программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Титченко Лариса Михайловна

программа кружка "Юный эколог" предполагает  тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                                Утверждаю:

                                                                                                             Заведующий МБДОУ «Детский сад

                                                                             п.Новопушкинское»

                                                                   Апрышко Г.Б.

                                                                                                             Принято на педагогическом совете

                                                                                             Протокол №____ от ________

___________________

Кружок

 «Юный эколог»

Старшая группа

№5

на 2014-2015 г

                                                                       Руководитель  кружка  

Воспитатель: Титченко Л.М.

                                                                                                     

Рабочая программа кружка

"Юный эколог"

Содержание:

 

 

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Организационно-методическое обеспечение программы.
  4. Формы и методы занятий.
  5. Техническое оснащение занятий.
  6. Учебный план работы кружка
  7. Предполагаемые результаты.
  8. Литература

 

                    

Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

 Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе.

 

2. Цель и задачи программы:

 

Цель : нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек - неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

 

Задачи   образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях  доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностей детей;

 

 

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 НОД в неделю, длительностью 20-25 минут.

Численность детей в кружке –10 человек. Возраст детей 5-6 лет.

 

4. Формы и методы  НОД.

НОД по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

 При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

   Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

-  фронтальный  (одновременно со всей подгруппой).

-  индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

-  подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

 

5. Техническое оснащение НОД:

  • Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых.
  • Фигурки с домашними и дикими животными.
  • Муляжи и натуральные овощи и фрукты.
  • Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения.
  • Гербарий растений.
  • Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада.
  • Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами.
  • Кормушка для птиц.
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)

 

Учебный план работы кружка

«Юный эколог»

 

Название темы

Дидактическая задача

Используемый источник

 

1

Октябрь

 

Уходит золотая осень

 

 

 

 

 

 

 

Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ.тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения

 

 

«Юный эколог»

 

С.25,27

 

 

 

 

 

 

2

Корова и коза – домашние животные

 

 

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»

С. 35

 

3

 

 

Лошадь и овца – домашние животные

 

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»С.34

 

4

Наши четвероногие друзья (кошка и собака)

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать представление детей о том, что собака умное дом.животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным

«Юный эколог»

С. 69;77

1

Ноябрь

Для чего животным хвосты

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой

«Юный эколог»

С.27

2

Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме

 

Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме

«Юный эколог»

С.31

3

Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят

 

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками.

«Юный эколог»

С.48, 49, 51, 54, 58

4

 

 

 

«Юный эколог»

С.56

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

«Письма заболевшим детям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близкимлюдям, познакомить с процессом оформления и отправки письма.

 

 

«Ю. Э.»

С.39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели?

Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели

«Юный Эколог»

С.41-42

 

3

Какой снег? Наблюдения за снежинками.

Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы.

«Юный эколог»

С.47

 

4

Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)

Показать детям свойства снега и воды

С.47

 

1

Январь

Лес – это дом для многих жильцов

 

Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга

« Программа эколог.воспитания»

С.11

 

«Юный Эколог»

 

С.53

 

2

«Станем юными защитниками природы»

 

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе

«Юный Эколог»

С.42

3

Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

 

Дать детям представление о том , что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период

«Юный Эколог»

С.45

4

Как люди помогают лесным обитателям?

 

 

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки

«Юный Эколог»

С.56

 

 

1

Февраль

 

Выращивание лука

 

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.

 

 

С.58,59,64,65,68

2

Досуг посвященный

В. Бианки

 

 

«Юный эколог»

С.59

3

 

 

 

4

Прошла зима холодная – (занятие)

 

Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках.

«Юный эколог»

С.66

 

 

1

 

март

Как люди заботятся о своём здоровье весной

 

Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.

«Юный эколог»

С.73

2

 

 

 

Вечер досуга «Люблю березку русскую»

 

 

 

 

С.85

3

Комплекс занятий «Береги деревянные предметы»

 

 

С.87

4

Бережно относитесь к бумаге

 

 

С..100

 

1

 

апрель

Божья коровка

 

Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окружающему  миру

 

 

«Юный эколог»

С. 81, 85

 

 

2

 

 

 

 

Весна в жизни лесных обитателей

 

Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны

 

С.82

 

3

Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)

Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

С.76, 80, 84, 102, 107, 108

 

4

Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи

 

 

Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.64

 

1

 

 

 

 

Май

Праздник юных любителей природы

 

 

 

 

Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.

С.91

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в парк

 

Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса.

 

 

 

С.103

 

 

3

 

 

 

 

Как человек охраняет природу

 

 

 

 

Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга»

 

 

С.110

 

 

4

Весна кончается – лето начинается

 

Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.)

С.111

 

 

 7. Предполагаемые результаты

В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.

 

Литература

С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду»

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»

О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...