Формирование патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся в образовательном процессе
статья на тему
Формы и методы организации работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovane_patrioticheskih_chuvstv.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся в образовательном процессе
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества». Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот - это, прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как гражданственность.
Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.
Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются:
-создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
-сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну;
-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.;
-формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости.
Ее содержательная часть включает такие идеи: как создание воспитывающей среды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно - образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога; самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и развитие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств.
Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки.
Формы гражданско-патриотического воспитания:
- беседы, классные часы, читательские конференции;
- тематические утренники, проведение совместных праздников;
- торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
- экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;
- смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
- просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- ролевые игры, проигрывание ситуаций;
- встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
- социальные акции, операции.
В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию выступают:
– родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
– индивидуальные и тематические консультации, тренинги;
– дни творчества детей и родителей, дни открытых дверей;
– практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников;
– телефон доверия – возможность обсудить важные для воспитания вопросы;
– привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
– проведение совместных внеклассных мероприятий;
– наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ.
Только целенаправленная, систематическая деятельность по формированию патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся позволит в будущем увидеть достойное поколение страны. Ведь природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:Изд-во ЦГЛ, 2005.
2.Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192с.
4.ПедСовет №11, 2000.
5.ПедСовет №12, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...
Значение экологического сознания дошкольников в процессе формирования патриотических чувств
МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» на тему: «Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»
Выступление на педсовете...
Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"
Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...
Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...