Формирование патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся в образовательном процессе
статья на тему

Герман Алеся Михайловна

Формы и методы организации работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovane_patrioticheskih_chuvstv.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся в образовательном процессе

А.М.Герман

                                        Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активной  самореализации на благо Отечества». Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот - это, прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как гражданственность.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются:

-создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

-сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну;

-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.;

-формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости.

Ее содержательная часть включает такие идеи: как создание воспитывающей среды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно - образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога;  самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и развитие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств.

Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки.

Формы гражданско-патриотического воспитания:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию выступают:

– родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

– индивидуальные и тематические консультации, тренинги;

– дни творчества детей и родителей, дни открытых дверей;

– практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников;

– телефон доверия – возможность обсудить важные для воспитания вопросы;

– привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

– проведение совместных внеклассных мероприятий;

– наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ.

Только целенаправленная, систематическая деятельность по формированию патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся позволит в будущем увидеть достойное поколение страны. Ведь  природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:Изд-во ЦГЛ, 2005.

2.Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192с.

4.ПедСовет №11, 2000.

5.ПедСовет №12, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...

Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...