Коррекционно-развивающая работа в ГКОУ РО детском доме «Аревик»
учебно-методический материал на тему

Особенности коррекционно - развивающий работы в специальном коррекционном детском доме для детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_obrazovanie_ili_korrektsionnaya_uchebno.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа  в ГКОУ РО детском доме «Аревик»

           Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
           Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов здоровья", а не "золотников болезни", по образному выражению Л.С.Выготского. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей  коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности педагога-психолога, воспитателя, социального педагога и учителя - дефектолога.

         Наше государственное коррекционное образовательное учреждение  специальный дошкольный детский дом для детей с интеллектуальной недостаточностью функционирует с 19…. На сегодняшний день у нас 4 группы, где воспитываются дети от 3 до 8 лет с умственной отсталостью  и различными сопутствующими заболеваниями. Детский дом работает по программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Л.В. Баряевой.


                    Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. В первую очередь - это процесс развития механизмов компенсации дефекта. Воспитание в детском доме не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Мы предлагаем несколько иной вариант. Во главу угла ставится личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:

  1. воспитательных мероприятий;
  2. психолого-педагогического сопровождения;
  3. предметно-развивающей  среды;

       Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаимоотношения умственно отсталых детей с окружающими называют и недостаточно глубокое понимание обществом проблемы интеллектуальной недостаточности, и наличие у детей целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Кроме того, при подготовке учащихся коррекционно-образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо используются компенсаторные возможности их психики, которые, по мнению Л.С.Выготского, тесно связаны с эмоциональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выраженное желание ее преодолеть, он становится более восприимчивым к коррекционной помощи.

             Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в группе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата. Педагоги осваивают «помогающее поведение», «помогающие отношения». Помогающие отношения, как они понимаются в психотерапии, характеризуются тем, что одна из сторон способствует другой стороне в личностном росте, развитии зрелости, лучшей жизнедеятельности, умении ладить с другими, развитии потенциальных внутренних возможностей. Такие отношения между ребенком и педагогом являются обязательными в коррекционных учреждениях. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку.

           Понимание, признание в ребенке человека - это самый главный вклад взрослого в его развитие. Вот почему педагог-психолог и учителя-дефектологи  заходят в группу  к детям и в дни, когда нет занятий, только для того, чтобы поприветствовать детей, пообщаться с ними, поинтересоваться успехами, настроением, самочувствием, поддержать. Каждое занятие нужно начинать  с признания, что встреча с детьми для вас радостна и приятна, что вы  ждали этой встречи, готовились к ней и надетесь на взаимность.

      Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности, что делает возможной передачу им необходимого социокультурного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...

Программа коррекционно- развивающих занятий познавательной сферы для детского сада.

Настоящее пособие представляет собой программу занятий с воспитанниками ДОУ . Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и эмоциональной сферы д...

Воспитательная система ГКОУ РО детского дома " Аревик"

В данной работе описана система воспитательной работы, проводимой в коррекционном детском доме " Аревик"...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Профессии работников детского сада» (лексическая тема «Детский сад»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи второго уровня. Понимание обращенной р...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...