Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».
консультация по окружающему миру
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pr_ohr_akts.docx | 30.48 КБ |
ekologia.ppt | 921.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11" Шатурского муниципального района Московской области
Выступление (из опыта работы) на тему
«Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».
Подготовила воспитатель
МБОУ ДОД "Детский сад №11
Воробьева Ю.В.
Шатура 2018 г.
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – экологического воспитания дошкольников.
2 слайд «У ребенка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». В.А.Сухомлинский.
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь в таком контексте не шла.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. 3 слайд Цель экологического образования — формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Организуя работу по экологическому образованию дошкольников, Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. дифференцируют понятия «охраны природы» и «экологии».
4 слайд Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях. Ребенок узнает, что каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни, та как в переводе с греческого «экология» — это наука о доме. Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого живого организма.
На этапе дошкольного детства ребенок накапливает представления о разных формах жизни, у него закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Особое значение в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие, как взрослые, так и дети. 5 слайд Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. 6 слайд Задачи:
- Формировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. - Развивать интерес к родной природе, родного края. - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Привлечь родителей к участию в экологическом воспитании детей и совместному проведению акций.
Для работы по экологическим акциям я использовала следующие методы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеороликов; чтение художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических сказок; наблюдения; организация поисково-исследовательской деятельности, проведение опытов и пр.
7 слайд Рассмотрим значение природоохранных акций на примере одной, проведенных, в нашем ДОУ под названием «Поможем пернатым друзьям».
Наблюдение за детьми во время прогулки, экскурсии на территории ДОУ и вне его выявило варварское отношение детей к природе. Дети ломали ветки деревьев, разгоняли птиц, пугали и пытались напугать прибежавшую на участок кошку. Увидев такое отношение ко всему живому, было принято решение более глубоко и предметно ознакомить детей в доступной для них форме с некоторыми представителями живой природы (а именно птицами), объяснить её значимость, показать красоту, обучить правилам поведения в природе.
И самым понятным и действенным для детей, на мой взгляд, явилось проведение данной акции, девиз которой, «Легче птицам зимовать, если будем помогать!»
8 слайд Алгоритм проведения акции:
Цель - развитие экологической культуры у детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Задачи: формировать умения и навыки наблюдения за птицами; учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать птицам в трудное время.
объект (на что направлено) – птицы;
участники – дети, родители, воспитатель.
9 слайд Этапы: 1.Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала). (Рассматривание книг иллюстраций, презентаций по теме; обсуждение плана, рассматривание книг, дидактические игры)
Вывод: дети заинтересовались данной проблемой, признали, что не всегда хорошо относились к братьям нашим меньшим, обижали их.
10 слайд 2.Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности) В следствие которого происходило (Фото) рассматривание и отбор семян для подкормки птиц;
11 слайд проведение наблюдений за птицами,
12 слайд посещение краеведческого музея г. Шатуры,
13 слайд показ сказок о животных и птицах,
14 слайд изготовление кормушек с воспитателем и родителями,
15 слайд развешивание кормушек и подкормка птиц).
16 слайд 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.). Мы провели награждение участников. 17 слайд В итоге у детей развились и обогатились элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Дети стали увереннее ориентироваться в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступило понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
По окончании акции дети стали осторожнее общаться с живыми объектами, причинять им меньше неудобств, оберегать их привычные условия существования, стремятся предупредить негативные поступки, свои и младших дошкольников. С помощью взрослых вступают в активную защиту живого (не только птиц), пытаются поправить последствия неправильных действий (не пугать птиц и домашних животных, заходящих на участок, подкармливать птиц без напоминания, подбирая любимый ими корм, выявленный в результате наблюдения). Мотивом такого отношения выступает осознание детьми ценности живого, их гуманная позиция.
18 слайд На основании вышесказанного и рассмотренной акции хочется акцентировать внимание на следующем - до ребенка очень важно донести: -что каждый живой организм для своего существования нуждается в одновременном присутствии многих условий и нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению его состояния, а зачастую и к гибели; -что, по внешнему виду и поведению животных можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает; -если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность, поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия или насколько возможно улучшить их; -что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, таковыми они считаются только по отношению к человеку, поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование.
Например: «Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение не верно: в природе тараканы в природе выполняют важную функцию — они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных; – человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом.
Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только домашних, но и для свободно живущих организмов. А это прямо относится к природоохранным акциям, которые в настоящее время приобретают колоссальное значение в воспитании экологического сознания дошкольников - своей наглядностью, возможностью проследить положительные изменения в состояния животных, птиц, растений и тд. вследствие улучшения условий их жизни; сделать соответствующие выводы.
И в заключении с уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные на практике знания, осознают ответственность за последствия некоторых действий человека, растут не равнодушными к чужой беде.
19 слайд Пройдут годы, вырастут дети, и, хочется верить, что они навсегда сохранят в своём сердце любовь к родной природе, доброту и отзывчивость ко всему живому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. « У ребенка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному » . В.А.Сухомлинский .
Цель экологического образования — формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Организуя работу по экологическому образованию дошкольников, Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. дифференцируют понятия «охраны природы» и «экологии».
Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях.
Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения .
Задачи : - Формировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. - Развивать интерес к родной природе, родного края. - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. - Привлечь родителей к участию в экологическом воспитании детей и совместному проведению акций.
Рассмотрим значение природоохранных акций на примере одной, проведенных, в нашем ДОУ под названием «Поможем пернатым друзьям».
Алгоритм проведения акции: Цель - развитие экологической культуры у детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Задачи: формировать умения и навыки наблюдения за птицами; учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать птицам в трудное время. объект ( на что направлено) – птицы; участники – дети, родители, воспитатель.
Этапы 1.Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала). Обсуждение плана, рассматривание книг, дидактические игры.
2.Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности) В следствие которого происходило- Рассматривание и отбор семян для подкормки птиц.
Проведение наблюдений за птицами
Посещение краеведческого музея г. Шатуры.
Показ сказок о животных и птицах.
Изготовление кормушек с воспитателем и родителями.
Развешивание кормушек и подкормка птиц
3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.). Мы провели награждение участников и сделали фото-презентацию акции.
В итоге у детей развились и обогатились элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Дети стали увереннее ориентироваться в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступило понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
На основании вышесказанного и рассмотренной акции хочется акцентировать внимание на следующем - до ребенка очень важно донести: -что каждый живой организм для своего существования нуждается в одновременном присутствии многих условий и нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению его состояния, а зачастую и к гибели; -что, по внешнему виду и поведению животных можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает; -если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность, поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия или насколько возможно улучшить их; -что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, таковыми они считаются только по отношению к человеку, поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование .
Заключение Пройдут годы, вырастут дети, и, хочется верить, что они навсегда сохранят в своём сердце любовь к родной природе, доброту и отзывчивость ко всему живому.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему: «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников».
В этом материале я делюсь своим опытом по сохранению и оздоровлению детей 1 младшей группы....
выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».
Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...
Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...
Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....
Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции в формировании экологического сознания дошкольников»
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем...
Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...
Выступление из опыта работы на тему: «Значение и применение кукол бибабо в работе с детьми первой младшей группы»
Применение бибабо в ДОУ с детьми первой младшей группе...