кружковая программа
рабочая программа (старшая группа) на тему
план работы с детьми в средней и старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_programma_volshebnye_kraski.docx | 405.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласованно: Советом педагогов № «___» ____________________201__г. | Утверждаю: Заведующий МДБОУ детский сад № 8 «Зоряночка» Месикова С.Ю. __________________ «____»_____________________201__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (рисование, аппликация, ручной труд кружок «Мир волшебных красок») |
Возраст обучающихся – 4-6 лет
Срок реализации – 2 года
Автор:
Воспитатель: Горячкина В.В.
Николаева Н.И.
.
Ессентуки 2014-2015г.г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел.
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Цель и задачи программы..……………………………………………………4
Принципы и подходы к формированию программы……..………………….5
Значимые характеристики программы……………………………………….7
2.Содержательный раздел.
Описание содержательной деятельности программы
Методы и формы работы………………………………………………………9
3.Организационный раздел.
Материально техническое обеспечение программы………………………..16
Учебный план………………………………………………………………….17
Диагностическая карта……………………………………………………….. 21
Перспективный план занятий кружка в средней группе……………………22
Перспективный план занятий кружка в старшей группе……………………31
Работа с родителями…………………………………………………………...41
Методическое обеспечение……………………………………………………42
1.Целевой раздел.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Практическая значимость программы состоит в том, что при обучении детей аппликации, ручному труду, рисованию происходит:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие умения использовать выразительные средства (цвет, ритм, композиция, симметрия) для создания художественного образа;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- воспитание зрительной культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно –
изобразительной деятельности.
Данная программа носит к художественно-эстетическую направленность.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
Привлечение детей, как к традиционным, так и нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и художественно - эстетическое развитие старших дошкольников.
Задачи:
- Образовательные
- знакомство детей с нетрадиционными техниками аппликации;
- обучение созданию образов из солёного теста;
- обучение нетрадиционным техникам рисования;
- расширение представления детей об окружающем мире.
- обучение детей навыкам работы с ножницами;
- знакомство детей с техникой торцевание.
- Воспитательные
- воспитание интереса к отображению представлений о природе в
изобразительной деятельности;
- воспитание любознательности и аккуратности;
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- формирование трудовых умений и навыков.
- Развивающие
- развитие образного мышления, творческого воображения;
- развитие чувства цвета, ритма, формы, композиции;
- развитие глазомера, мелкой моторики рук.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
предпосылок для развития познавательных интересов дошкольников. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Значение изобразительной деятельность и для нравственного
воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятия ею у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
- ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
Особенность программы заключается во взаимосвязи деятельности по рисованию, ручному труду, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и ручному труду имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Особенности возрастной группы детей, участвующей в программе.
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Большинство детей в этом возрасте уже имеют элементарное представление об искусстве и его видах. И способны к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения и развития продуктивного воображения.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
- Содержательный раздел.
2.1. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
1 раздел.
Рисование как традиционные методы, так и нетрадиционные (рисование ватными палочками, монополия, штампы картофелем, морковью)
- Рисование элементарных предметов (дерево, солнце и т.д.)
- Знакомство с техникой монополия.
- Создание орнамента из картофеля, моркови чередуя элементы.
- Создание живописных образов, используя в одной картине несколько техник.
2 раздел.
Ручной труд работы с природным материалом (шишки, каштаны,
листья)
3 раздел.
Аппликация из гофрированной бумаги, из ниток, из крупы, колготок, салфеток, из рваной бумаги, из мятой бумаги.
- Составление композиции из готовых элементов.
- Выбор самим ребенком цвета для фона. Беседа по сенсорному воспитанию.
- Знакомство с аппликацией из ваты, из рваной бумаги и т.д.
- Заполнение узора крупой (улитка). Правильная и аккуратная работа с материалами.
- Рисование клеем рисунка по замыслу, засыпая его манкой.
- Самостоятельное вырезание по шаблону.
- Самостоятельное составление композиции.
- Украшение салфетками.
2.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
Занятие состоит из двух частей:
- Теория (объяснение нового материала).
- Практика (изготовление подделок).
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
- работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация выставок детских работ
- создание и развитие детского коллектива;
- работа с родителями.
Детей среднего дошкольного возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография
1. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
5. Черно-белый граттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
6. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Правила рисования краской.
- Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним,
придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
- При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
- Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
- Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
- Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Правила рисования карандашом.
- Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним,
придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
- Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку
линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
- Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая
карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо
проводить одну линию несколько раз.
- Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с
остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
- Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда - обратно.
- Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
- При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
- 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
- Закрашивать рисунок без просветов.
- Закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш:
посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
Основные способы ручного труда.
- работа с природным материалом,
- работа с бумагой и картоном,
- работа с тестом,
- работа с бросовым материалом.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
- владеет приемами работы с различными материалами;
- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;
- умеет самостоятельно провести анализ поделки;
- использует свои конструктивные решения в процессе работы;
- учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
выполняет работу по замыслу;
- умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;
- показывает уровень воображения и фантазии;
- использует в работе разные способы ручного труда.
3.Организационный раздел.
3.1 МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оборудование и материалы:
- группа;
- столы;
- стулья;
- доска;
Необходимые технические средства обучения:
- магнитофон;
- СД диски с музыкой-релакс: «Звуки леса», «Пение птиц», «Шум дождя», «Морской прибой»
- ноутбук;
- проектор;
- подборка презентаций по темам: «Аппликация из природного материала», «Кляксография», «Монотипия», «Рисуем пальчиками», «Клеевые картинки», «Торцевание», «Бумагопластика»
Художественные материалы:
- краски разного состава (акварель, гуашь, пальчиковые)
- кисти для рисования № 1, № 2, № 6
- кисти для клея № 2, № 6
- ножницы
- ватные диски, губки
- простые карандаши
- бумага: гофрированная, цветная бумага; цветной картон
- ткань разной фактуры;
- нитки шерстяные, мулине;
- салфетки бумажные разных цветов;
- природный материал (каштаны, срезы веточек кустарников и деревьев, шишки, гербарий, скорлупа яиц);
- крупа (гречиха, пшено, манка, рис, горох);
- клей;
3.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Этапы программы
На подготовительном этапе усвоения знаний учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами (кисти, краски, стеки, ножницы, карандаши;
- пользоваться прикладным материалом (клей, бумага, нити, крупа и.д.).
На формирующем этапе:
- создавать композиции, образы из различных видов материалов;
- передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки и пропорции.
На заключительном этапе:
- совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности.
Прогнозируемые результаты
Предметные
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
Ручной труд – дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычном предмете.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомера.
- Овладеют навыками культуры труда, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Аппликация - создавать образы из кусочков рваной или мятой бумаги, раскладывать и аккуратно приклеивать бумажные формы, работать с разнообразным материалом (крупа, нитки и т.д.).
Рисование - правильно пользоваться кисточкой, карандашом, различать цвета уметь создавать одно - двух - и многоцветные выразительные образы работать в нетрадиционной техники.
Должны знать:
- название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
- названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; простейшие правила организации рабочего места;
- приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- иметь представление о геометрических фигурах, сравнивать фигуры между собой(отличительные особенности);
- виды изобразительной деятельности, знание о различных нетрадиционных техниках.
Метапредметные
- развитие художественно - образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
- самостоятельное определение цели своего обучения, формирование для себя новых задач в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании);
- осознанный выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач (освоение новых техник);
- развитие умения находить смысл в любом теоретическом материале по изобразительному искусству;
- проговаривание последовательности действий на занятии;
- ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
- добыча новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- применение экологического мышления при изготовлении изделия (теста, бумаги, ткани и. т.д.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
1 | Вводный урок. Техника безопасности. | 2 | |
2 | Аппликация из ниток | 6 | |
3 | Обрывная аппликация | 6 | |
4 | Аппликация из мятой бумаги | 4 | |
5 | Аппликация из крупы | 6 | |
6 | Аппликация из ваты | 4 | |
7 | Аппликация из солфеток | 4 | |
8 | Ручной труд из природного материала (шишки, каштаны) | 4 | |
9 | Ручной труд из бросового материала | 4 | |
10 | Рисование ватным тампоном | 4 | |
11 | Рисование пальчиками | 4 | |
12 | Рисование в технике «Монотипия» | 2 | |
13 | Рисование в технике «Кляксография» | 2 | |
14 | Орнамент (печать листьев) | 2 | |
15 | Рисование примаками | 2 |
ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Средний возраст (4-5 лет) | |
Количество занятий в неделю | 2 |
Время в минутах (неделя) | 40 |
Количество занятий в год | 72 |
Время в минутах (год) Время в часах (год) | 1440 минут 24 часа |
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н | К. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||
25 |
Н.- начало года
К.- конец года
Мониторинг проводиться 2 раза в год (декабрь, май). В процесса наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему. низкому.
Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
Низкий – выполняет отдельные элементы самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности
Перспективный план занятий кружка « Мир волшебных красок»
в средней группе
СЕНТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус |
ОКТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Оттиск печаткой из яблока | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Улитка
| Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Цыпленок | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
5 | Два петушка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
НОЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои любимые рыбки | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Первый снег | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Цыпленок | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
ДЕКАБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Зимний лес
| Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои рукавички | Оттиск печатками рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3-4 | Овечка
| Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками | Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ЯНВАРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Снежок
| Рисование свечой, акварель | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Снеговичок
| Комкание бумаги (скатывание)
| Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Чашка
| Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
3 | Ягоды и фрукты
| Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 | Плюшевый медвежонок | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
МАРТ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Солнышко
| Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Подснежники
| Акварель, восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
АПРЕЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Неваляшка
| Кисточка, пуговицы различной формы | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Подарок для кошки Мурки | Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
4 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
МАЙ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Черемуха
| Рисование ватными палочками, пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Салют | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Котенок
| Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка | Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 | Как я люблю одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычкование. | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Перспективный план занятий кружка «Мир волшебных красок»
в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | 1 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
2 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. | |
3 | Рисование «Растения в нашей группе»
| Оттиск поролоном | Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77 | |
4 | Рисование «Грибы в корзинке» | Рисунки ладошками | Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки | Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.25 | |
Октябрь | 1 | Рисование «Мое любимое дерево осенью» | Кляксография трубочкой,рисование пальчиками | Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37 |
2 | Рисование «Осень на опушке краски разводила»
| Печать листьев | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5
| |
3 | Рисование «Зачем человеку зонт» | Работа с трафаретом. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27 | |
4 | Рисование «Мой любимый свитер»
| Оттиск печатками, рисование ластиками
| Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.31 | |
Ноябрь | 1 | Рисование «Улетаем на юг» | Кляксография | Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29 |
2 | «Необычная посуда»
| Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122 | |
3 | Рисование «Обои в моей комнате»
| Оттиск печатками + поролон | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51 | |
4 | Рисование «Первый снег»
| Монотипия, рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39
| |
Декабрь | 1 | Рисование «Зимние напевы» | Набрызги | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5 |
2 | Рисование «Дымковская игрушка» (конь) | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45 | |
3 | Рисование «Елочка нарядная»
| Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47 | |
4 | Рисование солью «Дед Мороз» | Гуашь + соль | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38 | |
Январь | 1 | Рисование «Музыкальный рисунок» | Различные | Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30 |
2 | Рисование «Зимний лес» | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49 | |
3 |
Рисование «Морозный узор» | Восковые мелки + акварель | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43 | |
4 | Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»
| Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55 | |
Февраль | 1 | Рисование «Необычные машины» | Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124 |
2 | Рисование «Галстук для папы» | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73 | |
3 | Рисование «Зимние напевы» | Набрызг | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5 | |
4 | Рисование «Семеновские матрешки» | Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.65 | |
Март | 1 | Открытка для мамы «8 Марта»
| Печать по трафарету, воздушные фломастеры. | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63 |
2 | Рисование + аппликация «Моя семья» | По выбору | Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. | |
3 | Рисование «Веселые человечки» | Волшебные веревочки | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35
| |
4 | Рисование «Ранняя весна»
| Монотипия пейзажная | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | ||
Апрель | 1 | Рисование «Космический пейзаж»
| Граттаж | Научить новому способу получения изображения – граттажу. | |
2 | Рисование «Грачи прилетели»
| Печать ластиком | Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.79 | |
3 | Рисование гуашью с манкой «Ворона» | Гуашь + манка | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | Рисование «Аквариум» | Рисунки из ладошки | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75 | |
Май | 1 | Рисование «Праздничный салют над городом»
| Восковые мелки + акварель
| Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48 |
Рисование «Салют»
| Воздушные фломастеры | Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81
| ||
2 | Рисование «Красивый пейзаж»
| Рисование песком
| Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87 | |
3 | Рисование «Одуванчики в траве» | Тычок жесткой полусухой кистью + манка | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | Бабочка | Монотипия предметная | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.85 |
Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
на 2014-2015 год
Сентябрь
- «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (Рекомендации)
Октябрь
- «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание)
Ноябрь
- «Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)
Декабрь
- «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация)
Январь
- «Рисуем вместе с детьми» (Буклеты для родителей)
Февраль
- «Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер-класс)
Март
- «Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)
Апрель
- «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)
Май
- «Наш семейный портрет» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) .
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Лыкова И.А Сфера Москва2007
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Творчески центр Сфера Москва 2007.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление «Дошкольное воспитание» – 1994. – № 1. – С. 17-19.
- Богатеева З.А «Чудесные поделки из бумаги» Изд-во Просвещение 1992.
- Ветлугина Н. А.. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
- Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
- Григорьева Г.Г Практикум по изобразительной деятельности дошкольника. Издательский центр «Академия» 2001.
- Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
- Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. 77 стр. 2007
- Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских
дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Москва 2007 Творческий центр Сфера.
- Петрова И. М. Объемная аппликация. Санкт-Петербург. Издательство «Детство – Пресс»
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика: учебно-практическое пособие. Изд-во: Педагогическое общество России (Центральный совет), Центр педагогического образования, 2007.
- Шахова Н.В Художественная аппликация и узоры из бумаги- БАО ПРЕСС РИПОЛ Классик Москва 2006.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду ч. 1 и 2
Москва 2007 Издательство: Скрипторий
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду Автор: Никитина А.В. Издательство: Каро. Год: 2010
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике издательство Скрипторий 2003 Пищикова Н.Г.
- Детский дизайн: поделки из бросового материала издательство Скрипторий 2003 Давыдова Г.Н.
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике-3 издательство Скрипторий 2003 Пищикова Н.Г.
- Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя,
И. В. Новикова Издательство: Академия Развития 2008
- Конструирование из природного материала в детском саду
- И.В. Новикова Издательство: Академия Развития 2008
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская кружковая программа "Хотелки-Умелки" по квиллингу
Данная программа расчитана на три года обучения. Обучаю детей с 4-5 лет. Со средней группы учу детей творить волшебные, чудесные поделки из бумажных лент. К концу подготовительной к школе группе, дети...
Кружковая программа "Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет"
совершенствование звукопроизношения у детей 4-5 лет...
Кружковая программа "Театральная мозаика"
Программа создана для детей разного возраста в детском саду....
Рабочая кружковая программа "Грамотейка"
Рабочая программа "Грамотейка"...
Кружковая программа "Маленький патриот"
Программа кружка для второй младшей группы...
Кружковая программа "Волшебные пальчики"
Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторик...
"Колыбельная открытий" 1 младшая кружковая программа
Воспитание человека начинается с его рождения:Он еще не говорит, еще не слушает,Но уже учится. Жан-Жак Р...