Нейропсихологические игры как способ сплочения детского коллектива и форма саморегуляции поведения дошкольника
консультация по коррекционной педагогике

Потапова Марина Владимировна

Нейропсихологические игры и упражнения – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, на развитие межполушарного взаимодействия.

Нейропсихологические игры способствуют:

  • развитию психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления;
  • развитию зрительно-моторной пространственной координации;
  • развитию саморегуляции поведения;
  • повышению уверенности в своих силах.

Нейроигры рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_igry.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

                М.В. Потапова,

учитель-логопед МАДОУ д/с № 373

г. Новосибирска

Мастер-класс

«Нейропсихологические игры как способ сплочения детского коллектива и форма саморегуляции поведения дошкольника»

Обязательным условием создания психологически безопасной образовательной среды является создание доброжелательной атмосферы в группе и включение детей в позитивные социальные отношения. Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. И в этот процесс должны быть включены все педагоги, работающие с детьми, так как работа дошкольной образовательной организации по формированию и развитию жизнеспособности невозможна без активного взаимодействия педагогов.

Какие же технологии будут способствовать развитию чувства сплоченности у детей на коррекционных занятиях? Отвечая на этот вопрос, мы выбрали нейропсихологические игры и упражнения.

Нейропсихологические игры и упражнения – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, на развитие межполушарного взаимодействия.

Нейропсихологические игры способствуют:

  • развитию психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления;
  • развитию зрительно-моторной пространственной координации;
  • развитию саморегуляции поведения;
  • повышению уверенности в своих силах.

Нейроигры рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя систему дыхательных, глазодвигательных, двигательных перекрёстных упражнений и растяжек, упражнений для развития пространственных представлений и общей моторики, релаксационные упражнения, а также игры на развитие внимания, памяти, речи, мышления.

Совместно с воспитателями и педагогом-психологом мы отобрали нейроигры, которые направлены на развитие сплочённости детского коллектива и саморегуляции поведения. Данные игры предложены авторами пособия – Лютовой Еленой Константиновной, Мониной Галиной Борисовной (Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми), Анной Владимировной Семенович («Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»).

Творческая группа педагогов составила картотеку нейроигр и упражнений и предложила их внедрить в образовательный процесс ДОО.

Чем же примечательны нейропсихологические игры?

Дыхательные упражнения – дают ощущение самоконтроля и душевного комфорта, а также развивают физиологическое и речевое дыхания. (Видео – Звукодыхательное упражнение – распевка «Дирижер и оркестр»)

Глазодвигательные упражнения – способствуют повышению концентрации внимания, формированию произвольного компонента деятельности, вектора зрительного восприятия (Видео с лазерной указкой). 

Двигательные перекрёстные движения. (Видео «Перекрестное марширование»). При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций, помогают ребенку развить хорошую осанку и координацию движений, стать более сосредоточенным в повседневной жизни.

Игры для развития пространственных представлений. Направлены на развитие зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторной координации. (Видео «Путешествие друзей»)

Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей, на развитие сотрудничества в группе. Добавляя речевое сопровождение кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. (Видео «Лезгинка») Это упражнение служит для «настройки» на групповую деятельность и сотрудничество внутри малой группы.

Упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы. Направлены на развитие навыка общения, умения действовать в коллективе, снятие телесных барьеров, на развитие познавательной сферы. (Видео «Игра пальцами»)

Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию саморегуляции. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать поведение ребенка. Ведь именно через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-коммуникативного взаимодействия и эмоционального раскрепощения.

Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.


Ход мастер-класса:

  1. «Давайте поздороваемся» (для геперактивных детей)

Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания) . Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение . Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

  1. «Обзывалки» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты... морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты... солнышко!"»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

  1. «Рубка дров» (К. Фопель, 1998)

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Для проведения этой игры нужно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

  1.  «Поводырь»

Участники разбиваются на пары. Одному человеку в паре завязывают глаза, он – «невидящий», а его партнер – его «поводырь». Задача пар – пройти по прямой преодолевая препятствия. «Поводырь» руководит «невидящим», давая словесные инструкции. После игры организуется обсуждение: «Как чувствовали себя «невидящие»?»

  1.  «Капризный фотограф». В роли фотографа выступает сам ведущий. Дети сидят в кругу. «Фотограф» организует ребят для групповой фотографии, например, так: «Настя будет стоять посредине. Слева от Насти — Петя, рядом с Петей — Вова, справа от Насти — Катя. Впереди Кати — Наташа». И т.д.

После того как групповой портрет будет составлен, можно попросить ребят сфотографироваться:

—        грустными;

—        веселыми;

—        рассерженными;

—        удивленными;

— испуганными.

Фотографом может стать любой желающий ребенок.

  1.  «Групповая картина»

Ход игры: на листе бумаги нарисована картинка. Выбирается один игрок, который будет рисовать картинку на доске. Листок с картинкой передаётся по кругу, и каждый ребёнок называет одну деталь рисунка и в каком месте листка она нарисована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры направленные на сплочение детского коллектива

Представленные игры помогут созданию детского коллектива. Стать детям доброжелательными, тарпимыми друг к другу....

«Игры, направленные на сплочение детского коллектива» для детей 4-7 лет

Цель:   научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, моторной ловкости....

Интерактивные игры, направленные на сплочение детского коллектива. Автор Клаус Фопель

Набор простых игр, которые поддерживают общность группы и дружелюбную атмосферу в ней....

"Детский тимбилдинг, как эффективный способ сплочения детского коллектива"

Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чув...

Игры, направленные на сплочение детского коллектива

Сплочение детского коллектива является одним из приоритетных направлений работы педагогов ДОУ. Представленные игры способствуют созданию доверительной обстановки в группе, развивают умение чувствовать...

Мастер-класс «Игра как средство сплочения детского коллектива»

Мастер-класс«Игра как средство сплочения детского коллектива»...