Детский педагогический проект «Кругом вода»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому образованию детей обладает большими возможностями и перспективами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_vodu.docx | 59.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
«Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок»
г. Балаково Саратовской области.
Детский педагогический проект
«Кругом вода»
Воспитатель: Л.В.Рязанцева
Первый этап. Целеполагание.
Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому образованию детей обладает большими возможностями и перспективами.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог.
Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознано правильного отношения к природе во всём её многообразии, развивать мышление, творческое воображение, внимание, речь в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса, осознанно бережного отношения к природе.
- Расширять представления детей о воде и её обитателях.
- Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки, продолжать развивать мышление, память, внимание.
Второй этап. Разработка проекта.
1.Довести до участников важность данной темы.
2.Подбор методической литературы:
- М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» издательский дом «Воспитание дошкольника» г. Москва, 2009г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.
3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта).
4. Составить перспективный план мероприятий.
Третий этап. Выполнение проекта.
Раздел программы. | Формы и методы работы. |
Игровая деятельность. | Сюжетно-ролевая игра «Рыболовы в порту» Подвижная игра «Рыбаки», «Удочка», «Огонь, вода, земля и воздух» Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Кто, где живёт?» «Кто назовет больше действий»: на развитие мышления, сообразительности, на активизацию словаря. «Отвечай быстро»: на развитие быстроты и гибкости мышления, на упражнения в классификации предметов. «да – нет»: на развитие логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки. «Пишущая машинка»: на развитие волевого (произвольного) внимания, « Звук потерялся» на развитие внимания, фонематического слуха. «Капитан укладывает чемодан»: на развитие механической памяти «Круги на воде»: на развитие творческого воображения, на активизацию словаря. Дидактическое упражнение «Найди ошибку». |
Познавательное развитие. |
|
Ознакомление с окружающим. Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Продуктивная деятельность. Рисование Конструирование, ручной труд Лепка. | «Где живёт капелька?» «Поможем капельке воды» Г.-Х Андерсен Русалочка Живая вода (сказка народов Сибири) Как утка землю добывала (сказка народов Сибири), чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказки «По щучьему велению» «Чудо-юдо рыба-кит» рисование по сказке «Конек-Горбунок» коллективная работа. «Золотая рыбка» техника изонити. Коллективная работа «Обитатели морского дна» |
Четвертый этап. Презентация проекта.
- Проведение занятия «Турнир смекалистых».
- Создание совместно с родителями воспитанников альбома «Обитатели водоёмов».
Результат:
Ребятам очень понравилось участвовать в совместной деятельности, узнали много нового ми интересного об обитателях водоёмов и о свойствах воды.
Конспект интегрированного занятия
по развитию познавательных способностей
в подготовительной группе
на тему: "Земноводные животные"
Программное содержание:
- Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.
- Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.
- Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас.
- Развивать логическое мышление, внимание и память.
- Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
- Закрепить знания детей о том, что количество слогов равно количеству гласных в слове.
- отрабатывать технику осмысленного чтения.
- Учить работать в команде, закрепить умение осуществлять взаимопроверку.
Демонстрационный материал:
Биты знаний, магнитофон, мультимедиа, 3 обруча с символикой, мнемосхемы, 2 аудиокассеты.
Биты знаний: тритон, саламандра, амфибия, древолаз, амбистома, жерлянка, жаба, червяги, квакши, протей, озерная лягушка.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Здравствуй солнышко,
Согрей мои ладошки,
А я тепло и свет другу подарю.
Сейчас сижу, смотрю в свое окошко,
Сейчас я радугу другу подарю.
По радуге вижу, лучик бежит,
Сейчас он большие дела совершит.
Заняться ими пора и нам
Справиться с ними лучше друзьям.
Демонстрация битов знаний:
П: Ребята, сегодня я вам принесла интересные картинки. Встали полукругом(показ бит знаний, раскладывание их на коврике).
- Дикое насекомоядное земноводное животное – квакша.
- Дикое травоядное земноводное животное – червяга.
- Дикое хищное земноводное животное – саламандра.
- Кто это? (земноводное)
- По каким внешним признакам вы определили, что это земноводные животные?
Ответы детей:
У земноводных животных тело ничем не покрыто, кожа голая.
У этих животных глаза очень большие, занимают почти все лицо.
П: Что еще интересного вы знаете о земноводных животных?
Ответы детей:
Многие животные дышат через кожу (лягушки).
Жабы не пьют воду ртом, а всасывают ее через кожу.
В железной банке лягушка может прожить 1 месяц, если там есть вода.
Земноводные размножаются икринками, которые откладывают в воде. Из икринок появляются головастики, только затем взрослое животное.
Окраска животных может меняться как у хамелеонов.
В холодных странах земноводные впадают в спячку. Они спят в норе, на дне рек, озер.
Самцы у земноводных хорошо поют.
В основном земноводные ведут ночной образ жизни. Днем заползают под камни и сидят неподвижно.
Некоторые жабы смогут жить без пищи целый год, но без воды они умирают.
Земноводные водятся на всех материках, кроме Антарктиды.
Эти животные могут восстанавливать свои части тела: отломленный хвост, палец и даже ногу.
Саламандра и тритон, если их заморозить в воде, могут так находиться долго, когда лед растает, животное продолжает жить.
Проглотить пищу помогают лягушкам глаза. Схватив добычу, лягушки часто-часто моргают: погружаясь в рот, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.
Рассказ про лягушку пипу:
П: Ребята, к нам из далекой Америки пришло письмо от биолога Майкла Джойсона. Давайте его послушаем (включить запись, мультимедиа).
Пипа.
У нее четырехугольное сплющенное тело, широкая голова, заостренная спереди, тонкие ноги с длинными четырехраздельными на концах пальцами, не соединенными плавательной перепонкой. От углов рта и впереди глаза свисают кожные лоскуты. Окраска желтая с пятнами.
Живет пипа в Бразилии. Ведет водяной образ жизни. Относится к семейству бесхвостых земноводных. Самка откладывает у себя на спине яйца. Сильные головастики вылетают из яиц как ракеты и стремительно идут к поверхности, чтобы захватить пузырек воздуха. Головастики группируются в стайку, стремительно удирают от хищников, могут зарываться в ил. Через 6 недель появляются у головастика задние лапы, хвост утончается и далее отпадает. Затем головастик превращается в маленькую лягушку.
П:
- Ребята, что вы узнали про лягушку? (рассказы детей).
- Сейчас посмотрите на этих животных и скажите, на какие группы можно разделить этих животных?
Ответы детей:
С ногами и без ног.
Животные жарких стан и наших мест.
Большие, маленькие.
Занесены в Красную книгу и не занесены.
Хищные, травоядные, насекомоядные.
С хвостами и без хвостов.
Живущие на земле и под землей.
Ядовитые и неядовитые.
Живущие на земле и на деревьях.
Классификация земноводных:
П:
- Молодцы, ребята. А сегодня мы поделим на хищных, травоядных и насекомоядных животных.
Классификация (в обручи).
Давайте проверим.
Игра «Загадки»:
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки».
Вдоль зала разложены мнемосхемы. Нужно взять схему – загадку, отгадать ее о каком она животном. Взять биту знаний, которая соответствует этому животному, и рассказать детям о нем.
Если дети угадают, показать картинку (3-4 ребенка)
- Остальные ребята разложите свои загадки и картинки рядом, мы проверим, правильно ли вы взяли их.
Примерная мнемосхема: это земноводное животное, живет в жарких странах. У него длинное тело, короткие лапы, большие глаза, хищное, на букву С – саламандра.
Итог:
«Амфибии – живущие в двух средах» Так по-другому называют земноводных. Из-за своего неприглядного внешнего вида вызывают страх и опасение у людей. И это является причиной их истребления. Многие занесены в Красную Книгу. Только в России за год под колесами автомобилей погибают 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (например в Германии)защитники природы устанавливают вдоль автострад специальные низкие барьеры, которые направляют земноводных в определенные места перехода через автостраду. В таких местах устанавливают специальный знак «Осторожно, лягушки!» Такие меры уменьшают гибель животных.
За последние сто лет лягушки стали безропотными «Мучениками науки» - в опытах по медицине. В некоторых странах в честь лягушек уже построены памятники.
Сейчас созданы законы в нашем государстве, которые защищают этих животных. Ученые в заповедниках разводят редких животных.
П:
- А как же вы, ребята, можете помочь животным?
(ответы детей)
Нужно больше узнать про этих животных, понять их и рассказать о них другим людям.
- Давайте же беречь нашу природу, радоваться солнцу и окружающему миру.
- И в заключении исполним веселый танец (автор танца Андрейченко, ансамбль «Нотка»).
Песня «Солнышко»:
Солнечные ножки бродят по дорожке,
Нежно гладят кошку ручками,
Солнечные ручки у моей подружки,
На щеках веснушки кучками.
Припев: А я солнышко люблю,
Всем на свете расскажу.
Я за ним бегу, бегу,
Я его догнать хочу.
Солнечные щечки светят на пенечке,
Там растут грибочки вкусные.
Ветер встретишь ночью,
Но я знаю точно –
Без тебя денечки грустные.
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе
«Где живёт Капелька?»
Цель:
- Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
- Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.
- Прививать бережное отношение к воде.
(Воспитатель приводит в группу девочку-Капельку)
Вос-ль: - Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек.
Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в д/саду. Помогите мне, ребята, их разыскать.
Восп-ль: Ребята, а где же у нас в д/с могут жить капельки воды?
Дети:
В комнатных растениях – цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут.
В аквариуме – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать.
В группе надо мыть игрушки.
Миляуше Равиловне надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.
Надежде Михайловне надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё.
На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям.
В туалете нужна вода, чтобы умываться.
(После каждого ответа на мольберт вывешивается капелька)
Капелька:
«Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!»
Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда ваша спутница – вода!»
Восп-ль: Где ещё в природе встречается вода?
Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.
Восп-ль: А какой может быть вода в этих водоёмах?
Дети: Грязной, чистой, пресной, солёной,
Восп-ль: И тухлой в болоте. Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в д/с и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?
Дети: Чистая и пресная.
(Экспериментальная деятельность)
Восп-ль: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?
Дети: Нет чистая и грязная.
Восп-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтобы водой могли напиться!
Вода стала чистой, и если её вскипятить, то можно будет её выпить, а фильтр стал грязный.
Восп-ль: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода?
(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)
Дети: Растениям, человеку, птицам, рыбам, зверям, дом. животным насекомым.
Восп-ль: А сейчас мы отдохнём.
Физ. минутка
Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто – то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном
Отразился карагач,
И на нём сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком встал они его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие вот дела!
Это что за зеркала?
Восп-ль: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?
(Дети находят, показывают картинку и рассказывают)
Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.
Восп-ль: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?
(Высказывания детей)
Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
Восп-ль:
Да, воду надо беречь!!!
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
(Рассмотреть иллюстрации)
От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.
А как воду можно экономить?
Дети:
При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.
Восп-ль: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стих о том, что может случиться, если не экономить воду.
(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)
Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…
Как хорошо, когда река и широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..
Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной
И осень, и в летний зной! Купанье!
Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!
Приятней плыть в живой волне: рыбятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.
Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.
Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,
Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?
В горе и тоске бедняжки бьются на песке!
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка пропала целая река!
Капелька: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Восп-ль: Давайте повторим её вместе и на память мы с Капелькой вам хотим подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Капелька раздаёт детям голубые стеклянные бусины)
Рисование сюжетное по сказке
« Конек - Горбунок »
Задачи:
1.Учить детей создавать фантазийный образ чудо-юдо рыба-кит. 2.Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств, при создании яркой композиции (в аппликации использовать скрученную цветную бумагу, для придания объема главному герою- киту, дорисовка деревеньки гуашью).
3. Распределять между детьми работу, задумывая и воплощая содержание отрывка сказки в соответствии с текстом, объединять последовательно работы в единое целое.
4.Развивать воображение.
5.Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Предварительная работа: Беседа или литературная викторина по сказкам, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде сказочного героя. Рассматривание иллюстраций.
Материалы, инструменты, оборудование: Ватман с нарисованным контурным рисунком кита, листы бумаги, предварительно тонированные в разные оттенки, гуашевые краски, кисти, цветная бумага разных цветов: (коричневая, черная, синяя, голубая, белая, красная, оранжевая, желтая), ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, салфетки.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность: Комплект иллюстраций « Деревенька моя».
Комплект иллюстраций к сказке: «Конек-Горбунок».
Содержание занятия: «Вы любите сказки? С картинками или без картинок? А как называются картинки к сказкам? Для чего они нужны? Кто их рисует? Вы знаете сказку «Конек-горбунок»? Она вам нравится? Кто главный герой? Что с ним происходит и с кем он встречается?»
Педагог выделяет эпизод, когда Иванушка с коньком-горбунком отправляется к киту. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке. Что случилось с китом? Дети обсуждают. Необходимо ему помочь! С помощью педагога дети распределяются между собой, кто какую работу будет выполнять: первая подгруппа будет рисовать деревеньку, а вторая будет украшать кита скрученной бумагой (аппликация). Обсудить с первой подгруппой как выглядит деревенька, какие там дома, улицы, кто там живет, и чем жители занимаются (чтение отрывка из сказки). Между детьми второй подгруппы необходимо распределить цветную бумагу по оттенкам, чтобы им было легче ориентироваться на общей работе. Дети первой подгруппы приклеивают свою деревеньку, деревья, речку, стога с сеном на спину кита. Дети просят кита отпустить в море корабли! Кит чихает и происходит чудо, все корабли с гребцами спасены! (показать иллюстрацию). В конце занятия проводится выставка и обсуждение коллективной работы.
Занятие по развитию элементарных математических представлений
«По морям, по волнам»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Учить детей раскладывать числа 7и 8 на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее
- Закреплять навыки измерения сыпучих тел.
- Уточнить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и многоугольник.
- Закрепить знание дней недели и их последовательности.
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку.
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование: Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Моряки», панно корабля и накладные паруса, схема корабля, цветной календарь, бортовой журнал, обручи, фигуры дельфинов с точками, иллюстрации дельфинов, крупа, мерки для крупы, сундук с угощением.
Раздаточный материал: листочки в виде пушки для решения примеров, таблица для поиска недостающих фигур
Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов? Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спрятал капитан Флинт. Это будет морское путешествие. Для начала нам надо проверить, все ли в порядке с нашим кораблем. Посмотрите на него. (Открывают панно)
Ой! Ребята, оказывается морские разбойники - пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали их сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и похитили паруса с корабля. А какие это были паруса, можно увидеть на этом рисунке. Если мы правильно найдем и назовем номер и форму паруса - значит, мы заменим похищенный парус новым.
Какой формы этот парус? Под каким он был номером? Где был этот парус? Молодцы, один парус уже на месте. Давайте поставим все остальные
Вот теперь все паруса на месте. Можно занимать места на корабле.
Итак, представьте, что вы - команда, и все построились на палубе.
Я буду капитаном, а вы все матросами. Давайте наденем воротники, бескозырки и в путь.
Теперь узнаем, сколько же дней мы будем находиться в пути. Для этого решим задачу: «У стенки стояло кадушки, в каждой кадушке по лягушке. Если было 6 кадушек, сколько же было лягушек?»
Молодцы! Значит, мы будем в пути 6 дней.
Интересно, а какой это будет день недели? Посмотрите на доску. На ней размещен цветной календарик. Сегодня – среда. Мы определили, что будем в пути 6 дней. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте? (Это произойдет в среду)
Ну что, в путь! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя, в среду. (Включается фонограмма - шум моря.)
Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны. А как много разных животных в море! Кого можно встретить в море?
(Дети перечисляют морских животных).
Капитан корабля всегда ведет вахтенный журнал. Он записывает в него, все, что происходит во время плавания. Давайте заглянем в этот журнал. (Воспитатель читает).
«На следующий день после отплытия, команда встретила семью дельфинов». Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в среду? (четверг)
Дельфины, кто они такие?
Считается, что их предки вначале жили на суше и были обычными млекопитающими. Но по неизвестной (пока) причине они стали жить в воде. 70 миллионов лет назад они ушли в воду в поисках пищи и спасаясь от хищников. Сначала их предки гуляли по прибрежным водам, но потом все дальше уходили в океан. Их тела сильно изменялись, приспосабливаясь к водной среде. Исчезли шерстяной покров и задние ноги. Передние конечности стали плавниками. Кожа стала гладкой, форма тела обтекаемой. И поэтому сегодня некоторые люди путают их с рыбами.
Но они не рыбы. Дельфины — теплокровные живородящие млекопитающие. Изучение дельфинов всегда было популярным, они удивляли и продолжают удивлять человека своим поведением и характером. Дельфины — одни из немногих животных, у которых есть свои язык, причём не несколько слов или предложений, а полностью сформировавшаяся система сигналов.
Их язык — общение между собой, не просто передача сигналов, а непосредственно разговор. Они используют несколько способов передачи информации, наиболее часто переговариваясь жестами и звуком. С помощью движений дельфины обмениваются визуальными сигналами, двигая хвостом или всем телом. Но язык телодвижений используется только в случае, когда нужно передать особый тип информации, в основном же они общаются звуками. Обычно они свистят, но бывают и другие сигналы — скажем, мяуканье или щёлканье. Разновидностей свиста много — каждая из них может выражать целое "предложение-ощущение", например боль. Сегодня записано почти 200 сигналов, но полностью перевести их речь пока не удалось. Самым сенсационным открытием стало наличие у дельфинов имён, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин. Они чрезвычайно любопытны, часто подплывают к людям и кораблям. Очень любят играть. И между собой, и с человеком. Пока что ясно только одно: дельфины говорят с нами и ждут, когда мы научимся понимать их язык.
А теперь давайте поиграем в игру «Дельфинчики». На полу разложены фигуры дельфинов с точками на обратной стороне(6 7 8 9) и обручи с цифрами 6 7 8 9. Пока звучит музыка нужно взять дельфина и занять место в своем обруче.
Почитаем дальше: «Первые 3 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 4-й ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм?
(суббота).
Саша, подойди к календарю и покажи, как ты определил день недели.
«Корабельный повар – кок хотел побаловать команду замечательной каше в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше». Когда команда отведала кашу?
(В субботу).
-Дети, вы любите кашу? А чтобы сварить её, нужна крупа. Но весы на кухне сломались. И кок не может узнать, сколько крупы взять. Помогите ему. У нас есть пакеты, в которые нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.
Дети соглашаются помочь. Ведущий сообщает, что имеется, к сожалению только 1 большой бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещается 2 маленькие чашки крупы. Дети самостоятельно выполняют задание.
А вот еще одна запись в вахтенном журнале: «В понедельник шторм прекратился и все увидели вдалеке скалы».
Капитан, бери в руки морской бинокль! Давайте посмотрим, что же нас там оживает? Ой, так ведь в этих скалах притаились пираты! Они не хотят, чтобы мы нашли клад! Вот-вот нападут на нас, они уже готовятся к абордажу! Надо спасаться!
У нас на палубе стоит настоящая пушка. Попробуем попасть в пиратский корабль. Зарядить пушку.
Пушка заряжена. «Орудие, к бою!».
Чтобы поразить пиратский корабль, надо сделать 2 залпа. Нам попались очень хитрые и коварные пираты. Надо заряжать математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число 7 и 8. Скажите, из каких двух чисел, можно получить числа ? Молодцы, если вы сейчас запишите в тетради правильно 2 числа, из которых составлено число 7 и 8, значит, вы попадете в пиратский корабль. Работайте.
Катя, какие ты написала числа? (2 и 5)
Как составил число 7 Ваня? (из чисел 6 и 1)
Как Оля образовала число 7. (7 это 3 и 4) Вот, сколько метких попаданий! Молодцы! Пираты повержены, путь свободен! Ура! Можно плыть за сокровищами дальше!
Вот так быстро и весело мы преодолели последние мили пути. Видите пустынный остров? На нем и зарыты сокровища. Корабль причалил к берегу. Высаживайтесь, давайте осмотрим остров.
Как вы думаете, где нам искать клад? Что может нам помочь. Посмотрите, какая-то интересная схема на ней не все квадратики заполнены. Как вы думаете, каких фигур не хватает? (работа с карточками)
Итак, все решено, а вот и сокровища!
Какой тяжелый сундук! А в нем полно разных монет! Сокровища найдены! Можно, не теряя ни минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места. (Звучит фонограмма шума моря).
Ребята, понравилось вам путешествовать по морю? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы смелые моряки. Много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, дни недели, цифры. Умеете измерять, составлять число из двух меньших чисел. Молодцы.
А вот и родные берега. Бросаем якорь.
Путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища припрятал на пустынном острове капитан Флинт (в сундуке угощения для детей).
Конспект занятия
по развитию речи
«Поможем капельке воды».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
- Формировать у детей конкретные представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, может быть в твёрдом и газообразном состоянии.
- Закрепить знания детей о значении воды для окружающего мира.
- Развивать мышление, умение делать выводы, сравнивать.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение.
- Воспитывать эмпатию, желание помочь другим.
Материал: воздушный шарик, наполненный водой; карточки с изображением растений, животных и предметов, схематичным изображением свойств воды; настенное панно в виде большого облака; фильмоскоп; оборудование для экспериментов; коробочка с двойным дном; маленькие облака – сюрпризы по количеству участников занятия; ткань голубого цвета; магнитофон; «Удивительная лесенка».
Предварительная работа: Наблюдения за облаками, дождём. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки Г.Х Андерсена «Снежная королева», стихотворение В. Фетисова «Речка зимой». Игры с водой в свободной деятельности, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок. Разучивание подвижной игры «Круговорот воды», д/и «Разноцветные капельки». Труд в уголке природы.
Ход занятия.
На стене с помощью фильмоскопа проецируется слайд с изображением картинки «Путешествие капельки», звучит спокойная музыка.
Воспитатель: В большом пушистом облаке жила – была маленькая капелька воды со своими сестричками.
- Растите быстрее, детки, - говорило облако им каждый день.
- Всем жителям Земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки – напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только она одна была очень любопытная. Однажды, спрыгнув с облака, она попала к нам в детский сад».
Капелька: «Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Я – Капелька, а как вас зовут?» (дети в кругу передают друг другу Капельку и называют ласково своё имя).
Капелька: «Я очень хочу узнать о себе побольше, для чего нужна вода, кого я могу напоить?»
- Проводится дидактическая игра «Капелька жизни». Ребята подходят к столу, выбирают из лежащих перед ними карточек те, на которых изображены растения, животные и предметы, нуждающиеся в воде, как источнике жизни. И перед тем, как прикрепить картинку на облако дети объясняют свой выбор (например: это цветок, ему нужна вода для роста и т.п.).
- Дети садятся за столы.
Капелька: Ребята, а нужна ли вода человеку?
Дети: Да, нужна.
Капелька: А как человек использует воду?
Дети: Умывается, готовит еду, моет пол, чистит зубы, стирает бельё, пьёт.
Педагог предлагает детям взять каждому ребёнку по стаканчику с водой, понюхать её и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Дети: Ничем не пахнет.
Воспитатель: Запомни, Капелька, вода – не имеет запаха (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие запаха).
Воспитатель: Дети, попробуйте воду на вкус через соломинку. Есть ли у воды вкус?
Дети: Нет вкуса.
Воспитатель: Возьмите сок и попробуйте его на вкус.
Воспитатель: Как вы думаете, что вкуснее: вода или сок?
Дети: Сок вкуснее, чем вода.
Воспитатель: Правильно, ребята, у воды нет вкуса. Когда человек очень сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие вкуса).
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Что вы видите на нём?
Дети: Стаканчики.
Воспитатель: Да, на столе стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана я кладу одинаковые предметы. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети: В стаканчике с водой предмет виден, потому что вода прозрачная, бесцветная(дети ставят на облачко соответствующий символ).
Динамическая пауза.
Капелька: Дети, давайте поиграем в мою любимую игру «Круговорот воды».
Ход игры:
На полу лежит ткань, обозначающая облако. Все дети – капельки в облаке. Взрослый – ведущий, он играет роль облака и читает стихотворение:
«Дождь зелёный лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись».
Когда стихотворение заканчивается, включается музыка и ведущий командует: «Идёт дождик». Все капельки - дети разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки собираются в облако. Тот, кто не успел вернуться в облако с окончанием музыки, садится на стульчик и рассказывает, кого он напоил (игра повторяется с новым ведущим – ребёнком).
- Воспитатель: Дети, закройте глаза (педагог проводит по руке каждого ребёнка кусочком льда).
Воспитатель: Дети, что вы почувствовали?
Дети: Холод.
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то холодным, мокрым и т.п.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лёд начинает таять, остаётся вода, она - жидкая.
Воспитатель: Так что же такое лёд?
Дети: Лед - это вода в твёрдом состоянии (ребёнок прикрепляет символы-картинки к облаку).
Капелька: Ребята, подумайте и скажите: Лёд – это хорошо или плохо и объясните почему?
Дети: Хорошо, потому что можно кататься с горки (на коньках и т.п.).
Дети: Плохо, потому что скользко, можно упасть и т.п.
Капелька: Дети, как я могу вернуться на своё облако?
Дети: Подпрыгнуть, улететь и т.п.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?
Дети: Хотим.
Педагог показывает опыт «Делаем облако» (дети сидят на стульях вокруг стола).
Ход опыта: На 3-х литровую банку с горячей водой кладётся противень с несколькими кусочками льда. Дети наблюдают, как вода, поднимаясь вверх, охлаждается и образует облако.
Воспитатель: Что случилось с водой?
Дети: Вода превратилась в пар (ребёнок ставит карточку – символ на облако).
Педагог приглашает всех детей подойти к стене с облаком.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз расскажем Капельке о воде.
Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, бывает в твёрдом и жидком состоянии (в ходе ответов детей с облака снимается определённый символ и вкладывается в «волшебную коробочку» с двойным дном).
Капелька: Спасибо вам большое, ребята. Я так много полезного и интересного узнала о себе. На память о нашей встрече позвольте подарить вам маленькие облака(педагог незаметно переворачивает «волшебную коробочку» и достаёт облака с нарисованными символами, которые были на большом облаке).
Воспитатель: Дети, подойдите к нашей «Увлекательной лесенке», подумайте и поставьте свою фотографию на ступеньку вашего интереса к сегодняшнему занятию (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, вместе с родителями дома придумайте сказку о приключениях Капельки.
Конспект занятия по ручному труду
тема: «Золотая рыбка»
Задачи:
- Продолжать обучение детей технике изонити.
- Закреплять навыки выполнения угла и овала.
- Упражнять детей в умении вдевать нить в иголку и завязывать узелок, самостоятельно подбирать цвет ниток, дорисовывать изображение после вышивки.
- Воспитывать чувство цвета, аккуратность и самостоятельность.
Материал:
Для каждого ребёнка – цветная картонка, на изнаночной стороне которой нарисованы овал и угол, проделаны отверстия, иголка с широким ушком, нитки, ножницы, фломастеры.
Предварительная работа:
Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказки «По щучьему велению». Просмотр видеофильма «По щучьему велению», и «Сказки о рыбаке и рыбке».
Вышивка углов, кругов и овалов в технике изонити (морковка, грибок, неваляшка, мячик).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотите оказаться в сказке? (ответы детей) Проходите на ковер, садитесь и закрывайте глазки.
(включается музыка и появляется рыбка, читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Догадались кто это? А из какой сказки к нам пришла золотая рыбка? Кто написал эту сказку?
Дети: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: В каких еще сказках мы можем встретить рыбку? Дети: В русской народной сказке «По щучьему велению» Воспитатель: А Женя сейчас загадает Вам загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Дети: Аквариум
Воспитатель: Правильно, молодцы! У меня тоже есть волшебный аквариум, только вот рыбок в нем нет. А как можно сделать рыбок? Дети: Можно слепить, сделать аппликацию, нарисовать, вышить
Рыбка: Правильно, молодцы! Я хочу, чтобы вы вышили мне
подружек рыбок по технике изонити.
Воспитатель: Хорошо рыбка будем вышивать на картоне цветными нитками. Мы будем работать с иголкой и ножницами. Давайте вспомним правила пользования иглой.
Дети: Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.
Нельзя ронять иглу на пол.
Передавать иглу друг другу только тупым концом вперед.
Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.
Нитку нельзя откусывать зубами.
Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
Передавать друг другу ножницы можно только кольцами
вперед.
Воспитатель: И теперь начинаем работать. Возьмите иголки с ниткой и вденьте нитку в иголку. Цвет нити подберите сами по своему желанию. На конце нитки завязываем узелок.
( Помогаю по мере необходимости)
Возьмите картонки и вместе со мной начинаем работать.
(Взялись за дело смело, с улыбкой и стараньем)
- Сначала вводим иглу с изнанки в цифру 1 на овале, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в цифру 5 .
- С изнанки вводим иглу на одно отверстие вперед цифру 6.
- Затем в цифру 2
И так доходим до последнего отверстия 12
(На лицевой стороне нити пересекаются, на изнанке стежки идут по кругу).
(Делаешь наспех – сделаешь на смех)
Закрепляем нитку.
Затем начинаем вышивать хвостик рыбки (угол).
Воспитатель: Возьмите вторую нитку и вденьте в иголку. На конце нитки завязываем узелок.
Сначала вводим иглу с изнанки в цифру 1(красную), вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла
С изнанки вводим иглу в цифру 1 (синею),
Затем в цифру 2(красную)
И так доходим до последнего отверстия на обеих сторонах угла.
(На лицевой стороне нити пересекаются, на изнанке стежки идут на одной стороне вниз, а на другой - вверх).
Закрепляем нитку.
Воспитатель: Теперь с помощью фломастеров дорисуем рыбке глаза, рот и плавники. Ножницами вырезаем.
Вы, не забыли, что аквариум у нас волшебный. Рыбкам будет хорошо в нем, если вы запустите их вместе со своим желанием.
(Дети наклеивают рыбок в аквариум и говорят своё желание)
Рыбка: Ах, как мне понравились мои подружки. На прощанье я хочу вас угостить ребята. (Рыбка раздает ребятам угощение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебница вода"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...
Педагогический проект "Волшебница вода"
Краткосрочный проект....
Педагогический проект "На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой"
Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных...
презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край
После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули на создан...
Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ
Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Педагогический проект " Круги Луллия"
Педагогический проект " Круги Луллия"...