Программа кружка "Школа юного экскурсовода" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Афонина Надежда Олеговна

Цель кружка познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись). Научить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа по дополнительной образовательной услуге

познавательной направленности

для детей дошкольного возраста 5-6 лет кружок

«Школа юного экскурсовода»

Основание для разработки программы

  1. Конституция РФ (ст. 43,72).        

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

  1. Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. От 01.04.03).
  2. Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
  3. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
  4. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  5. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  6. Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2017 гг.

9."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Афонина Надежда Олеговна

Воспитатель первой  квалификационной категории

Исполнители программы

Педагог – руководитель дополнительной услуги

Цели программы

Раскрыть творческие способности для развития  художественно-эстетического восприятия разных жанров живописи у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи программы

1. Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись).

2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.

3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.  

5.Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти.

6. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

Ожидаемые конечные результаты

К концу учебного года у детей будут:

1. Расширены представления детей о видах изобразительного искусства;

2. Сформированы умения высказывать суждения по картинам, эмоционально воспринимать художественный образ произведения;

3.  Сформированы навыки композиционного построения  произведений изобразительного искусства.

 Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Управляющий  совет

Срок реализации Программы

1 учебный год

№ п/п

Содержание

Стр.

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации программы

1.3

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 5-6 лет

1.4

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками программы художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-6 лет

II

Содержательный раздел

2.1

Образовательная деятельность в соответствии  ФГОС ДО

2.2

Комплексно-тематическое планирование

III

Организационный раздел

3.1

Расписание образовательной деятельности

3.2

Учебный план

3.3

Развивающая предметно-пространственная среда

3.4

Достижения детьми планируемых результатов освоения программы художественно – эстетической направленности

IV

Заключительный раздел

4.1

Контроль за реализацией программы

4.2

Механизм реализации программы

Список литературы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

           Актуальность программы

Каждый ребёнок — художник.  

Вопрос в том, как остаться им,  

когда вырастешь.

Пабло Пикассо  

Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с сознанием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развития речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл (Н.П. Сакулина). Физиолог В.М. Бехтерев, искусствовед А.В. Бакушинский, психлоги Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, известные педагоги Г.В. Лабунский, Т.С Комарова, Т.Г. Казакова и многие этнографы исследовали данную проблему в своих трудах.

По определению Е.Н. Флериной, ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью.

Детский рисунок – это продукт его творчества. По мнению Р.Н. Чумичевой – живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Живопись – это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

Ознакомление дошкольников с  живописью позволяет сформировать у них: ценностные ориентации; интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека; к художественному творчеству; умение высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на полотне.  

Рассматривая полотна картин великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа; сравнивать и объяснять; развивать внутреннюю речь.

Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.  

При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть:

- особенности композиции и сюжета картины;

-выделять главный образ;

-определять средства выразительности, используемые художниками;

-проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке. При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дошкольникам испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.  

Организационные принципы

Программа рассчитана для детей   6 – го  года жизни.

 Содержание  соответствует особенностям  развития  умений и навыков детей  данного возраста. Программа рассчитана на детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Отличительные особенности данной программы 

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа включает в себя:

-   составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи;

-   рисование отдельных элементов картины вне занятий.

- рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.

- посещение выставок картинной галереи;

- проведение дидактических игр;

- игровых упражнений;

- разучивание стихотворений о жанрах живописи;

- наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.

Во время занимательного дела для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются  аудиозаписи звуков живой природы и классических музыкальных произведений.

В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

  1. Цель и задачи реализации программы

Цель программы:

Раскрыть творческие способности для развития  художественно-эстетического восприятия разных жанров живописи у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи программы:

1. Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись).

2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.

3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.  

5.Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию художественного восприятия, мышления, памяти.

6. Развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

  1. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста  

5-6 лет

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

         Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

         Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

         Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

         В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

     Для деятельности ребенка 5-6 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

         Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5-6 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

         У детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

         В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 5-6 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

         Ребенок 5-6 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

         Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5-6 летнего возраста.

  1. Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками программы художественно – эстетической направленности

К концу учебного года у детей будут:

1. Расширены представления детей о видах изобразительного искусства;

2. Сформированы умения высказывать суждения по картинам, эмоционально воспринимать художественный образ произведения;

3.  Сформированы навыки композиционного построения  произведений изобразительного искусства.

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии  с  ФГОС ДО

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Для детей 6-го года жизни

Месяц

№ занятия

Тема

Оборудование

Сентябрь

1

Посещение картинной галереи

Репродукции произведений живописи в картинной галерее

2

"В мастерской художника"

Мольберт, масляные краски, акварель, гуашь, палитра

3

Игры и разминки на образное ощущение колорита

Холодная и теплая гаммы красок, кисти, палитры, бумага, салфетки, флажки разных цветов

4

 Упражнения на составление цветовых композиций

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Октябрь

5

Знакомство детей с видами изобразительных искусств

Презентация «Рассказы о трех искусствах»

6

Художники-живописцы

Произведения живописи

7

Жанры живописи. Пейзаж

Репродукция картины «Болото в лесу» Ф. Васильева

8

Рисование осеннего пейзажа «Осенние напевы»

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Ноябрь

9

Жанры живописи. Натюрморт

Репродукция картины «Дары лесов» Е.В. Зуева

10

Проведение игры «Создание натюрморта»

Чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

11

Жанры живописи. Натюрморт

Репродукция картины «Осенние цветы» М.С. Сарьяна

12

Рисование натюрморта «Любимые фрукты»

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Декабрь

13

Жанры живописи. Портрет

Репродукция картины «Стрекоза» И.Е. Репина

14

Жанры живописи. Портрет

Репродукция картины «Маргот танцует» П.П. Кончаловского

15

Рисование портрета мамы

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

16

Рисование портрета папы

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Январь

17- 18

Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись.

Репродукции картин «Три богатыря» В.М. Васнецова и «Битва на Калиновом мосту» К.А. Васильева

19

Рисование богатыря

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Февраль

20

Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись.

Репродукция картины «Царевна-лягушка» В.М. Васнецова

21

Рисование царевны- лягушки

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

22

Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись.

Репродукция картины «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля

23

Рисование царевны-лебедя

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Март

24

Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись.

Репродукция картины «Садко и Владыка морской» К.А. Васильева

25 -26

Рисование морского Владыки

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

27

Жанры живописи. Сказочно-былинная живопись.

Репродукция картины «Аленушка» В.М. Васнецова

28

Упражнения на составление цветовых композиций

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Апрель

29

Знакомство с жанровой живописью

Репродукция картины «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковский

30 -31

О чем рассказывает жанровая живопись

«Сенокос» А.Пластов, «Хоккеисты» А.Дайнека

32

Рисование хоккеистов на льду

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

Май

33 -34

Знакомство с творчеством художников И.Айвазовского,

З.Серебряковой

Репродукции картин «Среди волн» И.Айвазовского;

«За завтраком» З.Серебряковой.

Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко»

35

Весенний пейзаж

Репродукция картины «Март» И. Грабаря

36

Рисование весеннего пейзажа

Гуашь, кисти, палитры, бумага, салфетки

III. Организационный раздел

3.1. Расписание образовательной деятельности

Наименование  услуги

Форма занятия

Кол-во детей

День недели

Время проведения

Исполнитель

«Школа юного экскурсовода»

Групповая

10

дети от 5 до 6 лет

Пятница

17.45-18.10

Воспитатель первой квалификационной категории

3.2. Учебный план

Наименование услуги

Форма проведения

Количество детей

Длительность занятия (минуты)

Количество занятий в неделю на одну группу

Количество занятий  в месяц на одну группу

«Школа юного экскурсовода»

Групповая

10

25

1

4

*  По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13:

- для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мнут.

3.3. Развивающая предметно-пространственная среда

Список оборудования и материалов

  • Детские столы и стулья (в соответствии с ростовыми показателями);
  • Бумага
  • Кисти разных размеров,
  • Краски гуашевые, акварель, пастель,
  • Магнитофон
  • Фонотека
  • Карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши);
  • Природный материал
  • Ножницы
  • Цветные карандаши
  • Мольберт художественный
  • Палитры

3.4. Достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Цель:

Выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи  в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Выявить уровень умения создавать изображения  различных предметов,  используя  бумагу разной фактуры и способов  вырезания  и  обрывания.

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-10 человек).

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

 Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация  эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы  (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на  картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

Способы обработки и анализа материалов.

Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

Высокий уровень - дает эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в действительности и в искусств; различает виды и жанры произведений изобразительного искусства.

Средний уровень  - может давать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению с помощью наводящих вопросов педагога; с помощью педагога называет вид и жанр произведений изобразительного искусства.

Низкий уровень -  затрудняется дать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей; не различает виды и жанры произведений, путает их.

Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-10 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

  1. Рассказать о картине  «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».
  2. После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

Высокий уровень -  делает эстетические суждения о характере произведения искусства на основе образного анализа, используя в речи сравнения, эпитеты, образные выражения и некоторые искусствоведческие термины (форма, колорит, композиция, контраст). Умеет выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства.

Средний уровень -   по наводящим вопросам педагога рассказывает о характере и образных средствах выразительности произведения искусства. Используя образные выражения, сравнения, затрудняется в использовании некоторых искусствоведческих терминов. С помощью педагога отбирает средства выразительности для передачи чувств, настроений

Низкий уровень - затрудняется рассказать о характере произведения, или отвечает односложно. Затрудняется в отборе средств выразительности для передачи чувств и настроений.

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение экскурсий для гостей и  воспитанников детского сада.
• Проведение выставок работ воспитанников:
– в картинной галерее,
– в фойе детского сада.
• Участие в конкурсах и выставках окружного значения.

IV. Заключительный раздел

4.1. Контроль за реализацией программы

Вид контроля

Содержание контроля

Форма предоставления информации

Текущий контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года.

справка

Фронтальный контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка


4.2. Механизм реализации программы


Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2010
  2. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ.М., 2007.
  3. Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М.,2003.
  4. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности  педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. М.,2007
  5. Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е.П.Климова. 2005.
  6. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.
  7.  Серия «Энциклопедия живописи для детей»: «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.
  8. . Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».

 «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»

  1. Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.
  2.  Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Санкт-Петербург,2001.
  3.  Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. СанктПетербург,2001.
  4.  Курочкина Н.К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. СанктПетербург,2004.
  5.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Сфера, 2011
  6.  Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009
  7.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль, «Академия наук», 1997.
  8.  Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. М.;  П, 1992. 16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9.  Штанько И.В.  Диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника  Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет

программа кружка "Юный эколог" предполагает  тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...

Программа кружка "Юные космонавты" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Юные космонавты"....

Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет «Юные таланты»

Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет«Юные таланты»на 2016-2017 учебный год                           ...