Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру по теме

Загайнова Татьяна Геннадьевна

 

Пояснительная записка

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.  Возникает проблема: как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к великому подвигу нашего русского героя – Космонавта, который первый в мире облетел земной шар и открыл человечеству «окно» в космос. В результате возникла необходимость работы над кружком  «Юные космонавты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65 г. Йошкар-Олы «Незабудка»

Кружок  

«Юные

космонавты»

Составила:

Загайнова

Татьяна Геннадьевна,

воспитатель высшей категории

Йошкар – Ола, 2012

Пояснительная записка

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.  Возникает проблема: как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к великому подвигу нашего русского героя – Космонавта, который первый в мире облетел земной шар и открыл человечеству «окно» в космос. В результате возникла необходимость работы над кружком  «Юные космонавты».

       

Цель кружка: 

Формировать у детей целостную картину мира, представления о космосе и Солнечной системе.

 Задачи:

1.      Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной.

2.      Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.

3.      Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

4.      Дать элементарные представления о физических приборах и их назначении.

5.      Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)

6.      Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

7.      Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.

Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника:  игровую и художественно- продуктивную - в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.

     Программа кружка предполагает работу с детьми 5-7 лет. Кружок проводится 2 раза в месяц (1 и 3 неделя)

         Учитывается уровень интеллектуального развития детей, их способности и возможности. Все занятия разбиты на разделы, каждый из которых начинается с беседы. Закрепление полученных знаний осуществляется в течение  следующей недели в следующих формах работы: подвижных играх, наблюдениях, беседах, в экспериментальной деятельности.

План кружка на 2012-2013 учебный год

(средняя группа)

Месяц

I неделя

III неделя

Перспективная задача обучения: формировать элементарные представления о небесных телах (Солнце, Луна, звезды), их характерных особенностях.

Сентябрь

-

Темы наблюдений:

 - погода в солнечный и пасмурный день;

 - небесные светила;

 - животные, греющиеся на солнце.

Октябрь

Опыты, эксперименты:

 «Солнечные зайчики»

Подвижная игра

 «Солнышко и дождик»

Определить где солнце встает, как движется зимой и летом.

Д/игра «Вчера, сегодня, завтра»

Дидактические игры:

 «Собери целое», «Узнай и назови».

Беседа  «Облака»

- на что похожи облака?

Задание: Облака разной формы дорисовываем до какого-нибудь образа

Ноябрь

Изобразительная деятельность:

рисование «Мне и маме светит Солнце»;

аппликация «Что сверху видит солнышко».

Художественная литература: чтение, рассказывание. В.Донникова «Солнечный денек», К.Чуковский «Краденое солнце», «У солнышка в гостях», потешки «Солнышко – ведрышко».

 Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел

Декабрь

Рассказ воспитателя о первом космонавте Земли.  

Речевая игра «Чьи вещи».

Игра с игрушками, изображающими космическую технику, сюжетно-ролевая игра «Космонавты»        

Январь

-

Наблюдения за небесными телами (поиск созвездий).

Дидактическая игра « Звезды на небе»

Февраль

Решение проблемных ситуаций, логических задач:

 - Почему Луна, звезды не видны днем?

 - За что люди любят Солнце?

Аппликация: «Звездное небо»

Игра «Складушки»-из 4-х пластинок складываем Землю, из 2-х–Солнце (по типу пазлы)

Март

Творческое задание: «Нарисуй свои небесные фигуры»

Беседа: « Земля – какая она?»

Апрель

Рассматривание иллюстраций, альбомов        с изображением космических кораблей, космонавтов.

Дидактические игры:

«Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо»

Май

Собираем космический корабль из картинки, разрезанной на части.

-

План кружка на 2013-2014 учебный год

(старшая группа)

Месяц

I неделя

III неделя

Перспективная задача обучения: расширять и углублять представление о небесных телах, их характерных особенностях (изменение положения небесных тел на небе, их значение для человека).

Сентябрь

-

Познавательные рассказы:

 - «Почему солнце светит и греет».

 - «Почему луна превращается в месяц».

Октябрь

Загадки на астрономические темы.

Решение проблемных ситуаций, логических задач:

 - Похожи ли звезды и Солнце?

 - Если на других планетах есть жители, то похожи ли они на нас?

Опыты и эксперименты:

 - «Солнечные и теневые места на участке».

Игра «Складушки». Из луны-круга делаем луну-полукруг. Отличие луны от солнца.

Рисуем молодую, старую и полную луну.

Ноябрь

Дидактические игры:

«Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо»

Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел.

Декабрь

Ведение дневника наблюдений (фазы Луны)

Общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите»

Стихи «…Ну а спутница Луна», «Сказочный мир созвездий»

Дидактическая игра «Звезды на небе»

Январь

-

Познавательные рассказы:

- «Как люди научились различать звезды»

 - Далеко ли до звезд».

 «Почему в дневное время на небе не видны звезды»

Февраль

Изготовление атрибутов для игры «Космонавты»

Чтение рассказов К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли».

Наблюдение « Что необходимо для жизни на Земле»,

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Просмотр видеоматериала: мультфильм «Незнайка на Луне»

Март

Познавательные беседы на темы:

 -«Планеты, стройся!»;

 - «Звезды – это тоже Солнца»;

 - «Как люди научились различать звезды?»

 - «Загадочная Луна».

Лепим из пластилина Солнечную систему. Уточняем форму планет, их размер и расположение.

Изготовление макетов Солнечной системы.

Рассматривание карты звездного неба.

Наблюдения за небесными телами (поиск созвездий).

Графический диктант (ракета, созвездия)

Апрель

Опыты и эксперименты:

- «Защитим себя от солнца».

 - «Какие предметы нагреваются быстрее».

Беседа о Ю.А.Гагарине

Просмотр слайд-презентации «Ю.А.Гагарин – первый в мире космонавт»

Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением космических кораблей, космонавтов.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Май

Опыты, эксперименты:

- Измерение тени взрослого и ребенка.

 - Смена дня и ночи.

Лепка планет Солнечной системы.

Познавательная беседа: « Планеты Солнечной системы», подвижная игра « Планеты, стройся»

План кружка на 2014-2015 учебный год

(подготовительная группа)

Месяц

I неделя

III неделя

Перспективная задача обучения: дать детям первоначальные сведения об освоении человеком космоса, о космонавтах.

Сентябрь

-

Загадки на астрономические темы.

Телескоп, его отличие от бинокля. С помощью  лего строим автомат для исследования луны.

Общение на Луне (дети задумывают слова и общаются жестами).

Октябрь

Опыты и эксперименты:

 - «Рисование тени».

 - «Световой луч».

Рисование с использованием нетрадиционных техник на тему «Космос».

Познавательные рассказы:

 - «Каковы размеры Вселенной»;

 - «Что такое астрономия»;

- «Кто построил первую модель Вселенной?»

Ноябрь

Чтение рассказов «Встреча с солнцем», «О медвежонке, вереске, Большой и Малой Медведице»

Изобразительная деятельность  «Я видел такую луну».

Декабрь

Ведение дневника наблюдений (фазы Луны)

Ручной труд «Ракеты – луноходы - корабли»

Изобразительная деятельность: рисование «Космический дом».

Январь

-

Оригами   « Космонавт»

Общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите»

Февраль

Художественная литература: М.Ребров «Дом в космосе». Рассматривание иллюстраций о космосе;

Папка – передвижка  «Освоение космоса»

Дидактические игры:

 «Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо»

Просмотр видеоматериала: мультфильм «Планета сокровищ»

Март

Чтение художественной литературы:

 - А.Миляев «День космонавтики».

 - В.Бороздин «Первый в космосе».

 

Дидактические игры: « Сложи по порядку», «Чего не стало», « Когда это бывает».

Составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах

Апрель

Рассматривание иллюстраций, альбомов с        изображением космических кораблей, космонавтов.

Стенгазета: «12 апреля – День космонавтики».

Беседа о Ю.А.Гагарине

Экскурсия на фотовыставку «Покорение космоса»

май

КВН « Знатоки космоса».

Спортивное развлечение «Мы космонавты»        

Практический материал работы кружка

Познавательно-практическая деятельность «Перемещение тени»

Цель: предоставить детям возможность наблюдений за перемещением тени, т.е. за движением Солнца.

Рекомендации к проведению: В солнечную погоду обратить внимание детей на тень человека, ее размеры, форму, как «она ходит», «бегает» за каждым, как исчезает.

Воспитатель организовывает рисование на асфальте или песке (на открытом солнечном месте): педагог рисует круг диаметром 20-25 см., в него спиной к солнцу встает ребенок, дети обрисовывают его тень, воспитатель отмечает время (например, 10 часов утра). В 11 часов этот же ребенок снова встает в круг спиной к солнцу, дети обводят по контуру его тень, воспитатель обозначает время. В 12 дня все повторяется еще раз. Вечером опыт с рисованием тени продолжается. Если рисунок сделан мелом на асфальте, наблюдения могут длиться несколько дней – в итоге получатся солнечные часы. В результате данного эксперимента дети увидят, что тень каждый раз на новом месте, в одно и то же время.

«Получение радуги»

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Вариант 1.

Рекомендации к проведению: В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга. Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.

 Вариант 2.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

«Почему Луна не падает на Землю»

Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

Планета Солнечной системы

«Модель планетария»

Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Запомнить названия и очередность планет поможет «Астрономическая считалка» А.Усачева:

 На Луне жил звездочет,

 Он планетам вел подсчет.

 Меркурий — раз, Венера — два-с,

 Три — Земля, четыре — Марс.

 Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

 Семь — Уран, восьмой — Нептун,

 Девять — дальше всех — Плутон

 Кто не видит – выйди вон.

Все планеты Солнечной системы отличаются по размеру. Объясните, что если самая большая из планет – Юпитер — размером с большой качан капусты, то наименьшая из планет — Плутон — будет похожа на маленькую фасолинку. В центре комнаты располагаем «Солнце» — мяч, выложим вокруг «орбиты» из цветных ниток, а на них «планеты» — их названия, написанные на полосках бумаги.

Меркурий — светлая горошина, Венера — грецкий орех, Земля — орех побольше, Луна — сухая горошина, Марс — фасолина, Юпитер — большой качан капусты, Сатурн — маленький кочан капусты, Уран — апельсин, Нептун — грейпфрут, Плутон — фасолина, поменьше первой. Дети с удовольствием поиграют в планетарий, покажут, «как летают планеты».

Загадки на астрономические темы

  • Синяя шапка вся в заплатках. (Небо и звезды).
  • Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)
  • Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
  • Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается. (Месяц)
  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут. (Месяц)
  • Голубой платок, алый клубок по платку катается, всем людям улыбается. (Небо и Солнце)
  • Летит жар-птица, хвостом гордится. (Комета)
  • Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит… (Солнце)
  • Вот камень с неба к нам летит. Как звать его? (Метеорит)
  • Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Небо и звезды)
  • Расстелю рогожку, насыплю горошку. Положу хлеба краюшку. (Небо, звезды и месяц)
  • По высокой дороге идет бычок круторогий. (Небо и месяц)
  • То блин, то полблина, то та, то эта сторона. (Луна в разных фазах)
  • Золотое яблочко по небу катается. (Солнце)
  • Хоть и светит ярко ночью, но холодный очень-очень. Кто он? (Месяц)
  • Коль ночь ясна – прозрачен воздух. Тогда мы небо видим … (В звездах)
  • Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы смело говорим тогда, что видим на небе … (Комету)
  • Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю Скучно, скучно мне одной, А зовут меня… (Луной)
  • Чудо-птица – алый хвост –  Полетело в стаю звезд. (Ракета)

 Художественная литература

Ж.Парамонова «Наша Солнечная система»  (в сокращении)

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – звезда, преогромнейший шар,

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают.

Много планет вокруг Солнца летают.

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Ж.Парамонова «Естественный спутник Земли – Луна»

Ну а спутница Луна

Круглолица и бледна

Но, пока с Землей вращается,

Диск ее перемещается.

Потому мы видим в ночь

(то ль сестра Земли, то ль дочь)

В разных фазах появляется.

А народ ей улыбается:

«То бочком, а то серпом!

Может спрятаться потом!

И появится опять

Ночью на небе сиять!»

Она ведь не просто на небе сияет,

Луна всей водой на Земле управляет.

Приливы, отливы морей ей подвластны,

Ее же сухие пейзажи ужасны:

В лунных «морях» нет ни капли воды,

Всюду видны разрушенья следы.

Кратеры, дырки – огромные ямы,

И атмосферы она не имеет.

Жизни там нет! Все об этом жалеют!..

Ж.Парамонова «Планета Земля»

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нем?

Загадки ее постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовется геоид! Учи и умней!

А что там внутри? Принимаем на веру:

Не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И звездным, красивым дождем выпадают

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Ее заселяют зверье и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо ее защищаем пока.

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,

Надо стараться ее не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году:

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Ж.Парамонова «Сказочный мир созвездий»

Если ночью не храпеть

И на небо посмотреть,

То увидеть сможешь ты

Звезды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нем сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия.

На черном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звездный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Ж.Парамонова «Холодные миры»

Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры.

Света нет и нет жары.

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун.

И на Плутоне колотун!

Без атмосферы, по всему,

Жить невозможно никому!..

Примерный материал, используемый  для познавательных рассказов

Почему Луна превращается в месяц?

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»).

         Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

Почему в дневное время на небе не видны звезды?

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.

Планеты и звезды

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Рассказы о планетах

Рассказ о Меркурии

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером (в первых два часа после захода Солнца), то ранним утром (за 2 часа до рассвета). Меркурий, как и Луна, светит отраженным светом. На обращенном к Солнцу полушарии очень высокая температура: Меркурий лишен атмосферы. Возможна ли на нем жизнь человека? Почему? (Высокая температура, нечем дышать). Поверхность Меркурия покрыта кратерами.

 Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

 Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

 Повернута к Солнцу одной стороной,

 С другой – страшный холод и мертвый покой.

 В честь бога торговли имеет названье,

 Да нет атмосферы – вот наказанье!

 Поверхность избили метеориты,

 И жизни там нет – все были убиты!

Рассказ о Венере

Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. В атмосфере Венеры содержатся опасные для человека газы: метан, аммиак. Венера покрыта равнинами, на ней имеются горы. На горных вершинах есть следы лавы. На Венере наблюдаются сильные ветры, молнии.

Венера прекрасна! За тонкой вуалью

Богиню любви различите едва ли!

Закрыта она пеленой облаков.

А что же под ними? Климат каков?

Климат имеет огромный дефект.

Причиной тому парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарища без меры!

Солнца не видно сквозь облака…

 

Рассказ о Марсе

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду и назвали ее в честь бога войны – Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времен года. Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры. Кислорода и водяного пара в атмосфере мало, много углекислого газа. На Марсе очень часто образуются очень сильные пыльные бури. На планете есть огромные горы, на которых лежит снег и лед. Но лед не похож на земной. Это сухой лед, который образуется тогда, когда замерзает углекислый газ. Люди на Земле специально создают такой лед, а на Марсе его очень много.

Созвездия

Многие созвездия носят свои имена с давних времен. Древние люди вглядывались в ночное время, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи.

         У древних греков существовало такая легенда о созвездиях Большая и Малая Медведица. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в малую и взял их на небо…

         Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хорошо виден. Млечный путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек, и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали и превратились в звезды, образовав на небе Млечный Путь…

Рассказ о Юпитере

Юпитер – это планета-гигант: она в 1300 раз больше Земли. Вокруг него клубятся белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний. У Юпитера 16 спутников. Каждый из них — это интереснейший мир со своей историей и своими загадками.

Приземлиться космическому аппарату на Юпитере невозможно, так как он состоит из газов.

Рассказ о Сатурне

Сатурн – это планета светло-желтого цвета. Планета сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет. Колец всего семь. Все они вращаются вокруг планеты. А еще у Сатурна есть спутники. Их 22 и названы они в честь героев античных мифов.

Чтение отрывка из книги В.Севастьянова «В космос»

Осуществилась заветная мечта человека – полёт к звёздам! Советские люди создали космический корабль-спутник «Восток», установили его на исполинскую ракету, и 12 апреля 1961 года самый смелый из людей, космонавт Юрий Гагарин, впервые в мире полетел на этом корабле в Космос. Он облетел нашу Землю всего за 108 минут.

        С 1961 года в нашей стране было построено много разных космических кораблей – «Восток», «Восход», «Союз». Уже несколько десятков советских космонавтов, и среди них одна женщина – Валентина Николаевна Терешкова, облетели Землю. А космонавт Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый Космос.

Вопросы:

  • как назывались космические корабли?
  • могут ли летать женщины в космос?
  • кто из космонавтов впервые вышел в открытый космос?

Чтение отрывка из журнала «Мурзилка» № 4, 1986 год

         Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведут наблюдения за Солнцем, планетами, звёздами. Они собирают сведения о погоде на Земле. Через спутники связи передаются радио- и телепередачи, ведутся телефонные переговоры. И если ты, дружок, живёшь на Севере, а по телефону разговариваешь со своей бабушкой – москвичкой, знай: твой голос направляет специальная аппаратура на спутник связи, а оттуда – в Москву.

Спутники, космические корабли ведут разведку полезных ископаемых Земли. На самих космических станциях космонавты, кроме того, что управляют полётом, ведут научные работы. Космонавты выращивают растения, исследуют, как ведут себя в космосе живые организмы.

В 1975 году произошла стыковка советского корабля «Союз -19» и американского «Аполлон». Этот совместный полёт показал: оказание помощи в Космосе возможно.

Вопросы:

  • Что делают космонавты в космосе?
  • Что значит стыковка кораблей  в космосе?
  • Как вы думаете, зачем она нужна? Какие корабли стыковались?

Стихи

Т. Ларина «Герои - космонавты», Г. Сапгир «Комета», Ю. Синицын «Большая Медведица», «Созвездия», Р. Алдонина «Сатурн», «Луна», «Комета», «Звезды», В. Степанов «Юрий Гагарин», Г. Лагздынь «Космонавт»,    В. Лепилов «Космическая сказка», В. Бородин рассказ «Ракета», Н.И. Андреев «Как человек научился летать».

Слушание музыкальных произведений: «Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутова, «До старта 14 минут», «Земля в иллюминаторе» В. Мигуля,  «Марш юных космонавтов» Магиденко, музыка «Волшебный полет» Экама.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Подскажи погоду»

Цель: Закрепить у детей умение по народным приметам, на основе наблюдений за небесными телами предсказывать погоду.

Рекомендации к проведению: Педагог называет примету, дети должны сказать, какую погоду она предсказывает.

 Солнце село в тучу – … (к дождю или к буре)

Звезды мерцают зелеными оттенками – … (к ясной погоде)

Диск Луны кажется искривленным … (к ясной погоде)

Звезды мерцают синими огоньками … (к дождю) и т.д.

Дидактическая игра «Звезды на небе»

Цель: учить детей соотносить схематическое изображение с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материал: 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий.

12 отдельных картинок с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Рекомендации к проведению:  Воспитатель раздает карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя. Воспитатель предлагает угадать по описанию, о каком созвездии идет речь. Рассказ сопровождается показом картинки.

Примерные варианты описания созвездий

Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – это его лапы и туловище, а сам ковш – седло. (Угадавший,  получает картинку)

Перед самым носом Большой Медведицы есть группа звезд, которую назвали созвездие Волопаса. Это человек, который пасет вола.

Есть на небе созвездие Лебедя, который, раскинув крылья, летит по небу. У кого есть созвездие Лебедя?

А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня — Пегаса.

Созвездие Геркулеса состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменила Геркулесу панцирь и шлем.

Следующая группа звезд – созвездие Льва, того самого, которого убил Геркулес.

Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица.

На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.

За рыбами идет созвездие Кита, хорошо видное осенью.

Дракон – это волшебный сказочный змей.

Созвездие Кассиопея состоит из 5 ярких звезд, соединив которые получим букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень хвасталась своей красотой и всегда ею любовалась.

Подвижная игра «Космонавты»

 На полу раскладываются обручи — «ракеты». «Космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

 Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

 На какую захотим,

 На такую полетим!

 Но в игре один секрет,

 Опоздавшим места нет.

 С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах». Те, кому не хватило места в «ракетах», остаются на «космодроме».

Подвижные игры

«Раз, два, мы – на старте»,  «Подготовка  к полёту»,  «Кто сильнее», «Перетягивание каната»,  «Кто быстрее?»,  «Самые ловкие»

Сюжетно-ролевые игры и игры со строительным материалом

«Мы - космонавты», «Полёт на Марс», «Полёт в космос»

Продуктивная деятельность «Конструкторское бюро»

- Дети, помните, мы читали с вами рассказ  о конструкторе Сергее Павловиче Королёве. Он создал ракету для полёта в космос. Вы хотите быть конструкторами? У нас открывается конструкторское бюро. Видите, на столах лежат листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейки, треугольники. Догадались, что мы будем рисовать и чертить? (ракету). Дети придумывают свой вариант ракеты для полёта в космос, придумывают название.

Подбор материалов для игры, подготовка декораций и атрибутов.

Ход игры

-Дети, хотите полететь в космос?

- На чём в космос летают? (на ракете)

-Давайте построим ракету по вашему рисунку (чертежу)

Дети строят космический корабль из модулей и строительного материала. Воспитатель при необходимости берёт на себя роль начальника строительства. После завершения строительства воспитатель предлагает вспомнить, как назывались корабли, о которых детям читали рассказы.  Предлагается назвать  свой космический корабль.

Распределение ролей.

-Дети, помните, мы с вами читали о том, что в космос летит лётчик-космонавт и бортинженер.  Кто полетит в космос на нашей ракете? Может, у нас будет космическое путешествие и нам нужны будут космонавты разных специальностей?

Предполагаемые  роли:

  • летчик-космонавт (управляет ракетой),
  • бортинженер (следит за оборудованием, держит связь с Землёй),
  •  врач (следит за здоровьем всех участников полёта),
  •  учёный (проводит исследования погоды, наблюдает за звёздами, Солнцем), берёт с  собой в полёт образцы растений,  насекомых, животных (собаку)
  •  тележурналист  (снимает фильм о космосе)
  • работник центра управления полётом (эту роль целесообразнее брать на себя воспитателю)

Сюжетные линии для обыгрывания

(Слова и действия участников игры направляет и стимулирует воспитатель «из центра управления полётом»)

  • Все садятся в ракету, занимают свои места. Воспитатель  «из центра управления полётом» отдаёт команду: «5,4,3,2,1 – пуск!»
  • Летчик- космонавт  сообщает, что полёт начался, управляет ракетой. Бортинженер сообщает, что корабль вышел на орбиту и ракета летит вокруг Земли.
  • Запрос учёному: что он видит? Учёный сообщает о звёздах, ярком свете Солнца, Луне, Юпитере, Сатурне, Марсе.
  • Запрос из центра управления полётом: сообщить, как себя чувствует собака, что она делает, что ест?
  • Врач обследует участников полёта и сообщает на Землю о состоянии здоровья.
  • Из  центра управления полётом сообщают, что есть проблема с космическим кораблём – нужен выход в открытый космос.
  • Бортинженер готовится к выходу в открытый космос, проверяет скафандр, берёт запасной кислород, проверяет крепление и связь. За бортом корабля устраняет неполадки.
  • Тележурналист ведёт съёмку выхода в открытый космос.
  • На корабле обед. Все участники полёта достают космическую еду. Рассказывают друг другу, какая у них любимая еда на земле.
  • Из центра управления полётом сообщают о предстоящем сеансе связи с Землёй. Лётчика-космонавта  хотят поздравить с днём рождения. В центр управления полётом приедут известные артисты, они будут петь песни для  именинника.
  • Возникает другая сюжетная линия, добавляются роли артистов (певцы и певицы).
  • Пока на борту корабля идет обед и послеобеденный отдых,  артисты репетируют, надевают костюмы, вызывают такси, едут в центр управления полётом. Приезжают, поют для космонавтов песни, подпевать могут все.
  • Космонавты готовятся к возвращению на Землю, ракета приземляется в заданном районе.
  • Появляется новая сюжетная линия и новые роли (руководители полёта, врачи, водитель):  встречают космонавтов, помогают им выйти из космического  корабля, фотографируют,  сажают в автобус, везут в восстановительный центр.
  • Новый сюжет: врачи, психолог, массажист восстанавливают здоровье космонавтов после полёта.

Список использованной литературы

1. Аткинсон С. «Энциклопедия окружающего мира» М., изд. « Росмэн», 1999

2. Венгер Л.А.: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»: Книга для воспитателя детского сада.  М., изд–во  «Росмэн»  1989.

3. Попова Т.«Космос». Демонстрационный материал для фронтальных занятий.  М.,  изд. «Росмэн» 2004.

4. Клушанцева П.Ф. «О чем рассказал телескоп». Л., изд–во  «Эксмо», 1987.

5. Куцакова Л., Хитрова О. «Оригами. Альбом».М., изд–во  «Владос», 1994

6. Лыкова И.А. «Аппликация из бумаги». М., изд–во  «Владос»,  2007.

7. Паникова Е.А.  «Беседы о космосе». М.,  изд–во  «Эксмо»,  2010.

8. Светлова И. «Атлас Земли». М., изд–во  «Эксмо»,  2007

9.Шорыгина Т: Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы, Сфера, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие направление Музыка младшей, средней, старшей, подготовительной групп

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена на основе: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т...

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 - 7 ЛЕТ ( СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 - 7 ЛЕТ ( СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)...

Рабочая программа инструктора по физической культуре средняя, старшая, подготовительная группы

Составлена на основе раздела "физическая культура" программы "От рождения до школы", наработанной методической базы ДОУ,  а так же  наиболле интересного и полезного из опыта коллег, представ...

Рабочая программа по лыжной подготовке средняя, старшая, подготовительная группы

Программа по лыжной подготовке 4-7 лет на период декабрь - март...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах...