Статья на тему :Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
план-конспект занятия

Брюнеткина Светлана Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических и музыкальных чувств, связанная с любовью к родному городу, к родной природе.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, музыка должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Русский критик - демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма, считает приобщение ребенка к музыкальному искусству. Его значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.

Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Воспитание дошкольников призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процессе развития у детей способности чувствовать, понимать, оценивать явления искусства.

Важно уже в дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально- образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах приемах исполнительства. Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Это будет способствовать решению главной задачи музыкального восприятия детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней. Воспитательно-образовательный процесс, направлен на всестороннее развитие и формирование личности ребенка - его чувств, мыслей, сознания, складывающийся взглядов и отношений к окружающему.

С раннего возраста ребенок начинает вслушиваться в музыкальные звуки, постепенно овладевает свои голосом и движениями, согласовывая их с музыкой. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития, педагог постепенно усложняет перед ними задачи в соответствии с усложнением программных требований по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движением, игре на детских музыкальных инструментах. На каждом этапе ставятся свои практические задачи, отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются. Необходимо обеспечить ребенку всестороннее восприятие музыкального произведения, активизировать сознание, работу мысли, затронуть воображение, создать представление об исполнении песни, пьесы или музыкально-ритмического движения в целом.

В детском саду дети, соприкасаясь с музыкой, открывают для себя разнообразные формы творческой деятельности: слушают музыку, поют, учувствуют в хореографических и театральных постановках, музыкальных сказках, играют на музыкальных инструментах. Я очень люблю музыку П. И. Чайковского и хочу, чтобы дети могли услышать ее, почувствовать ее духовные истоки, проникнуться ее мудростью. «Детский альбом» оказался вполне доступным для детей среднего дошкольного возраста. «Игра в лошадки»«Марш деревянных солдатиков» - эти пьесы часто звучат на музыкальных занятиях. Ребята старших групп узнают об удивленно трепетном отношении композитора к природе по пьесам цикла «Времена года». Лирика, душевность, трепетность пьес «Подснежник»«Песнь жаворонка» и других произведений развивают фантазию, вкус, закладывают основы красоты и добра. Музыкальное воспитание в нашем детском саду неразрывно связано и с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура - это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника.

Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей.

Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания. Песни «Сторона моя» муз. И. Космачева, «Родная песенка» муз Ю. Чичкова и т д. пробуждают чувство любви к нашей Родине.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Пение народных песен например: «Пошла млада за водой», «В сыром бору тропинка»«Во кузнице» знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, систематическое исполнение способствует эстетическому воспитанию развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине. А участие детей в традиционных народных праздниках и театрализованных постановках дает возможность побывать в образах веселых, грустных, добрых или злых персонажей.

«Веселая ярмарка»«Осенние посиделки»«Широкая масленица»«Рождественские забавы» - праздники, которые мы проводим регулярно. Музыкальный материал подбираю тщательно, стараюсь, чтобы дети имели возможность через эмоции оценивать, анализировать поступки персонажей, усваивать, что такое «хорошо» и «что такое плохо».

Часто мы проводим и тематические занятия. Синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества помогает естественным путем влиять эмоционально патриотические переживания детей. Творческий вечер «Папа - гордость моя»«Этих дней не смолкнет слава»«Тепло материнского сердца»«Семейные традиции»«Мои года - моё богатство» (неделя пожилого человека) - такие занятия развивают творческое воображение, способность художественному взаимодействию с музыкой, посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова. И конечно, большое влияние оказывают на воспитание таких качеств характера детей как благородство, любовь к ближнему, открывают их сердца светлому, чистому, доброму.

Эффективным средством воспитания патриотических чувств являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители.

Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, что важно для его развития и воспитания патриотизма, развивает чувство собственного достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Самообразование по теме: " Формирование патриотических чувств у дошкольников "

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования....

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»...

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Доклад "Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности"...

Статья педагогического опыта «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Цель нашей педагогической работы – воспитание патриотической личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества....

Консультация для педагогов на тему «Формирование безопасного поведения у дошкольников в процессе музыкальной деятельности»

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных...