Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе
рабочая программа на тему

 

 

 

 

 

 

Выступление на пед. совете:

Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»

 

 

 

Воспитатель: Стычева А. Т.

ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8

 

 

 

2014 г.

 

 

 

Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе

 

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближайшего развития”.

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Исходное требование к предметной среде ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целями актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Развивающая предметная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Хорошая развивающая среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Основными методами освоения и оборудования предметной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются следующие выявления сенсорных признаков объектов природы:

  • игры-экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.д.;
  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
  • наличие детской природоведческой художественной литературы;
  • отражение природы в рисунках старших дошкольников;
  • комнатные растения (уход, полив, пересадка);
  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
  • стол для проведения экспериментов;
  • стеллаж для пособий и оборудования.  

Оформление в группе центра природы играет большую роль в воспитании детей. Обстановка радует ребенка, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса и, конечно активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой, социумом.

Существуют различные определения развивающей, обучающей среды. В методических рекомендациях  С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология. Среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Основные требования к предметной среде (по С.Л. Новоселовой): 

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общение предметной деятельности, игры);
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействия с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это побуждает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей к ней;
  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: самостоятельном действием его рук (масштаб “глаз-рука”), его росту и предметному миру взрослых.

Данные подходы к организации развивающей среды дают возможность педагогу реализовать личностно-ориентируемое взаимодействие с ребенком, обеспечить безопасность его жизни, создавать условия для развития согласно документам, регламентирующим выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003г.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010г. №91;
  • письмо Министерства Образования России от 15.03.2004г. №03-51-46ин/14-03 “О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье”;
  • письмо Министерства Образования России от 17.05.1995г. №61/19-12 “О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях” (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”);
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.);
  • Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на пед. совете

Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»

Воспитатель: Стычева А. Т.

ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8

2014 г.

Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближайшего развития”.

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Исходное требование к предметной среде ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целями актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Развивающая предметная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Хорошая развивающая среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Основными методами освоения и оборудования предметной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются следующие выявления сенсорных признаков объектов природы:

  • игры-экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.д.;
  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
  • наличие детской природоведческой художественной литературы;
  • отражение природы в рисунках старших дошкольников;
  • комнатные растения (уход, полив, пересадка);
  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
  • стол для проведения экспериментов;
  • стеллаж для пособий и оборудования.  

Оформление в группе центра природы играет большую роль в воспитании детей. Обстановка радует ребенка, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса и, конечно активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой, социумом.

Существуют различные определения развивающей, обучающей среды. В методических рекомендациях  С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология. Среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Основные требования к предметной среде (по С.Л. Новоселовой):  

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общение предметной деятельности, игры);
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействия с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это побуждает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей к ней;
  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: самостоятельном действием его рук (масштаб “глаз-рука”), его росту и предметному миру взрослых.

Данные подходы к организации развивающей среды дают возможность педагогу реализовать личностно-ориентируемое взаимодействие с ребенком, обеспечить безопасность его жизни, создавать условия для развития согласно документам, регламентирующим выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003г.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010г. №91;
  • письмо Министерства Образования России от 15.03.2004г. №03-51-46ин/14-03 “О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье”;
  • письмо Министерства Образования России от 17.05.1995г. №61/19-12 “О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях” (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”);
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.);
  • Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в первой младшей группе.

Сообщение из опыта работы по организации предметно-развивающей среды по развитию речи в первой младшей группе...

Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей младшей группы

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫВ соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной акт...