспитатель организуют игры с пением, хороводы, помогает детям в дидактической игре.

В организации жизни и деятельности детей среднего и старшего возраста заметное воспитательное влияние  приобретает игра-труд, т. е. определенная работа, которая будет выполняться детьми всерьез. Характерно, что эти работы входят в содержание игры, выполняются во время игры.

В процессе игры-труда наиболее ярко выступают связи между игрой и трудом, игрой и занятиями. В игре-труде все накопленное приобретает в глазах детей настоящую цену. В тоже время игра-труд и ее потребности стимулируют трудовые усилия детей в наиболее близких и интересных для детей формах, повышают интерес к содержанию занятий.

2.3. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения.

Детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять.

Имея дело с детьми дошкольного возраста, ещё не обладающими сколько-нибудь развитой способностью к самоорганизации, воспитатель должен организовывать жизнь и деятельность детей в играх, а также и сами игры, в тоже время постепенно воспитывать самоорганизацию детей, конечно, с учетом их возрастных возможностей.

Деятельность воспитателя должна быть обращена на то, чтобы организовать играющих детей. Воспитатель должен быть в центре внимания постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Участвуя в жизни детей, в их играх, воспитатель руководствуется определенными задачами воспитания. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельного нравственного воспитания, связанного с детскими интересами.

Каждая из задач – от сравнительно простой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, – может быть решена только в коллективе детей.

 Следует отчетливо представлять себе, что это длительный процесс, глубинный, дающий мало внешних проявлений, характеризующийся медленными накоплениями. Но хорошо известно, что именно в воспитании необходимо большое терпение. Результаты воспитания не скороспелый плод.

Выбор игр детьми имеет существенное значение, в какое бы время дня это не происходило. Требуются большая наблюдательность и известный опыт  для того, чтобы охватить происходящее, быстро сориентироваться и принять то или иное решение.

Хорошо известно, насколько изменчивы интересы детей, как быстро они поддаются внушению, но вместе с тем бывают и стойки в своих претензиях. Без дружеского слова, совета, подсказки здесь обойтись нельзя. Руководя выбором игр, участвуя в этом процессе ежедневно, воспитатель изучает детский коллектив, выявляет группировки, которые складываются в настоящий момент, имеет возможность оценить желательность тех или иных группировок и замыслов игры.

Не следует стремиться к частому фронтальному охвату игрой, притом одной общей для всех детей. Гораздо глубже и интереснее будут протекать игры в небольших детских коллективах.

Наблюдая хорошо играющие детские коллективы, приходится отдавать должное не самим играм, а тому, как внутренне организованы играющие дети, какие у них замыслы, как хорошо они относятся друг к другу, сколько во всем этом самодеятельности.

Процесс развертывания игр, их развитие нельзя представить вне влияния воспитателя. Этот процесс должен быть не только в поле зрения, но и требует его личного участия.

Важно знать и понимать, по каким признакам складываются те или иные группировки, влиять на них, пользоваться ими для укрепления детского коллектива. Группировки возникают по различным мотивам: из чувства личной симпатии, из своеобразной кооперации сил играющих, необходимой для данной игры, под давлением авторитета какого-либо ребенка и т. д.  Возможны группировки по совету воспитателя.

В только что организованных группах необходимо самое активное участие воспитателя в играх. Группировки детей являются организационной опорой для воспитателя.

Образование играющих коллективов является значительным событием, показывающим, что у детей сложились определенные интересы, что на их основе дети объединяются, что создается общество, способное жить и действовать.

Когда играющие уже имеют общие и довольно стойкие интересы, и коллективы проявляют себя организованно, встает более сложная задача – выбор игры самими детьми. В последовательном ходе жизни играющие коллективы закрепляются на содержательных, интересных играх. Нужно, чтобы в глазах детей воспитатель всегда был лицом опытным, знающим и разнообразные игры, и способы их организации.

Большую роль в образовании играющих коллективов, в становлении личности ребенка имеет характер игр.

Детские играющие коллективы должны получить богатые и разнообразные по содержанию игры для всестороннего развития, для интересной жизни.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми.

Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой: подвижной, ролевой, дидактической и др. – в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой той или иной игры. Именно воспитатель вносит новый игровой опыт, он учит детей играть в определенную игру.

Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. А это требует от ребенка известных усилий и выучки.

Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа, всякого рода морализирования.

«На обязанности воспитателя лежит обогащение содержания ролевых и строительных игр, развивающихся, как известно на замыслах детей[2]». Замысел игры приходит к ребенку из соприкосновения его с окружающим: из общения с людьми, наблюдений за тем, что происходит, из услышанного. Чем беднее впечатления, тем меньше будет развиваться содержание игр.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то, организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении.

2.4. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Играя, ребенок всегда находится в определенных отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоем, втроем. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра.

Мы говорим о взаимоотношениях в играх потому, что игры, когда ребенок дошкольного возраста играет один со своей игрушкой и как будто не нуждается в общении с детьми, представляют исключение. Подавляющее большинство наблюдений говорит о том, что ребенку для развития игры нужно общество детей. Взаимоотношения детей в играх – важнейший элемент существования самой игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь, играя, каждый ребенок и детский коллектив в целом всегда действуют определенным образом. Это характерно для игр детей дошкольного возраста. Природа ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх.

Если с этой точки зрения подойти к различным видам игр, существующим в практике и именуемым в целом средством воспитания, то нетрудно заметить, что в подвижных, дидактических и даже строительных играх эти качества почти не принимаются во внимание. Более полно в этом отношении оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

 Отмечая значение игр для развития той или иной стороны деятельности, педагоги иногда не замечают главную сторону детской игры. Важнейшие звенья детской жизни оказываются отодвинутыми на задний план. Это приводит к нежелательным явлениям в практике. В детском саду игры детей иногда вытесняются организацией питания, занятиями, за счет игры вносятся поправки в режим дня. Поэтому нередки случаи. Когда дети по-настоящему не успевают играть.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребенка к игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они в полной мере будут жить игрой, в игре. Это значит, что в играх ребенок находит  интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Здесь зарождается симпатия, дружба. «Игра – это доступная каждому ребенку деятельность – служит и своеобразным общим языком для всех детей[3]». В играх могут понять друг друга дети вне зависимости от национальности и языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру из явления стихийного, в явление организованное.

Е. А. Аркин выразил это требование следующим образом: «В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной, замкнутой, изолированной функции… Игра для ребенка – и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых – источник радости. Игра дает ребенку полноту жизни, которую он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания»[4].

При развитии игры объектом воспитательного воздействия является детский коллектив. Для игры нужны участники. Воздействие на детский коллектив  игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах её развития.

Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. Их следует организовывать, пользуясь игрой.

Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. При этом должны быть учтены интересы возрастного характера. Обязательно надо учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у отдельных детей, считаться с динамикой детских интересов, с ходом общего развития, неизменно сказывающегося в играх ребенка.

2.5. ИГРЫ, СОЗДАВАЕМЫЕ ДЕТЬМИ И ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра как форма организации связана прежде всего  с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, подвижными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на всевозрастающую способность ребенка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность резко отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать  формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей, - это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей.

 Известно, что дети в три-четыре года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже пятилетние, а тем более шестилетние с этим справляются. На первых ступенях дошкольного возраста детей в игре организует взрослый. Он вводит их в правила игры. Возможности детей к самоорганизации постепенно нарастают. Тогда и подвижные, и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей. Чтобы дети овладели правилами игр, их нужно обучить.

Необходима довольно высокая степень развития самого  ребенка для проявления им самостоятельности в играх. Для детей дошкольного возраста  игры являются сложной формой организации, требуют другого поведения. Нельзя забывать об их воспитательно-образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

Игры с правилами не дают детям возможности выразить впечатления, а ведут их по пути готовых замыслов. Изобретенные самими детьми игры нужно  гармонически сочетать с играми с правилами, обеспечивая тем самым  самостоятельность, необходимую для развития детей, и организованность.

Игра должна занять определенное место  в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

2.6. ИГРА И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться последовательно и планомерно. Каждое его звено играет свою роль в жизни ребенка, в его развитии. Важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса и изучать переходы от одного к другому, связи между ними.

Игры должны быть содержательными. В том случае, если разные стороны игры не развиваются, не совершенствуются, дети сами отходят он них, считая игры неинтересными, скучными. Известна способность детей дошкольного возраста переносить увиденное в жизни в свои игры, строить игру из материала наблюдений. Однако видеть этот факт еще не достаточно для того, чтобы направлять игры. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации детской жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причем дети берут в игры не только их содержание, но их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, сама система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. Связывать игры и занятия – эти две формы воспитания и организации детской  жизни – нельзя без активной роли воспитателя.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, следует поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и сами игры, то есть о воспитателе. Его деятельность направлена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре.  Если игра это радость, то нужно так организовать детей, чтобы из игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребенка, то важно организовать ее так, чтобы она развивала ребенка.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живя в Советском Союзе, А. П. Усова успешно разрабатывала вопросы содержания, форм и методов обучения в детском саду в соответствии с задачами воспитания подрастающего поколения. Её исследования внесли коренные изменения в систему воспитательно-образовательной работы детских садов, что способствовало повышению умственного развития детей и улучшило их подготовку к школе. Эти исследования легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию во многих странах.

Уделяя много внимания обучению дошкольника, А. П. Усова вместе с тем считала, что оно составляет лишь часть всей воспитательно-образовательной работы детского сада, направленной на всестороннее (физическое, умственное, нравственное и эстетическое) развитие маленького ребенка. Она подчеркивала, что в воспитании детей дошкольного возраста наряду с обучением на занятиях важное место  должно занимать педагогическое руководство  игрой и трудовой деятельностью.

Игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием окружающих взрослых. Соответственно такому пониманию природы и движущих причин развития детской игры А. П. Усова настаивала на том, что «играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если оно основывается на глубоком понимании природы игры и знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры»[5].

Она подвергла критике типичные ошибки, когда воспитатель либо вовсе не руководит детской игрой, ограничиваясь предоставлением для этого внешних условий, либо наоборот, начинает излишне вмешиваться в самодеятельность ребят, навязывает им определенные сюжеты и роли, не считаясь с потребностями и интересами дошкольников.

Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения. Однако, чтобы эти нормы выполнялись не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента при разрешении  ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей как в процессе игры, так и в других видах деятельности.

Научная заслуга Усовой А. П. в том, что она открыла в игре как бы  новый пласт процессов и отношений, ранее исследователям не известный, и во всяком случае недостаточно изученный. Она показала, что, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми, в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, в игре или по поводу игры возникают другого рода отношения – уже не мнимые, не изображаемые, а действительные, реальные. Эти отношения тесно связаны, однако они не тождественны и могут расходиться друг с другом.

 Работы Усовой А. П. и сейчас не утратили своей актуальности и, несомненно, оказывают воспитателям детских садов большую помощь в работе с детьми дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. /  Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979.
  2. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М.: Просвещение, 1962.
  3. Усова А. П.  Игра – форма организации жизни и деятельности детей. – М.: Просвещение, 1960.
  4. Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. – М.: Просвещение, 1963.
  5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М.: Просвещение, 1965.
  7. Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1961.
  8. Усова А. П., Радина Е. И., Быкова А. И. и др. Роль игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1961


[1] Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. /  Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979.

[2] Усова А. П.. Роль игры в воспитании детей. – М., Просвещение, 1976г., стр. 93.

[3] Усова А. П. Роль игры  в воспитании детей. – М., Просвещение,1976, стр.60

[4] Аркин Е. А. Дошкольный возраст. – М., 1948, с.254

[5] Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под. Ред. А. В. Запорожца. – М., Просвещение, 1976г., стр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»

презентация и деловая игра с воспитателями....

Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»

  Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"...

Игра - как форма организации детской жизни

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников.Как это реализуется в современной практике?...