Педагогическая гостиная "Спасательный круг"
методическая разработка на тему

Чернова Тамара Николаевна

 

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Задачи:  1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки коллектива;

2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

3. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабиться;

4. Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedgostinnaya_spasatelnyy_krug.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Задачи:  1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки коллектива;

2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

3. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабиться;

4. Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Содержание:

1. Упражнение «Имя – профессиональное качество»   (участники сидят в кругу)

Здравствуйте, уважаемые педагоги!  Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет своё имя и какое либо своё качество, начинающееся на первую букву имени (при затруднении на вторую). Например, Ирина – интересная, Екатерина – естественная.

2. Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»

3. Тестирование «Как вы заботитесь о себе?»

Испытывая колоссальное эмоциональное напряжение, педагог должен уметь заботиться о себе и относиться с вниманием к своему психическому здоровью. Тест Тревора Повела поможет оценить, насколько вы умеете заботиться о своём внутреннем благополучии.

4. Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.

 А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне.

Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.

5. Рефлексия, обсуждение в общем кругу.

 1.Что помогало понимать и передавать ощущение?

 2.Что чувствовали первые и последние стоящие в команде.

 3.Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись.

      При желании участников упражнение повторяется, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.

6. Методика «Дерево»

    Участникам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки. Каждый участник получает лист с таким изображением. Задание даётся в следующей форме: «Рассмотрите внимательно это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. Все они занимают различное положение. Представьте, что это наш коллектив. Выберите и раскрасьте того человечка, который по вашему мнению соответствует вам в данный момент. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам».

7. Советы «Способы установления эмоционального равновесия личности»

Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте пожалуйста на вопросы, приведённые в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-х бальной шкале.

Итерпритация теста.

Более 54 баллов – Вы умеете заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому вам легче, чем другим, в искренней форме  проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40-54 балла – Вы стараетесь заботиться о себе, но вам необходимо проявлять немного больше старания.

Ниже 40 баллов – Вы заботитесь о себе недостаточно хорошо. Возможно, что вы часто имеете чувство вины перед собой. Вам нужно пересмотреть свою позицию жизни.

ФИО заполняющего

Вопрос

Да  

4

Скорее да

чем нет    3

Скорее нет

чем да     2

Нет  

1

1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть и расслабиться.

3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной.

4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботится обо мне.

5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6. Каждый день я уверена в том, что именно немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать что-нибудь приятное.

7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12. Я обычно нахожу  время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.

13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.

14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.

17. Я предпочитаю работать в удобном для меня темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18. Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих.

19. Я избегаю употребления табака.

20. Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства.

Итого:

   

   

Мини-лекция           «Профессиональное выгорание педагога»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, упадок сил, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора. Это ни что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без некоторых усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение.

В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами; внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои эмоции, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. Причём иногда это общение происходит одномоментно, и даже если всё прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому невысокий заработок, многочисленные проверки, увеличение количества «трудных» детей и «невменяемых» родителей.

Всё это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до развития невроза один шаг.

 Вполне естественно встаёт вопрос: «Что делать?»

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, в первую очередь, следует разобраться со своими внутренними проблемами, то есть нужно начать с себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский педагогический проект «Кругом вода»

Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с д...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

Педагогическая находка "Круги Луллия"

quot;Круги Луллия" очень познавательная разработка для детей любого возраста...

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»

В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...