Программа кружка "Школа юного экскурсовода" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Цель кружка познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). Научить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Школа юного экскурсовода" | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 5-6 лет кружок «Школа юного экскурсовода» |
Основание для разработки программы |
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
9."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Афонина Надежда Олеговна Воспитатель первой квалификационной категории |
Исполнители программы | Педагог – руководитель дополнительной услуги |
Цели программы | Раскрыть творческие способности для развития художественно-эстетического восприятия разных жанров живописи у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи программы | 1. Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). 2. Учить понимать замысел произведения, его содержание. 3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. 4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. 5.Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти. 6. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный. |
Ожидаемые конечные результаты | К концу учебного года у детей будут: 1. Расширены представления детей о видах изобразительного искусства; 2. Сформированы умения высказывать суждения по картинам, эмоционально воспринимать художественный образ произведения; 3. Сформированы навыки композиционного построения произведений изобразительного искусства. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Совет педагогов Управляющий совет |
Срок реализации Программы | 1 учебный год |
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | |
1.3 | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 5-6 лет | |
1.4 | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-6 лет | |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Образовательная деятельность в соответствии ФГОС ДО | |
2.2 | Комплексно-тематическое планирование | |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Расписание образовательной деятельности | |
3.2 | Учебный план | |
3.3 | Развивающая предметно-пространственная среда | |
3.4 | Достижения детьми планируемых результатов освоения программы художественно – эстетической направленности | |
IV | Заключительный раздел | |
4.1 | Контроль за реализацией программы | |
4.2 | Механизм реализации программы | |
Список литературы |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Каждый ребёнок — художник.
Вопрос в том, как остаться им,
когда вырастешь.
Пабло Пикассо
Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с сознанием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развития речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл (Н.П. Сакулина). Физиолог В.М. Бехтерев, искусствовед А.В. Бакушинский, психлоги Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, известные педагоги Г.В. Лабунский, Т.С Комарова, Т.Г. Казакова и многие этнографы исследовали данную проблему в своих трудах.
По определению Е.Н. Флериной, ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью.
Детский рисунок – это продукт его творчества. По мнению Р.Н. Чумичевой – живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Живопись – это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
Ознакомление дошкольников с живописью позволяет сформировать у них: ценностные ориентации; интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека; к художественному творчеству; умение высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на полотне.
Рассматривая полотна картин великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа; сравнивать и объяснять; развивать внутреннюю речь.
Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.
При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть:
- особенности композиции и сюжета картины;
-выделять главный образ;
-определять средства выразительности, используемые художниками;
-проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке. При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дошкольникам испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Организационные принципы
Программа рассчитана для детей 6 – го года жизни.
Содержание соответствует особенностям развития умений и навыков детей данного возраста. Программа рассчитана на детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Отличительные особенности данной программы
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя:
- составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи;
- рисование отдельных элементов картины вне занятий.
- рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.
- посещение выставок картинной галереи;
- проведение дидактических игр;
- игровых упражнений;
- разучивание стихотворений о жанрах живописи;
- наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.
Во время занимательного дела для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и классических музыкальных произведений.
В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
- Цель и задачи реализации программы
Цель программы:
Раскрыть творческие способности для развития художественно-эстетического восприятия разных жанров живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись).
2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.
3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
5.Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти.
6. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
- Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
5-6 лет
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 5-6 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5-6 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 5-6 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 5-6 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5-6 летнего возраста.
- Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы художественно – эстетической направленности
К концу учебного года у детей будут:
1. Расширены представления детей о видах изобразительного искусства;
2. Сформированы умения высказывать суждения по картинам, эмоционально воспринимать художественный образ произведения;
3. Сформированы навыки композиционного построения произведений изобразительного искусства.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Для детей 6-го года жизни
Месяц | № занятия | Тема | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Посещение картинной галереи | Репродукции произведений живописи в картинной галерее |
2 | "В мастерской художника" | Мольберт, масляные краски, акварель, гуашь, палитра | |
3 | Игры и разминки на образное ощущение колорита | Холодная и теплая гаммы красок, кисти, палитры, бумага, салфетки, флажки разных цветов | |
4 | Упражнения на составление цветовых композиций | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Октябрь | 5 | Знакомство детей с видами изобразительных искусств | Презентация «Рассказы о трех искусствах» |
6 | Художники-живописцы | Произведения живописи | |
7 | Жанры живописи. Пейзаж | Репродукция картины «Болото в лесу» Ф. Васильева | |
8 | Рисование осеннего пейзажа «Осенние напевы» | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Ноябрь | 9 | Жанры живописи. Натюрморт | Репродукция картины «Дары лесов» Е.В. Зуева |
10 | Проведение игры «Создание натюрморта» | Чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы. | |
11 | Жанры живописи. Натюрморт | Репродукция картины «Осенние цветы» М.С. Сарьяна | |
12 | Рисование натюрморта «Любимые фрукты» | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Декабрь | 13 | Жанры живописи. Портрет | Репродукция картины «Стрекоза» И.Е. Репина |
14 | Жанры живописи. Портрет | Репродукция картины «Маргот танцует» П.П. Кончаловского | |
15 | Рисование портрета мамы | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
16 | Рисование портрета папы | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Январь | 17- 18 | Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись. | Репродукции картин «Три богатыря» В.М. Васнецова и «Битва на Калиновом мосту» К.А. Васильева |
19 | Рисование богатыря | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Февраль | 20 | Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись. | Репродукция картины «Царевна-лягушка» В.М. Васнецова |
21 | Рисование царевны- лягушки | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
22 | Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись. | Репродукция картины «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля | |
23 | Рисование царевны-лебедя | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Март | 24 | Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись. | Репродукция картины «Садко и Владыка морской» К.А. Васильева |
25 -26 | Рисование морского Владыки | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
27 | Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись. | Репродукция картины «Аленушка» В.М. Васнецова | |
28 | Упражнения на составление цветовых композиций | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Апрель | 29 | Знакомство с жанровой живописью | Репродукция картины «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковский |
30 -31 | О чем рассказывает жанровая живопись | «Сенокос» А.Пластов, «Хоккеисты» А.Дайнека | |
32 | Рисование хоккеистов на льду | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки | |
Май | 33 -34 | Знакомство с творчеством художников И.Айвазовского, З.Серебряковой | Репродукции картин «Среди волн» И.Айвазовского; «За завтраком» З.Серебряковой. Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко» |
35 | Весенний пейзаж | Репродукция картины «Март» И. Грабаря | |
36 | Рисование весеннего пейзажа | Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки |
III. Организационный раздел
3.1. Расписание образовательной деятельности
Наименование услуги | Форма занятия | Кол-во детей | День недели | Время проведения | Исполнитель |
«Школа юного экскурсовода» | Групповая | 10 дети от 5 до 6 лет | Пятница | 17.45-18.10 | Воспитатель первой квалификационной категории |
3.2. Учебный план
Наименование услуги | Форма проведения | Количество детей | Длительность занятия (минуты) | Количество занятий в неделю на одну группу | Количество занятий в месяц на одну группу |
«Школа юного экскурсовода» | Групповая | 10 | 25 | 1 | 4 |
* По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13:
- для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мнут.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
Список оборудования и материалов
|
|
3.4. Достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Цель:
Выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)
Выявить уровень умения создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способов вырезания и обрывания.
Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»
(на основе беседы)
Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-10 человек).
Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.
Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
- Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:
Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают?
- Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:
Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?
Способы обработки и анализа материалов.
Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Высокий уровень - дает эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в действительности и в искусств; различает виды и жанры произведений изобразительного искусства.
Средний уровень - может давать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению с помощью наводящих вопросов педагога; с помощью педагога называет вид и жанр произведений изобразительного искусства.
Низкий уровень - затрудняется дать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей; не различает виды и жанры произведений, путает их.
Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»
Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-10 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.
Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.
Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается:
- Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».
- После рассматривания репродукции ответить на вопросы.
Высокий уровень - делает эстетические суждения о характере произведения искусства на основе образного анализа, используя в речи сравнения, эпитеты, образные выражения и некоторые искусствоведческие термины (форма, колорит, композиция, контраст). Умеет выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства.
Средний уровень - по наводящим вопросам педагога рассказывает о характере и образных средствах выразительности произведения искусства. Используя образные выражения, сравнения, затрудняется в использовании некоторых искусствоведческих терминов. С помощью педагога отбирает средства выразительности для передачи чувств, настроений
Низкий уровень - затрудняется рассказать о характере произведения, или отвечает односложно. Затрудняется в отборе средств выразительности для передачи чувств и настроений.
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение экскурсий для гостей и воспитанников детского сада.
• Проведение выставок работ воспитанников:
– в картинной галерее,
– в фойе детского сада.
• Участие в конкурсах и выставках окружного значения.
IV. Заключительный раздел
4.1. Контроль за реализацией программы
Вид контроля | Содержание контроля | Форма предоставления информации |
Текущий контроль | организация занятий с детьми | справка |
Итоговый контроль | уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года. | справка |
Фронтальный контроль | соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий | справка |
Инспекционный контроль | проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства | справка |
4.2. Механизм реализации программы
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2010
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ.М., 2007.
- Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2003.
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.,2007
- Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е.П.Климова. 2005.
- Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.
- Серия «Энциклопедия живописи для детей»: «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.
- . Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».
«Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»
- Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.
- Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Санкт-Петербург,2001.
- Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. СанктПетербург,2001.
- Курочкина Н.К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. СанктПетербург,2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Сфера, 2011
- Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль, «Академия наук», 1997.
- Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. М.; П, 1992. 16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Штанько И.В. Диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...
Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет
программа кружка "Юный эколог" предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...
Программа кружка "Юные космонавты" для детей 4-7 лет
Программа кружка "Юные космонавты"....
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет «Юные таланты»
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет«Юные таланты»на 2016-2017 учебный год ...