программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
программа кружка "Юный эколог" предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад
п.Новопушкинское»
Апрышко Г.Б.
Принято на педагогическом совете
Протокол №____ от ________
___________________
Кружок
«Юный эколог»
Старшая группа
№5
на 2014-2015 г
Руководитель кружка
Воспитатель: Титченко Л.М.
Рабочая программа кружка
"Юный эколог"
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Организационно-методическое обеспечение программы.
- Формы и методы занятий.
- Техническое оснащение занятий.
- Учебный план работы кружка
- Предполагаемые результаты.
- Литература
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе.
2. Цель и задачи программы:
Цель : нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
- человек - неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
3. Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 НОД в неделю, длительностью 20-25 минут.
Численность детей в кружке –10 человек. Возраст детей 5-6 лет.
4. Формы и методы НОД.
НОД по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение НОД:
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых.
- Фигурки с домашними и дикими животными.
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты.
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения.
- Гербарий растений.
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада.
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами.
- Кормушка для птиц.
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
Учебный план работы кружка
«Юный эколог»
№ | Название темы | Дидактическая задача | Используемый источник | |||
1 | Октябрь
Уходит золотая осень
| Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ.тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения
| «Юный эколог»
С.25,27
| |||
2 | Корова и коза – домашние животные
| Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог» С. 35
| |||
3
| Лошадь и овца – домашние животные
| Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог»С.34
| |||
4 | Наши четвероногие друзья (кошка и собака)
| Формировать представление детей о том, что собака умное дом.животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным | «Юный эколог» С. 69;77 | |||
1 | Ноябрь Для чего животным хвосты | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой | «Юный эколог» С.27 | |||
2 | Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме
| Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме | «Юный эколог» С.31 | |||
3 | Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят
| Учить детей наблюдать за птицами, их повадками. | «Юный эколог» С.48, 49, 51, 54, 58 | |||
4 |
|
| «Юный эколог» С.56 | |||
1
| Декабрь «Письма заболевшим детям»
| Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близкимлюдям, познакомить с процессом оформления и отправки письма.
|
«Ю. Э.» С.39
|
| ||
2
| Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели? | Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели | «Юный Эколог» С.41-42 |
| ||
3 | Какой снег? Наблюдения за снежинками. | Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы. | «Юный эколог» С.47 |
| ||
4 | Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) | Показать детям свойства снега и воды | С.47 |
| ||
1 | Январь Лес – это дом для многих жильцов
| Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга | « Программа эколог.воспитания» С.11
«Юный Эколог»
С.53
| |||
2 | «Станем юными защитниками природы»
| Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе | «Юный Эколог» С.42 | |||
3 | Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу
| Дать детям представление о том , что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период | «Юный Эколог» С.45 | |||
4 | Как люди помогают лесным обитателям?
| Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки | «Юный Эколог» С.56 | |||
1 | Февраль
Выращивание лука
| Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. |
С.58,59,64,65,68 | |||
2 | Досуг посвященный В. Бианки
|
| «Юный эколог» С.59 | |||
3 |
|
|
| |||
4 | Прошла зима холодная – (занятие)
| Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках. | «Юный эколог» С.66 | |||
1 |
март Как люди заботятся о своём здоровье весной
| Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. | «Юный эколог» С.73 | |||
2
| Вечер досуга «Люблю березку русскую»
|
| С.85 | |||
3 | Комплекс занятий «Береги деревянные предметы»
|
| С.87 | |||
4 | Бережно относитесь к бумаге
|
| С..100 | |||
1
| апрель Божья коровка
| Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окружающему миру
| «Юный эколог» С. 81, 85
| |||
2
|
Весна в жизни лесных обитателей |
Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны |
С.82 | |||
3 | Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) | Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. | С.76, 80, 84, 102, 107, 108
| |||
4 | Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи
| Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей.
| С.64 | |||
1
| Май Праздник юных любителей природы
| Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. | С.91
| |||
2
|
Экскурсия в парк
| Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса. |
С.103 | |||
3
|
Как человек охраняет природу
|
Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга» |
С.110
| |||
4 | Весна кончается – лето начинается
| Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.) | С.111 |
7. Предполагаемые результаты
В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.
Литература
С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду»
Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»
О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...