Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в первой младшей группе.
материал (младшая группа)
Сообщение из опыта работы по организации предметно-развивающей среды по развитию речи в первой младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в первой младшей группе.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит…»
Е.И.Тихеева
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Я постаралась организовать среду в группе так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
В своей работе, я стараюсь развивать речь детей, в каждом центре развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в рамках группового пространства сформированы следующие центры, стимулирующие речевую активность детей.
Центр книги. Дети нашей группы любят, когда мы читаем книги и рассматриваем иллюстрации. В группе много книг по программе воспитания детей 1 младшей группы. С самого первого дня я даю уроки самостоятельного общения с книгой. Рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, читаем детям стихи. Также дети отвечают на вопросы педагога в силу своих речевых способностей, договаривают фразы. Деятельность в книжном центре способствует развитию всех сторон речевой системы:
у детей развивается понимание речи;
обогащается словарь;
формируется грамматический строй речи;
дети учатся пересказывать текст с помощью педагога;
знакомятся с книжной культурой.
В центре представлены следующие виды книг:
книги по знакомым программным сказкам, потешкам, стихам;
книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки;
книги разного формата;
книги - раскладушки.
Центр «Познания».
Этот центр провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень центр познавательного развития. Центр «Познание» направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. В данном центре идет формирование представлений об отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов; игры-занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине; деятельность по ознакомлению с предметами быта их функциональным назначением; дидактические игры по сенсорному воспитанию. В нем содержится демонстрационный и игровой материал: предметные и сюжетные наборы картинок, матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, пирамидки разного размера, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, игры из дерева «Брусочки», «Гусеница», «Гвоздики», «Вкладыши», настольно-печатные игры. Такие игры необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста.В центре имеются бизиборды, бизи-ширма «Играем, дружим, растём». Мною сделаны дидактические игры из бросового материала «Половинки», «Бусы», «Разноцветные палочки», «Закончи картинку» и др.
Центр воды и песка.
Одним из любимых центров у детей нашей группы является центр воды и песка. Игры с водой и песком благотворно влияют на детей. Частички песка активизируют нервные окончания на пальчиках и ладонях, снимают стресс и стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. А еще игры с водой и песком помогают детям всесторонне развиваться:
происходит улучшение координации движений, развитие тактильной чувствительности, моторики пальцев и рук, улучшение речи, расширение кругозора, развитие логического мышления и наблюдательности, проявление лидерских качеств и творческих способностей. Для игр с песком имеются: совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики). Сачок, черпачок, разноцветные пластиковые мячики. Набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает, что тонет?»), набор цветных камешков, ракушек.
Организуя игры с водой и песком, я знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов. Закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Центр изобразительной деятельности.
Центр способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь. В центре размещены различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам, различные печати, мольберт, раскраски, бумага для рисования.
В процессе работы с различными средствами изображения приучаю детей в силу своих речевых возможностей комментировать изображения, тем самым активизируется и обогащается словарь детей.
Центр театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вызывает у детей неизменно большой интерес. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся в процессе игр – забав, хороводов, развлечений, при прослушивании потешек, стихотворений, сказок. Предлагаю детям изобразить, как топает медведь, рычит волк, прыгает зайчик, бежит лиса. Дети привлекаются к посильному участию в инсценировках сказок, стихов. При проведении инсценировок использую разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, плоскостной), маски – шапочки разных животных, плоскостные домики для обыгрывания сказок, аудиозаписи сказок, а также обыкновенные игрушки. Также мною сделаны персонажи из бросового материала, которые широко использую в инсценировках сказок или потешек. Родителями группы сделана красочная ширма. Учу детей действовать с игрушкой, озвучивать персонажей. Нашим детям ещё сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или отдельные слова, изображая жестами действия персонажей. В процессе таких игр – инсценировок у детей развивается понимание речи, обогащается словарный запас, развивается диалогическая речь.
Центр сюжетно-ролевых игр.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж»), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться. Для сюжетно-ролевой игры «Семья» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта: кухонный гарнитур, плита, стол, скатерть, посуда, кроватки для кукол, куклы разных размеров, постельные комплекты, коляски. В «Парикмахерской» имеется набор «Парикмахерская», фартук, зеркало, кукла; в игре «Больница » - контейнер с атрибутами для игры, халат, чепчик для доктора, телефон, кушетка, кукла «Доктор»; в центре «Магазин» - весы, муляжи овощей и фруктов, коробочки от конфет, фартук для продавца. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. У детей повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь.
Центр «Конструирование».
Игры в центре способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. В ходе игры использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, мы используем и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт, картинки, схемы построек и многое другое что могло бы помочь детям в выборе образца для собственного творчества. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.
Физкультурно - оздоровительный центр.
Этот центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно на развитие речи. В центре есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.
Центр природы.
Здесь дети знакомятся с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. В центре природы имеются: кукла, одетая по сезону, фигурки животных, комнатные растения (фикус, герань), календарь природы, наборы картинок с изображением животных , птиц, насекомых, картинки «Времена года», дидактические игры по темам, игры направленные на речевое развитие детей («Кто где живет», «Кто что ест», «Овощи и фрукты»,«Чья мама?», «Кто где живёт», «Найди вторую половинку», «Разрезные картинки» и др.); наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми, картинки изображающие действия, различные альбомы поделки из природного материала. Знакомлю детей с некоторыми комнатными растениями, условиями и уходом за ними.
Тем самым обогащается словарь детей по теме «комнатные цветы». Малыши знакомятся с обобщающим понятием «комнатные цветы». Учу наблюдать за растением, его внешним видом и особенностями. У детей формируется устойчивое представление о цвете, форме, геометрической фигуре, величине. Центр природы в группе нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
В своей работе стараюсь привлекать родителей принимать участие в создании комфортной РППС в группе: изготовление ширм, альбомов на различные темы в течении года, дидактических игр, пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр.
Содержание предметно-развивающей среды периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
В заключении хочется отметить, что дальнейшая работа по речевому развитию предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе
Выступление на пед. совете:Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе» Воспитатель...
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи, в группах ДОУ с учетом ФГОС
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Речь как ведущее средство о...
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....
Обмен опытом "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе".
В сообщении я делюсь опытом работы по организации речевой развивающей среды в старшей группе детского сада....
Презентация "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе"
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Поэтому вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В презентаци...
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе.
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе....