Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» на тему: «Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»
учебно-методический материал

Сидоренко Анастасия

Выступление на педсовете 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_problema_patriot.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

 «Детский сад № 189 «Солнышко»

Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»  на тему:

«Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»

Подготовила: Сидоренко А.В.

воспитатель

Камень-на-Оби

«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая  подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия  действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. На нас, педагогов дошкольного образования, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею.

И мы, педагоги   МБДОУ «Детский сад №189» ведем постоянную систематичную работу  по воспитанию патриотизма у дошкольников. Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:
–интегрированные занятия;
–дидактические игры;
–познавательные игры;

–самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;- беседы

– экскурсии, целевые прогулки;
–совместные семейные праздники, развлечения;

Ведь  работа с родителями в этом вопросе очень актуальна, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

 Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Все наше не маленькое детсадовское сообщество (дети, законные представители, сотрудники) на протяжении многих лет реализуют приоритетное направление художественно-эстетическое развитие, через культурно-историческое наследие, нашедшее свое отражение в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. Что способствует  формированию патриотических убеждений и укреплению связей между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ведь главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

 «Детский сад № 189 «Солнышко»

Выступление на семинаре «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования  элементарных математических представлений у дошкольников»»

Подготовила: Сидоренко А.В.

воспитатель

Камень-на-Оби

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам, а так же остальным педагогам ДОУ.

Задачи:

  Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении организованной  образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

 Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время ООД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.

Таким образом, педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

 

Цель математического развития дошкольников

  Всестороннее развитие личности ребенка.

  Подготовка к успешному обучению в школе.

  Коррекционно-воспитательная работа.

 

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

2.  Формирование предпосылок математического мышления.

3.  Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

5.  Формирование начальных форм учебной деятельности.

 

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам стать непосредственными участниками игрового тренинга, выполнив задания которого, вы сможете, может быть, ответить на свои вопросы по затруднениям и выстроить свою систему организации формирования элементарных математических представлений у своих дошколят:

 

1 задание

Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).

 

2 задание

Участникам предлагается ответить на вопросы:

1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Принципы обучения математике

  Сознательность и активность.

  Наглядность.

  Деятельностный подход.

  Систематичность и последовательность.

  Прочность.

  Постоянная повторяемость.

  Научность.

  Доступность.

  Связь с жизнью.

  Развивающее обучение.

  Индивидуальный и дифференцированный подход.

  Коррекционная направленность и др.

 

2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

 

3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Особенности словесного метода:

Требования к речи воспитателя:

  эмоциональная;

  грамотная;

  доступная;

  четкая;

  достаточно громкая;

  приветливая;

  в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

  в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

  грамотная;

  понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

  с нужными математическими терминами;

  достаточно громкая...

Требования к вопросам воспитателя:

  точность, конкретность, лаконизм;

  логическая последовательность;

  разнообразие формулировок;

  небольшое, но достаточное количество;

  избегать подсказывающих вопросов;

  умело пользоваться дополнительными вопросами;

  давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

  краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

  на поставленный вопрос;

  самостоятельные и осознанные;

  точные, ясные;

  достаточно громкие;

  грамматически правильные...

 

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

 

4. Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

 Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

Вопросы к детям.

Словесные отчеты детей.

Предметно-практические и умственные действия.

Контроль и оценка.

 

5. Все занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

 

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

- Быть в достаточном количестве.

- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

 

Средства ФЭМП

1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

 

 

3 задание

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

- Правильно ли считал ребенок?

- Усвоил ли он счет до пяти?

- Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счета игрушки?

- В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопрос:

- Что неправильно сделал педагог?

- Предложите правильное поведение педагога.

3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: «Сколько у меня машин?». Дети отвечают: «Много».

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

- Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

- Какие ошибки были допущены воспитателем?

- Как нужно правильно организовать это занятие?

4) Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(Ответ: в младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Из опыта работы  Проектный метод в решении задачи ознакомления дошкольников с культурой народов мира...

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  в процессе  духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...

Выступление на педсовете"Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной технологии"

Закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» Круглый стол для педагогов ДОУ

laquo;Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»Круглый стол для педагогов ДОУ...