«Путешествие в лабораторию»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Матлахова Наталья Николаевна

 Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я (надеваю белый халат, беру чемодан, очки) в старшего научного сотрудника, а вы в младших (у детей  бейджики). У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления  развития детей №2 «Огонек  г. Ипатово

Утверждаю

Заведующий  

МК  ДОУ д/с № 2 «Огонек»

г. Ипатово                                                                                                                            _____________А.В. Кучура

                                                                                                 

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Подготовила и провела

воспитатель:

Матлахова  Н.Н.

Ипатово, 2015

Цели:

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения.

Развивающие задачи:

Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, любознательности, сообразительности, усидчивости, аккуратности, умения внимательно слушать.

Образовательный задачи:

 Развивать познавательную деятельность детей, умение сравнивать, устанавливать связи. Продолжать знакомить детей с Россией, пословицами и поговорками. Развивать воображение и логическое мышлению. Продолжать знакомить детей с солнцем и его дружной космической семьёй (планетами). Воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к истории своей страны, толерантность, уважение к гербу, флагу своей страны;

Материал: ноутбук, проектор, пластиковые стаканчики, ложки, палочки деревянные, пластилин.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я (надеваю белый халат, беру чемодан, очки) в старшего научного сотрудника, а вы в младших (у детей  бейджики). У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлом.

Есть математики - они изучают числа. Химики изучают законы превращения одних веществ в другие. Ученые  - экологи изучают законы, по которым множеству живых существ удается жить дружно в самых разных местах: в воде, под землей, в пустыне, в городе, а лесу. Искать ответы на загадки природы нелегко, но зато как интересно такую загадку найти.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории?

Дети: Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное.

Сегодня мы познакомимся с Солнцем, Солнечной системой и ее жительницей – планетой Землей.

 А теперь приступаем к нашей исследовательской работе.

 Посмотрите на экран.

( Слайд Солнечной системы). 

 1. Как называется эта дружная семейка?

 2. Почему Солнечную систему так называют?

 (Слайд солнце)

Опыт № 1 «Солнечная система»

Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длинны, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы.

Ход: представьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить до и планеты остановятся. Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)

Вывод: если Солнце не будет двигаться и вращаться, то планеты не будут к нему притягиваться. Не будет притяжения, которое не позволяет планетам войти со своей орбиты.

 3. Что такое Солнце?

 4. Звезда или планета?

 (Слайд Земли)

 5. Как называется наша планета?

 Так выглядит наша планета, если смотреть на неё из космического корабля.

 6. На что она похожа?

 Наша планета похоже на шар, который постоянно вращается. Как это происходит, можно представить с помощью опыта.

 Опыт № 2: Это планета Земля. Спицей прокалываем шар по центру – ось Земли. На самом деле ось у Земли невидимая, воображаемая.

 А сейчас раскрутим спицу, удерживая ее за концы. Вот так вращается наша планета Земля. Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот.

 Именно за это время на смену утру приходит день, вечер, а потом наступает ночь.

 А как это происходит я вам покажу.

 Опыт №3: Фонариком светим на одну сторону шара, затем поворачиваем шар и светим на другую сторону.

 На той стороне Земли, которая обращена к солнцу – день, а на другой ее стороне – ночь.

 (Слайд «День – ночь») .

А теперь мы поговорим о таком понятии как стороны света.

 1. Какие стороны света вы знаете?

 2. Что у вас лежит на столе?

 (Пластилин, палочки) .

 А теперь вы слепите шар и проколите сверху вниз палочкой. Покажите верхнюю точку. Это Север. Северный полюс, покажите, где ось выходит из Земли - Это Южный полюс.

 (Слайд «Стороны света») .

 А теперь посмотрите на экран.

 (Слайд «Вращение земли вокруг солнца») .

 1. Что вы видите?

 2. Что происходит на земле за это время?

 3. Какие времена года вы знаете?

 4. Назовите зимние месяца?

 5. Назовите весенние месяца?

 6. Назовите летние месяца?

 7. Назовите осенние месяца?

 Воспитатель демонстрирует детям схему «Годовое вращение Земли вокруг Солнца».

 Слайд – схема «Годовое вращение Земли вокруг Солнца».

  За какое время наша Земля делает оборот вокруг Солнца?

  Сколько в году месяцев?

 Солнце дает мало солнечных лучей. Становиться холодно, разгулялся мороз, наступила … зима.

  Что происходит зимой?

 На этой картине видно, что лучи стали немного согревать нашу Землю, начал таять снег.

 Какое время года наступило?

  Там наступило?

 Но Земля не стоит на месте она бежит без остановки по орбите, постепенно на смену весне приходит жаркое…. лето.

  Что происходит летом в природе?

 Но планета продолжает свой путь и на смену лету приходит золотая…. осень.

  Какая погода бывает осень?

( Слайд «планеты Земля»)

 Ребята, а вы любите нашу планету? Почему?

  А какая она?

  А почему она голубая?

Нужно постоянно охранять нашу планету от загрязнения.

Опыт №4. «Смешиваются ли жидкости?».

- Ребята, налейте в стакан воды, добавьте растительного масла. Что получилось? Вода и масло образовали два отдельных слоя жидкости. А теперь осторожно пипеткой добавьте несколько капель красителя. Капли плавают в масле. Ложкой протолкните краситель сквозь масло. Капли лопаются, как только попадают в воду и начинают смешиваться с ней.

А что еще есть у нас на земле помимо воды?

Что же есть на нашей планете? Воздух

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

- Где еще есть воздух, почему мы ничего не видим, какие свойства у воздуха.

( дети перечисляют свойства воздуха: бесцветный , без запах, без вкуса)

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Опыт с воздухом №5

- Дуем в вертушку, вначале тихо. Что мы увидели? (вертушка пришла в движение)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)

 А вы у нас внимательные? Давайте поиграем в игру «Земля! Огонь! Воздух! Вода! »

 Игра «Земля! », «Огонь! », «Воздух! ». «Вода! ».

 По команде «Земля» - нужно присесть.

 По команде «Воздух» - сильно подуть.

 По команде «Вода» - делать движение руками.

 По команде «Огонь» - поднимаем руки и кружимся вокруг своей оси. Дети, я буду вас путать, называть одно, а показывать другое! Вы должны делать то, что я назову, а не покажу. Будьте внимательными.

(Слайд «Объемная земля, на которой видны, горы, леса и равнины»)

 Наша планета Земля живая и добрая. На ней живут  животные, люди. У  каждого человека  есть страна, в которой он живет.

- Ребята, а как называется наша Родина? Россия.

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, у нас есть малая родина.

 Малая родина это то место,  где мы с вами живём.

 Это наш город

 А как называется наша малая Родина?

 (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки?

Ведущая: я предлагаю вам вспомнить пословицы о Родине (это домашнее задание).

1-й ребенок: Родина - мать, умей за неё постоять!

2-й ребенок. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3-й ребенок. Нет земли краше, чем Родина наша

4-й ребенок. Народы нашей страны дружбой сильны.

5-й ребенок. Родина поучает. Родина выручает.

6-й ребенок. Жить - Родине служить.

7-й ребенок. Одна у человека мать, одна и Родина.

8-й ребёнок. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Мы должны охранять и любить нашу планету, как любим свою маму. Потому что больше в космосе нет такой живой и красивой планеты как наша Земля.

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:

 Давайте будем любить планету

 Другой такой ведь на свете нету.

 Развеем над нею и тучи и дым.

 В обиду ее никому не дадим.

 Воспитатель спрашивает детей об их впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию интересных исследований"

Предлагаю Вашему вниманию план-конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Часть1. (Инт...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное   развитие...

Путешествие в лабораторию по изучению воды

Актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель»...

Конспект занятия - экспериментирования "Путешествие в лабораторию тепла и света"

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»Программное содержание: продолжать знакомить детей  с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.Р...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» подготовительная группа.

Образовательная область: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Интеграция образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие»,« Художес...