Педагогическая находка "Круги Луллия"
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Дашпыл-оол Айлана Хемер-ооловна

"Круги Луллия" очень познавательная разработка для детей любого возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_lulliya.docx103.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка «Круги Луллия»

Здравствуйте, меня зовут Айлана Хемер-ооловна, я - воспитатель, представляю Детский сад «Ручеек» села Сосновка. И сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой - Круги Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде шести бумажных кругов, нанизанных на стержень в виде пирамидки. Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!  
        Данное пособие меня заинтересовало и я изготовила его самостоятельно. Для этого мне понадобились три пластиковых круга разного диаметра, болт с гайками, плотный картон для стрелки и самоклеящаяся бумага для деления кругов на секторы. Круги подвижны относительно друг друга. Все они разделены на одинаковое количество секторов.                                        Круги Луллия могут быть не универсальными, а уже изначально выполнены на какую-то конкретную тему, 
например: на восприятие цвета или формы. Но мне захотелось изготовить круги именно универсальные, с возможностью имея только одно дидактическое пособие, менять картинки разной тематики, в зависимости от поставленной цели. Для этого я установила скрепки для фиксации картинок на дисках. Благодаря им, я свободно меняю картинки.

Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

- развитие словесно-логического мышления,

- развитие памяти, внимания, тактильного восприятия,

- развивают навыки фантастического преобразования объектов;

- формируют способность увидеть суть проблемы;

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют способность решать проблемные ситуации.

Методические рекомендации:

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

         В представленном мною пособии три круга по 6 секторов на каждом. На занятии могут быть задействованы например только два круга.

Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на четыре типа:

1-й тип«Найти реальное сочетание».

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем

прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

2-й тип«Объясни необычное сочетание».

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно из- за этого элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.

3-й тип«Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята»Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

4-й тип«Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. Например: Как лисята вернутся к своей маме?

Далее хочу подробнее остановиться на играх на подбор пары. Первая игра

Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы. Расширение кругозора. Пополнение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

Возраст играющих: дети 4-7 лет.

Оборудование: круги Луллия.

Ход игры:

Педагог, вместе с ребенком, заполняют круги Луллия, кружками с нарисованными предметами. Необходимо совместить круги так, чтобы предметы одной группы оказались в одной ячейке. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы.

«Подбери по цвету»

Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

Возраст: 3-5 лет.

«Подбери по форме»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру.

Возраст:4-7 лет

«Найди хозяина питомца»

Цель: Развивать способность распознавать и выражать разные эмоции

Возраст: 3-7 лет

«Найди тень»

Цель: Развитие приемов зрительного наложения, внимания, памяти, логического мышления.

Возраст: 3-5 лет.

«Найди недостающий фрагмент»

Цель: развитие познавательной активности, зрительного внимания

Возраст: 4-7 лет.

«Кто что ест»

Цель: развитие познавательной активности, пополнение словарного запаса.

Возраст:3-5 лет

«Кто где живет»

Цель: развитие зрительного внимания, активизация словарного запаса.

Возраст: 3-5 лет.

«Мамы и их детеныши»

Цель: расширение словарного запаса, развитие мышления и речи.

Возраст: 3-5 лет.

«Что сначала, что потом»

Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Возраст: 4-7 лет.

«Собери матрешку»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

Возраст: 4-7 лет.

Игр с кольцами очень много. Свою картотеку я пополняю с учетом образовательных потребностей детей.

И хотелось бы еще привести пример игры с элементом случайности "Новая сказка".

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором

- предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная

Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?" Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?                        

         На мой взгляд, игры с картинками на кругах создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Представленное пособие я нахожу эффективным и рекомендую в работу педагогам.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия"

Игровые упражнения с детьмиПо кругам Луллия(для воспитателей детских садов)...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Педагогическая находка: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в ...

«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенны...

«Педагогическая находка» Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия"., которая непосредственно относится к технологии ТР...

Педагогический проект «Волшебные кольца Луллия»

Педагогический проект «Волшебные кольца Луллия»...