МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гришанович Елена Николаевна

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная  активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации,  которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей  развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому

развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка  по теме:

Организация предметно-развивающей среды по программе  «От рождения до школы»

в условиях реализации ФГОС ДОУ

младшая группа

Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами

Методическую разработку  подготовила

                воспитатель ГБДОУ № 8

Гришанович Елена Николаевна

2015 год Санкт-Петербург

Паспорт предметно-развивающей среды зоны

Познавательно-исследовательской деятельности

второй младшей группы

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная  активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации,  которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей  развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том  числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные

точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;

 •  строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

• помогая организовать дискуссию;

• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Создание условий для развития познавательной деятельности

Среда должна быть насыщенной предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

Познавательно-исследовательская деятельность

Направления образовательной деятельности

Вид

помещений

Оснащение

Сенсорное

 развитие

Комната группы, сенсорная комната.

Объекты для исследования в действии

(доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);

дидактические игры на развитие психических функций — мышления, внимания, памяти, воображения

Познавательное развитие

Методический кабинет,

комната группы, умывальная комната, участок группы  и территория детского сада, музей леса, русская изба, зимний сад.

Объекты для исследования в действии

(наборы для опытов с водой, воздухом, светом,

 песком, коллекции);

образно- символический материал

(наборы картинок, календари погоды, природы,

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование

элементарных математических представлений

Комната группы, сенсорная комната,участок группы  и территория детского сада.

Объекты для исследования в действии

(палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.);

образно-символический материал

(головоломки, лабиринты);

развивающие игры с математическим содержанием;

домино, авторские игры на математическое развитие детей


Тип материала

Наименование

Требуемое количество на группу

(должно быть!)

Объекты для исследования в действии

Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета

6-8 разные

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов)

6-8

Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)

4-6

Матрешки (из 5-7 элементов)

3 разные

Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части)

6-8 разные

Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине

10 разные

Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета)

2-3

Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)

1

Набор объемных геометрических тел

1

Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.)

2-3

Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)

1

Набор плоскостных геометрических форм

1

Мозаика разных форм и цвета, крупная

3

Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)

1

Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)

1

Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)

2-3

Панно с разнообразными застежками и съемными элементами

1

Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)

1

Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры

1

Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов)

10 разные

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные)

10-15 разные

"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами

1

Разноцветная юла (волчок)

1

Вертушки (ветряные)

4-6 разные

Музыкальная шкатулка

1

Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)

по 1 каждого наимен.

Набор шумовых коробочек (по Монтессори)

1

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки

1

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки

1

Образно-символический материал

Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе:

домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода

по 1 набору каждой тематики

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине)

3-4 разные

Наборы парных картинок (та же тематика)

10 разные

Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика

5-6 разные

Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами

1

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей)

4 разные

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали)

15-20 разные

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)

10 разных

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

2-3 разные

Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

2-3 разные

Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой)

20-30 разные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности педагогов, родителей, детей, как проекты (проектная деятельность - создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды  соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды  соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий. В статье предста...