Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»
материал по коррекционной педагогике
В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_osobyy_rebenok_krug.docx | 23.65 КБ |
programma.pdf | 715.72 КБ |
osobyy_rebenok_krug_fevral_2020.pdf | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2. В нашем дошкольном отделении функционирует компенсирующая группа «Особый ребенок». На сегодняшний день группу посещают 9 детей с различными, в том числе сочетанными нарушениями, такими как НОДА (ДЦП) в сочетании с нарушением зрения и ЗПР, РАС, НОДА - ахондроплазия (нарушение роста или развития костей), нарушение слуха, сложная структура дефекта, интеллектуальные нарушения.
Слайд 3. 1 ребенок из группы самостоятельно не передвигается, двое детей ходят и стоят только с поддержкой взрослых и им требуются такие средства обучения, как вертикализатор и коляска, а также специальная организация пространства и правильный выбор позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы максимально. «Особый ребенок» - это группа с 10-ти часовым пребыванием детей.
Слайд 4. В остальном режим мало чем отличается от режима других групп. В расписании присутствуют физкультура с элементами ЛФК, музыка, бассейн, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.
Слайд 5. При необходимости специалисты сопровождают детей в режимных моментах.
В связи с тяжестью основного нарушения детей воспитатели и специалисты для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, исходя из особенностей, ресурсов и дефицитов ребенка.
Слайд 6.Одной из основных задач в работе группы – формирование и развитие социально-коммуникативных навыков, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В этой группе, так же как и в других группах, проводятся праздники (Новый год, 8 марта, День Матери), дети участвуют в обще-садовских досугах (Масленица, Неделя игры и игрушки).
Слайд 7.Мы работаем в тесном сотрудничестве со специалистами и родителями. Для достижения наибольшего эффекта коррекции и развития детей было разработано единое тематическое планирование, каждый педагог отрабатывает поставленные перед собой задачи в контексте общей лексической темы. Большая часть занятий индивидуальные, но мы практикуем так же групповые формы работы, одной из которых является педагогическая технология «Круг».
Использование педагогической технологии «Круг»
в коррекционно-развивающей работе
с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок».
Слайд 8. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Педагогами и специалистами, работающими в компенсирующей группе «Особый ребенок» была разработана Программа коррекционно-развивающих игровых занятий «Возьмемся за руки!». Цель программы: создание коррекционно-развивающей среды для детей со сложной структурой нарушения. В основу организации занятий положена педагогическая технология «Круг», которая разработана специалистами Центра лечебной педагогики.
Слайд 9. Занятие с использованием педагогической технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции. Такие игровые занятия проводятся педагогами систематически 3-4 раза в неделю. Длительность занятия составляет от 15 до 30 минут.
Название занятия «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Дети садятся в круг на стульчики, располагаются кружком на полу или за столом. Такое расположение, с одной стороны, ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться на педагоге, друг на друге и на предлагаемых играх. В то же время форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью коллектива, не нарушая при этом личного пространства ребенка.
Слайд 10. Главная цель занятия «КРУГ» – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы этого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.
Слайд 11. Задачи занятия «КРУГ» (представлены на слайде):
- создание условий для формирования у детей с ОВЗ мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование у ребенка с ОВЗ образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- развитие предметно-манипулятивной деятельности, навыков выполнения действий «рука в руке»;
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности детей;
- формирование и развитие произвольной регуляции поведения, способности выполнять элементарные игровые правила, совершать игровые действия;
- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти;
- формирование представлений об окружающем мире.
Занятие на основе педагогической технологии «Круг» имеет четкую структуру. Рассмотрим наиболее важные этапы.
Слайд 12. Структура и содержание занятия «КРУГ».
1. Приветствие - помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.
2. Игры на развитие познавательных психических процессов.
Сенсорные игры - это важная составляющая занятия КРУГ. Они создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии используют природный материал, воду, камушки, снег, сосульки, крупу, сенсорные дощечки, музыкальные инструменты и т.д. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка, получить новые сенсорные впечатления (что особенно важно для наших детей с НОДА, которые ограничены в своем передвижении) и увидеть эмоциональную реакцию сверстников.
Игры, развивающие речь ребенка (словесные) выполняют несколько функций: познавательную, коммуникативно-речевую, дидактическую. С детьми группы «Особый ребенок» актуальными являются игры, стимулирующие общение, расширение словарного запаса, игры на развитие звукоподражания, диалоговой речи.
3. Игры на взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Ритмические игры - их целью является эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм. В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок в дальнейшем может действовать без инструкций.
Коммуникативные игры связаны с социализацией ребенка с ОВЗ в среде сверстников. Потребность в общении у детей со сложной структурой нарушения зачастую развита недостаточно, поэтому необходимо постепенно, шаг за шагом, формировать навыки взаимодействия, умение учитывать обоюдные интересы
Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Дети с тяжелыми нарушениями развития в процессе этих игр учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место.Для этого в занятии «КРУГ» используются игры с предметами, где основное условие – дождаться своей очереди. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.
4. Игры на развитие эмоциональной сферы направлены на снижение эмоционального и мышечного напряжения, обучение элементам саморегуляции, формирование эмоциональной выразительности и эмпатии.
5. Окончание занятия – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня. Отмечено общим стихотворением, прощанием с героем, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.
Слайд 13. Для педагогов, работающих в группе «Особый ребенок», появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно. Например, одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей: для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего – будет побуждать смотреть на других детей.
Слайд 14. Также необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, «заряжают» своими эмоциями детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий.
Слайд 15. Опыт проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием технологии «Круг» в группе «Особый ребенок» показал, что сенсорные переживания являются наиболее доступными для детей данной категории, позволяют привлечь и удерживать их внимание, переживать эмоциональное единение с группой и, в итоге, снижают тяжесть вторичных нарушений, способствуют поддержанию физической и психической активности детей с ОВЗ.
Мы представляем вашему вниманию видеофрагмент группового игрового занятия с использованием педагогической технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок». Слайд 16.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...
Использование педагогических технологий в работе с детьми по детскому экспериментированию как пути познания мира.
Представлен опыт работы использования педагогической технологии в работе с дошкольниками, цель и задачи работы по теме, алгоритм подготовки и структура занятий по детскому экспериментированию, виды оп...
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...
Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
Консультация для педагогов...
" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!
Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...
Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».
laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
"Использование педагогических технологий "Утренний круг", "Вечерний круг".
Консультация для педагогов....