ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал по рисованию по теме
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малышам отразить свои мечты, фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_hudozhnik.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ПОСЕЛОК ПУРПЕ
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района
629840, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Пуровский район, п.Пурпе, пер. Дружный стр. 5 | тел/факс: (34936) 67 – 3-66, тел.67-5-29 e-mail:berezka89@PSV.RU сайт:berezka-purpe.uсoz.ru |
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
РОМАНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
2012 ГОД
Содержание
Пояснительная записка .
Концепция.
Актуальность .
Новизна .
Цель
Задачи .
Возраст детей .
Продолжительность реализации программы .
Формы и режимы занятий .
Ожидаемые результаты .
Педагогическая диагностика
1 . Пояснительная записка .
Концепция программы .
Техническое развитие детей целенаправленно формируется на занятиях изодеятельностью , познавательного развития , ознакомления с окружающим миром . Перед детьми ставятся задачи на « выразительность» , материала . Ребёнок осваивает « Технологию» искусства не в качестве самоцели , а в связи с решением конкретных художественных задач . В ребёнке пробуждается личностная заинтересованность в искусстве , он выполняет задания , требующие выражения собственного чувства отношения , настроения , замысла . Ребёнок приобщается к мировой художественной культуре посредством знакомства с видами искусства , жанрами живописи , творчеством художников . В процессе занятий ребёнок погружается в творческую атмосферу с помощью художественного слова , музыки, игр - превращений . В результате развивается творческий потенциал детей , индивидуальность , познавательные и умственные способности .
Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления , воображения и речи дошкольника .
.Актуальность
Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда ,
Когда он живёт в мире игры , сказки , музыки ,
Фантазии , творчества .
Без этого - он засушенный цветок .
В . А . Сухомлинский .
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен . Нашей стране нужны творческие , способные неординарно и нестандартно мыслить люди Но , увы , массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями , умениями и навыками , к типовым способам решения предлагаемых задач . А в ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте , так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально , а яркие , насыщенные занятия , основанные на развитии творческого мышления и воображения , помогут ему не потерять способность к творчеству , а наоборот , раскрыться творческой личности более ярче . Именно такие творческие упражнения на занятиях по изодеятельности через элементы нетрадиционного рисования .
В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается , но вместе с тем , сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью , недооценивается значимость изодеятельности , в частности рисования , в общем развитии дошкольников . Между тем ( по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова ,что « именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то , что им владеет ...»
Через рисование , через знакомства с миром искусства , можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры , как части духовной ; развивать творческие способности , эстетическое восприятие окружающего мира , воспитать гармонично развитую творческую личность.
Новизна .
Использование в работе методике нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться как творческой личности , способствует развитию творческого воображения , творческих способностей ; помогает малышам отразить свои мечты , отобразить фантазии через изобразительную деятельность , формируя тем самым положительное отношение к ней .
Изменение позиции педагога , его личностно - ориентирования направленность.
Отход от образца - шаблона , от общего анализа работ ( Каждая детская работа - индивидуальная , хороша по своему ).
Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности .
« Игра в сказку» по средствам изобразительной деятельности .
Цель программы
Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными приёмами рисования .
Задачи программы
Обучающая . Учить детей осваивать нетрадиционные техники рисования Развивающая . Развивать творческое воображение , творческие способности , расширять художественной опыт .
Воспитательная . Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира , художественный вкус , положительный интерес к изодеятельности .
Возраст детей
Возраст детей , участвующих в реализации данной программы - 3 - 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей , особенно активным развитием мелких мышц кистей рук , изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности .
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы - 4 года. Предусматривается 4 этапа работы:
1 - С детьми 3-4 лет (младшая группа)
С детьми 4-5 лет (средняя группа)
С детьми 5-6 лет (старшая группа)
С детьми 6-7 лет (подготовительная группа)
1.8 . Формы и режимы деятельности.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.
Продолжительность занятий с группой - не более 10-15 минут - в младшей группе, 15 минут - в средней группе , не более 20 минут - в старшей группе , 25 минут - в подготовительной группе . Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику ; в ходе занятия , для расслабления мышц , снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики , физминуток воспитатель подбирает самостоятельно , так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя , беседа с детьми , рассказы детей, показ воспитателем способа действия ,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами , обсуждение и выбор приёма рисования , вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков .
.Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными , нетрадиционными методами рисования , знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .
После 1 этапа (младшая группа).
Дети владеют элементарными приёмами нетрадиционного рисования при работе с краской пальчиками , печатками из пробки , тычком жесткой полусухой кистью .
После 2 этапа (средняя группа) .
Дети владеют более сложными техниками :
оттиск поролоном ;
оттиск печатками из ластика ;
восковые мелки+акварель ;
свеча + акварель ;
отпечатки листьев ;
рисунки из ладошки ;
волшебные верёвочки .
После 3-4 этапа (старшая , подготовительная группа).
Дети могут освоить ещё более трудные техники :
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная ;
печать по трафарету ;
монотипия предметная ;
кляксография обычная .
1 .10 Педагогическая диагностика ( см. Приложение 1 )
Формы проведения итогов реализации программы :
выставки детских работ в детском саду ;
участие в районных конкурсах рисунков ;
дни презентации детских работ родителям ( сотрудникам , малышам );
творческий отчёт .
Учебно - тематический план ( см . Приложение 2 )
Краткое описание тем . (см . Приложение 3 )
Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
. Работа кружка « Юный художник» основана на нормативных документах , в том числе :
Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08. 96. №448. Временные ( примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения , реализуемым в ДОУ;
-Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду (В. И.
Преемственность .
Программа кружка предполагает :
сформировать у детей дошкольного возраста специальные умения и навыки овладения нетрадиционного рисования ;
развить личностные качества ;
основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с изобразительной - деятельностью.
Сформировать положительное отношение к изодеетельности .
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения . А школа, как приемник дошкольной ступени , не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребёнка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал .
Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определёнными умениями и навыками, в том числе - и рисовании .
Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса .
В работе кружка широко используются практические методы обучения : упражнение ( при освоении приёмов рисования ), игровой метод, наглядное моделирование .
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей , беседы.
Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения , пояснения , педагогической оценки .
Применяются и наглядные методы и приёмы:
наблюдение;
рассматривание готовых рисунков на выставках , на занятиях кружках;
показ образца;
показ способа рисования и другие.
Все методы и приёмы используются в комплексе , чередуются и дополняют друг друга , позволяя воспитателю донести детям знания , помочь освоить специальные умения и навыки , развить творческое воображение , внимание , мышление.
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий .
Техническое оснащение.
Бумага любого формата и цвета.
Гуашь , акварель.
Карандаши , фломастеры.
Кисти.
Трафареты .
Штемпельные подушки из тонкого поролона.
Восковые мелки.
Мисочки для гуаши.
Свеча.
Жидкое мыло.
Трубочка (соломинка для напитков).
Нити ( различной толщины ).
Листья разных деревьев.
Кафельная плитка.
15. Зубная щетка и т.д.
Дидактические материалы.
Подборка готовых рисунков.
Образцы трафаретов, печаток.
Иллюстрации к игровым упражнениям.
Репродукции натюрмортов, пейзажей .
ДИАГНОСТИКА
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью через нетрадиционные приёмы рисования, необходимый продуктивный раздел работы. С этой целью использую индивидуальные диагностические задания, где я определяю уровень овладения изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники. Это позволяет выявить качественное своеобразие, сильные и слабые звенья моей работы. По результатам диагностики я отмечаю проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.
Для диагностирования мною были определены критерии и показатели уровня овладения изобразительной деятельностью нетрадиционными методами.
Критерии: от 3-5 лет
-умение детей называть и самостоятельно использовать художественную технику; -умение детей создать композицию изображения;
-умение детей воспринимать цвет и правильное их применение.
От 5-7 лет.
-умение детей называть, подбирать, комбинировать и самостоятельно использовать художественные техники рисования,
-умение детей создавать композицию, использовать фактурность, объёмность в изображении.
-умение детей воспринимать цвет разных тонов и правильное их применение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской области
Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской облас...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Рабочая программа музыкальных руководителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-7 ЛЕТ)
Рабочая программа музыкальных руководителей...
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию (прикладное творчество) детей дошкольного возраста 5-6 лет «Юный портной»
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.Предлагаемая дополнительная программа по трудовому обучению старших дошко...