Работа по самообразованию Тема «Интеграция образовательных областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, так познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий. И поэтому основной целью экологического воспитания детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; становление ценностей зож, овладение его элементарными нормами и правилами.
Поэтому интеграция физкультурной деятельности и экологического образования может решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_samoobrazovaniyu.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Образовательная область «Физическое развитие» и «Познавательное развитие»
Тема: «Интеграция образовательных областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования»
Срок реализации 2014 – 2015 у.г.
Выполнила:
воспитатель
Старостина Ольга
Васильевна
р.п. Шаранга
2014 г.
Введение
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Не маловажным является также принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
- с учётом интеграции образовательных областей ("Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие") ;
- в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- спецификой и возможностями образовательных областей.
Известно, что физкультурно-экологическая работа позволяет повысить уровень здоровья детей, за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей использовать физические упражнения в повседневной жизни, способствуют формированию у детей активного отношения к своему здоровью.
На основе интеграции физического образования и экологического воспитания был построен педагогический подход к организации физкультурно-экологической работы.
Главной целью физкультурно-экологического воспитания является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.
Задачи:
Задачи физического образования | Задачи экологического образования |
1.Формирование осознанного отношения к физическому развитию на основе знаний и представлений. | 1.Осуществление систематической работы с детьми по повышению уровня экологической грамотности. |
2.Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности на основе формирования и совер- шенствования двигательных навыков, развитие двигательных качеств и способностей. | 2.Формировать потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений. |
3.Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями. | 3.Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. |
4.Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. |
На основе интеграции физического образования и экологического воспитания был построен педагогический подход к организации физкультурно-экологической работы.
Актуальность темы.
Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, так познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий. И поэтому основной целью экологического воспитания детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; становление ценностей зож, овладение его элементарными нормами и правилами.
Поэтому интеграция физкультурной деятельности и экологического образования может решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Реализация интегрированного подхода возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Одним из таких условий является обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому образованию дошкольников.
Основная идея опыта создана в соответствии с темой инновационной деятельности в ДОУ «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическое развитие». Данная работа заключается в воспитании в каждом ребенке посредством экологического и физического образования важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и осознанное отношение к экологии и физическому развитию.
Исходя из вышесказанного, вытекает основная цель – воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонически и физически развитого, воспитание у него экологической образованности и культуры, формирование нравственно-эмоциональных установок и принципов, в процессе приобретения необходимого опыта в физическом развитии.
Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- Накапливанием и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ;
- Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Одним из существенных условий реализации физкультурно-экологической работы является осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельную сферы личности ребенка.
Основные направления работы:
В процессе физкультурно-экологической работы можно использовать такие формы:
- физкультурно-экологические занятия-прогулки («Путешествие в осенний лес», «Зимушка зима», «Лесная прогулка», «Весна – красна»).
- физкультурно-экологические досуги («В стране Здоровячков», «Чудесный цветок здоровья», «Экологический десант», «Земля – наш общий дом. Человек – часть природы в нем»)
- беседы экологической направленности («Правила друзей леса», «Природа и человек», «Наши умные помощники», «Мой четвероногий друг», «Снежная шуба для всего живого», «Человек – часть живой природы).
- прогулки-походы (взаимодействие с природой) : «На прогулку в зимний парк пойдем», «Листопад», «Идем в поход!».
- целевые экскурсии: ( «В гости к Лесовичку», целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить», целевая прогулка «Улицы нашего поселка», « Экскурсия в парковую зону»).
- Подвижные игры: («Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Мороз – красный нос», «Бездомный заяц», «Заря», «Перелет птиц», «Караси и щука»).
- Малоподвижные игры: («Ручеек», «Пингвины», «Птицы, рыбы, звери», «Летает, плавает, бегает», «Времена года»)
- Дыхательная гимнастика: ( "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" ).
Этапы работы:
1этап – подготовительный.
1.Создание картотеки экологических подвижных игр: ( «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мышеловка», «Стадо и волк», «Гуси – Лебеди», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Волк во рву» , «Лягушки и цапли», «Водяной», «Космонавты», «Сокол и голуби», «Птички и клетка», «Совушка», «Бездомный заяц»).
2. Оборудование в группе физкультурного уголка (шапочки животных, птиц, цветов, насекомых для имитации их движений и подвижных игр, и мячи, шнуры, разноцветные флажки, платочки, ленты, мешочки для метания, оздоровительная двигательная дорожка и др. – все для индивидуальной двигательной потребности детей).
3.Разработка физкультурно-экологических досугов, бесед на экологическую тему, тематическое планирование физкультурно-экологической работы.
2 этап – формирующий
Работа с детьми
месяц | тема | цели |
сентябрь | 1.Целевая экскурсия «В гости к Лесовичку» | Развивать познавательные и исследовательские способности |
2.Беседа «Природа и человек» | Формирование познавательных интересов, формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. | |
Октябрь | 1.Подвижные экоигры с музыкальным сопровождением | Дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. |
2.Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Путешествие в осенний лес» | Воспитывать бережное отношение к природе, формировать представление о природном явлении листопаде, способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе. | |
3.Беседа «Мой четвероногий друг» | Воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них, узнавать что-то новое, интересное. | |
4.Физкультурно-экологический досуг «В стране Здоровячков» | Формировать потребность в здоровом образе жизни. | |
ноябрь | 1.Целевая прогулка «По улицам нашего поселка» | Воспитывать любовь к родному поселку, желание знать его достопримечательности, красоту природы. |
2.Прогулка-поход «Листопад» | Формировать интерес к осенней природе, способности наблюдать. Развивать интерес к соревнованиям, эстафетам, способствовать удовлетворению потребности в движении. | |
декабрь | 1.Беседа «Снежная шуба для всего живого» | Расширять представления детей о защитных свойства снега. |
2.Физкультурно-экологический досуг «Зимние олимпийские игры» | Формирование нравственно - патриотических качеств у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством изучения зимних олимпийских видов спорта с участием в спортивном развлечении на улице «Зимние олимпийские игры». | |
январь | Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Зимушка-зима» | Развивать наблюдательность и способность делать элементарные обобщения. Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе. Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе. |
февраль | 1.Прогулка-поход «На прогулку в зимний парк пойдем» | Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх. |
март | 1.Подвижные народные экоигры | Развитие ловкости, формирование навыков общения. |
апрель | 1.Беседа «Правила друзей леса» | Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. |
2.Физкультурно-экологический досуг «Земля - наш общий дом. Человек – часть природы в нем» | Пропаганда экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды. | |
3.Целевая экскурсия «Экскурсия в парковую зону» | Предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о наблюдениях, проводившихся месяц назад; помочь составить коллективный рассказ о том, что изменилось в природе. Предложить детям рассказать пословицы, поговорки, стихотворения о весне. Послушать с детьми птичьи голоса. Полюбоваться пробуждением весны. | |
май | 1.Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Весна – красна» | Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе. |
2.Физкультурно-экологический досуг «Экологический десант» | Формирование двигательных навыков в соответствии с программой по физическому воспитанию. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды. | |
3.Целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить» | Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, способности применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности |
Работа с родителями:
месяц | тема | цель |
Сентябрь | «Физкультурное оборудование своими руками» | Дать рекомендации по изготовлению спортивного оборудования из бросового материала. |
Октябрь | Наглядное пособие «Знай, люби и береги». Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «В стране Здоровячков» | Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей. Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию физкультурно – экологических досугах. |
Декабрь | Экологическая газета на тему «Зимние забавы» Консультация «Зимние каникулы» | Заинтересовать родителей в выполнение домашних заданий вместе с детьми. Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности а прогулке в зимний период; дать советы по организации совместного двигательной деятельности на улице. |
Январь | Рекомендации «Идеи игр на свежем воздухе» Папка – передвижка «Закаливание» | Обогатить опыт родителей в организации совместной двигательной активности в зимние время года; способствовать укреплению детско-родительских отношений. Раскрыть основные факторы и методы закаливания, познакомить с многообразием технологий и методик закаливания детского организма. |
Март | Совместное участие в народных подвижных экоиграх. Памятка – рекомендация «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена? » | Способствовать укреплению детско – родительских отношений. Познакомить с основными факторами подбора рационального питания дошкольника, занимающегося спортом. |
Апрель | Посадка деревьев | Воспитывать желание к совместному труду |
Май | Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «Экологический десант» | Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию в физкультурно – экологических досугах. |
3 этап – показ презентации на педагогическом часе по теме: «Интеграция областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования».
Используемые источники
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» -2-е изд.//-Волгоград: Учитель,2008
2. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / -М.: Айрис-пресс, 2008
3. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, -2009
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду – М.: Издательство «Мозайка-Синтез»-1993
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
6. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / АГПИ им. А.П.Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006
7. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений //-М.: Просвещение, 2002
9. nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.
В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...
Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В связи с введением ФГОС ДО, коллектив нашего детского сада в своей работе руководствуется принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей высту...
Интеграция образовательных областей с ОО Физическое развитие
Основываясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), мною была определена связь (интегра...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Ра...
Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, коор...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабр...
Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...