Значение экологического сознания дошкольников в процессе формирования патриотических чувств
консультация (старшая группа) на тему

Кадерова Людмила Александровна

МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей:

 

«Значение экологического сознания дошкольников в процессе формирования патриотических чувств»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Подготовила:

                                                                             Учитель-логопед Кадерова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Саранск 2015

 

 

 

 

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский)

 

       Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Задачи: 1.Познакомить детей с различиями живого и неживого.

 2. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.

 3. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.

 4. Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

5. Знакомить с флорой и фауной родного края.

 

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно

     Идея приобщения человека к природе, к еѐ познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний.

Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно- образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка»,а также в самостоятельной деятельности детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий). И в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

 

Организация воспитательно-образовательного процесса при формировании экологического совсознания дошкольников:

v Рассматривание дидакт. картинок о природе

v Продуктивная деятельность на экологическую тему

v  Целевые прогулки и экскурсии

v Создание альбомов и гербариев.

v  Работа с календарем природы

v  Опыты и эксперименты

v Экологические досуги и праздники ,литературные вечера.

v Рассказы, чтение, беседы на экологическую тему

v  Труд в уголке природы и на участке

v Наблюдения в уголке природы и на прогулке

v Совместная деятельность воспитателя и детей

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослым и, формированию патриотических чувств.

Перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять ее просторы и красоты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»

                

Консультация для воспитателей:

«Значение экологического сознания дошкольников в процессе формирования патриотических чувств»

                                                                             Подготовила:

                                                                             Учитель-логопед Кадерова Л.А.

        Саранск 2015

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский)

       Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Задачи: 1.Познакомить детей с различиями живого и неживого.

 2. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.

 3. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.

 4. Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

5. Знакомить с флорой и фауной родного края.

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно

     Идея приобщения человека к природе, к еѐ познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний.

Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно- образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка»,а также в самостоятельной деятельности детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий). И в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

Организация воспитательно-образовательного процесса при формировании экологического совсознания дошкольников:

  • Рассматривание дидакт. картинок о природе
  • Продуктивная деятельность на экологическую тему
  •  Целевые прогулки и экскурсии
  • Создание альбомов и гербариев.
  •  Работа с календарем природы
  •  Опыты и эксперименты
  • Экологические досуги и праздники ,литературные вечера.
  • Рассказы, чтение, беседы на экологическую тему
  •  Труд в уголке природы и на участке
  • Наблюдения в уголке природы и на прогулке
  • Совместная деятельность воспитателя и детей

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослым и, формированию патриотических чувств.

Перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять ее просторы и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведения и культуры»

Презентация сценария «Табигатьне саклагыз!» для детей старшей группы в городском семинаре- практикуме « Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – экологического воспитания дошкольников....

Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Доклад "Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности"...