Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.
Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации экологический кружок «Юные экологи города Зеленограда», органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_ekologi.docx | 60.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 842»
(ГБОУ «ШКОЛА № 842)
Дошкольное отделение корпус 137
Утверждено решением педагогического совета
ГБОУ «Школа №842»
Протокол №от
Директор школы______________ Макарова О.Е.
Дополнительная образовательная программа
по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Авторы программы воспитатели: Зверькова А.М., Сафронова И.Б.
Программа соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях»
Зеленоград, 2015
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………..2
2.Учебно-тематический план (1 год обучения)………………………………..9
3. Содержание программы (1 год обучения)…………………………………..10
4. Список литературы……………………………………………………………15
5. Приложение……………………………………………………………………16
Пояснительная записка
Актуальность программы
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.
В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.
Концептуальные основы программы.
Педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы экологического образования и воспитания рассматриваются в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина, А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др.
В ФГОСДО сказано, что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».
Большой вклад в развитие экологического воспитания дошкольников внесли С.Н. Николаева, Н. Фокина, Н.А. Рыжова.
С.Н. Николаева так определила экологическое воспитание дошкольника: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
Н.А. Рыжовапредлагает понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.
Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации экологический кружок «Юные экологи города Зеленограда», органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Программа построена на принципах:
- добровольности включения в реализацию программы;
- обеспечение развития творчества, познавательной и социальной активности;
- гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;
- учёта возрастных особенностей;
- учёта интереса детей.
Цель программы: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Задачи программы:
Воспитательные задачи:
1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.
Развивающие задачи:
1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;
3.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы.
Обучающие задачи:
1.Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;
2.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
3.Осознание ребенком себя как части природы;
4.Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».
Отличительная особенность программы:
1.Использование методовтеории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Игры с элементами ТРИЗ не требуют специального оборудования и входят как часть образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Также ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
2.Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Вся работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, коммуникативную, продуктивную.
Структура программы:
Программа«Юные экологи города Зеленограда» состоит из четырех блоков:
- Первый блок «Окружающий мир»;
- Второй блок «Живая природа»;
- Третий блок «Неживая природа»;
- Четвёртый блок «Земля наш общий дом».
В каждом блоке три части: обучающий компонент (сведения о природе, экологические представления), воспитывающий компонент (понимание значения природы, бережное к ней отношение), художественно-эстетический компонент (эстетическая оценка природы, развитие художественного творчества).
Структура организованной образовательной деятельности:
- Беседа по теме (с использованием ИКТ);
- Игра с использованием технологии ТРИЗ;
- Театрально-игровая деятельность (этюдная работа)
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Организация образовательной деятельности
Образовательный процесс осуществляется в условиях, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и профессиональной компетенции работающих педагогов, а также при соблюдении санитарно-гигиенических норм (в соотв. СанПиН 2.4.4.1251-03).
Данная программа описывает курс подготовки по экологическому воспитанию детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 1 учебный год. Общее количество организованной образовательной деятельности в год – 72. Программа предполагает проведение двух ООД в неделю во вторую половину дня продолжительностью 30 минут.
Основные методы работы:
1. Объяснительно-иллюстративные (ИКТ);
2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Прогнозируемый результат:
1.Формирование у детей адекватных экологических представлений;
2.Формирование отношения к природе;
3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия с природой;
4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
- выставки детского художественного творчества;
- грамоты, дипломы участников конкурсов;
- анкеты;
- протоколы диагностики;
- экологические досуги, праздники.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование.
Цель: Определить степень заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей, а также уровень знаний по данной проблеме;
2. Круглый стол для родителей «Экологическое воспитание»;
Цель: Рассмотреть использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников;
3. Совместные с родителями досуги: «Экологическая сказка», «Друзья природы», «Юные экологи», «Земля наш общий дом»;
4. Консультации для родителей: «Игры с элементами ТРИЗ», «Развитие творческих способностей», «Это интересно!»
Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания.
Учебно-тематический план ООД
№ | Название блока | Общее кол-во часов | Теоретическая часть образовательной деятельности | Практическая часть образовательной деятельности |
1. | «Окружающий мир» 1-9 неделя (сентябрь, октябрь) | 17 | 8 | 9 |
2. | «Живая природа» 10-18 неделя (ноябрь, декабрь» | 17 | 8 | 9 |
3. | «Неживая природа» 19-28 неделя (январь, февраль, март) | 19 | 9 | 10 |
4. | «Земля наш общий дом» 29-38 неделя (март, апрель, май) | 19 | 9 | 10 |
Итого: 72 часа |
Содержание программы
Неделя | Тема | Организованная образовательная деятельность | |
Блок 1 «Окружающий мир» Сентябрь, октябрь | |||
1. | «Наш зелёный город» | Игра«Если бы я был…» Этюд «Городские мотивы» Художественное творчество «Наш любимый город Зеленоград» | |
2. | «Парки Зеленограда (поведение в лесу)» | Игра «Что с чем связано» Этюд «Тропинка» Рисование в нетрадиционной технике «Ранняя осень» (малярной кистью), аппликация из засушенных листьев | |
3. | «Чем питаются разные животные (цепочки в лесу)» | Игра «Что будет если…» Этюд "Все – зверята", Художественное творчество «Ёж» | |
4. | «Юные экологи» | Игра«Природный мир бывает разный» Этюд«Лесная фигура Художественное творчество «Правила поведения в лесу» | |
5. | «Аквариумные рыбы» | Игра"Хорошо-плохо" Этюд «Морская фигура», «Ловлю рыбу» Художественное творчество«Аквариум» | |
6. | «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» | Игра"Робинзон Крузо" Этюд «Птица в клетке» Художественное творчество «Птицы» | |
7. | «Сравнение диких и домашних животных» | Игра«Цепочка» Этюд «Все – зверята» Художественное творчество «Животный мир» | |
8. | «Когда животных в природе становится много или мало» | Игра«Да – нет» Этюд«Зарядка для хвоста» Художественное творчество «Береги природу!» | |
9. | «Красная книга» | Игра«Черное-белое» Этюд «Птица в клетке» Художественное творчество«Цветы занесённые в красную книгу» | |
Блок 2 «Живая природа» Ноябрь, декабрь | |||
10. | «Где зимуют лягушки» | Игра«Что-то для чего-то» Этюд «"Паук и муха» Художественное творчество «Насекомые» | |
11. | «Сравнение рыб и лягушек» | Игра«Сказка наизнанку» Этюд «Хожу босиком по воде» Художественное творчество«Лягушка» | |
12. | «Слепые землекопы» | Игра«Теремок» Этюд «Слушаю то, что слышно в комнате» Художественное творчество«Крот под землёй» | |
13. | «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Игра«Найди друзей» Этюд «Комната изо льда, «Комната из снега», Художественное творчество«Северный полюс» | |
14. | «Комнатные растения» | Игра«Если бы я был…» Этюд «Как говорят части тела» Художественное творчество «Комнатные растения» | |
15. | «Добрые дела юных экологов» | Игра«Да – нет» Этюд «Назови то, что у меня в руках» Художественное творчество «Плакат» | |
16. | «Сохраним ёлку» | Игра«Что будет, если …» Этюд «Елка под пилой дровосека» Художественное творчество «Ёлка в лесу» | |
17. | «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Игра«Найди целое и часть» Этюд«Заяц под прицелом охотника» Художественное творчество «Лесные обитатели зимой» | |
18. | «Волк и лиса – лесные хищники» | Игра«Найди главное» Этюд «Лесные фигуры» Художественное творчество ««Лесные обитатели зимой» | |
Блок 3 «Неживая природа» Январь, февраль, март | |||
19. | «Состояния воды» | Игра«Что с чем связано» Этюд «Мокну под дождём», «Снегопад», Художественное творчество «Разная вода» | |
20. | «Круговорот воды в природе» | Игра«Назови предмет по свойствам» Этюд «Путешествие капельки» Художественное творчество«Путешествие капельки» | |
21. | «Путешествие капельки» | Игра«Путешествие на машине времени» Этюд «Поливаю цветы» Художественное творчество «Снежинки» | |
22. | «Загрязнение воды» | Игра«Сказка наизнанку» Этюд«Умываюсь» Художественное творчество «Реки, моря» | |
23. | «Солнце» | Игра«Природный мир бывает разный» Этюд «На солнце» Художественное творчество«Зимнее солнце» | |
24. | «Солнце, воздух и вода» | Игра«Чем был - чем стал» Этюд «Тропинка» Художественное творчество «Солнце, воздух и вода» | |
25. | «Загрязнение воздуха» | Игра«Хорошо-плохо» Этюд«Ловлю рыбу» Художественное творчество «Чистое небо» | |
26. | «Разделение мусора» | Игра«Робинзон Крузо» Этюд «Играем в мяч» Художественное творчество «Контейнеры для мусора» | |
27. | «Путешествие в пустыню» | Игра"На что похоже" Этюд «Хожу босиком» Художественное творчество «В пустыне» | |
28. | «Песок и камни» | Игра«Цепочка» Этюд «Хожу босиком» Художественное творчество «Песок и камни» | |
Блок 4 «Земля наш общий дом» Март, апрель, май | |||
29. | «Планета Земля в опасности!» | Игра«Да – нет» Этюд «Комната из льда» Художественное творчество «Плакат» | |
30. | «Заповедные места и памятники природы» | Игра«Черное-белое» Этюд «Лесная фигура» Художественное творчество «В заповеднике» | |
31. | «Лес в жизни человека» | Игра«Что-то для чего-то» Этюд «На поляне. Слушаю птиц» Рисование | |
32. | «Красная книга» | Игра«Сказка наизнанку» Этюд «Только слышу» Художественное творчество «Они занесены в Красную книгу» | |
33. | «Птичий город на деревьях» | Игра«Теремок» Этюд «Взрослые и дети» Художественное творчество «Птицы» | |
34. | «Сравнение аквариума с речкой (прудом, озером) | Игра«Найди друзей» Этюд «Назови, что у меня в руках» Художественное творчество «Живут в пресной воде» | |
35. | «Море бывает в беде» | Игра«Если бы я был…» Этюд «Босиком по воде» Художественное творчество «Море и его обитатели» | |
36. | «Добрые дела юных экологов» | Игра«Что будет, если …» («Мозговой штурм») Этюд «Взрослые и дети» Художественное творчество «Плакат» | |
37. | «Спаси червяка! | Игра«Найди целое и часть» Этюд «Слепой червяк» Художественное творчество «Друзья дерева» | |
39. | «Лекарственные травы» | Игра«Что с чем связано» Этюд «Хожу босиком» Художественное творчество «Лекарственные травы» |
Список литературы
- Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий поформированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001
- Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34
- Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возрастасредствами ТРИЗ-педагогики / Учебное издание, Мозырь, 2003
- Корзун А.В., Жихар О.П. «ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании. Вопросы планирования», Мозырь, Белый ветер, 2006
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речидошкольников./ Учебное пособие, Ульяновск, 2003
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003
- Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". – Рига, 1994.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. :Издат. центр "Академия", 2002
- Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993
- Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
- Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим», Мозырь, Белый ветер, 2006
- Системный подход в экологическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Корзун А. В. СПб. : детство-пресс, 2003
- Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева –– Самара, Центр развития образования, 2001
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912 - Занятия по ТРИЗ в детском саду С. Гин.
Приложение 1
Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
Приложение 2
Театрально-игровая деятельность (этюдная работа)
Этюды на память физических действий:
"Ловлю рыбу", "Работаю в огороде", "Плету венок из полевых цветов", "Кормлю цыплят", "Ем сочную грушу, мешают пчёлы", "На пароходе сильная качка", "Мокну под дождём", "Снегопад", "Поливаю цветы", "Хожу босиком по воде", «Умываюсь», "Принимаю лекарство", "Играем в мяч", "Хочется спать"
Этюды на воображение:
«Назови то, что у меня в руках».
Этюды на органичное молчание для нескольких человек:
"Зеркало", "Комната с больным человеком". "В приёмной зубного врача", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)
Этюды на внимание:
"Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.
Этюды на характерность:
"Все – зверята", "Все – цветы на клумбе", "Задиристые петушки", "Мышонок и кошка", "Две собаки", "Паук и муха", "Взрослые и дети" (разница в походке, мимике, пластике, действиях...) Персонаж в состоянии паники, страха, счастья и пр. – «Заяц под прицелом охотника», "Рыба, попавшая в сеть", "Птица в клетке", "Выжженная трава", "Река с промышленными отходами", "Елка под пилой дровосека".
Этюды на освобождение мышц:
"Зарядка для хвоста" (придумать зарядку для каждой части тела человека или животного, части растения), "Как говорят части тела".
Этюды на отношение:
Менять отношение к комнате: "Комната изо льда", "Комната из снега", "Комната из песка (воды, пара)".
Менять отношение к своему физическому "я": "Я сделан из снега, льда, песка, пара, дерева, глины и пр."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Азбука добра"
содержит 5 экологических акций...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Животные разных стран» с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная» (с использованием технологии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.Задачи:1. Область «Познание»:2. Область «Коммуникация»:3....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МИНИ-МУЗЕЙ «ПРИРОДЫ»
Мини-музей "Природы"...
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...