кружковая программа
рабочая программа (старшая группа) на тему
план работы с детьми в средней и старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 405.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласованно: Советом педагогов № «___» ____________________201__г. | Утверждаю: Заведующий МДБОУ детский сад № 8 «Зоряночка» Месикова С.Ю. __________________ «____»_____________________201__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (рисование, аппликация, ручной труд кружок «Мир волшебных красок») |
Возраст обучающихся – 4-6 лет
Срок реализации – 2 года
Автор:
Воспитатель: Горячкина В.В.
Николаева Н.И.
.
Ессентуки 2014-2015г.г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел.
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Цель и задачи программы..……………………………………………………4
Принципы и подходы к формированию программы……..………………….5
Значимые характеристики программы……………………………………….7
2.Содержательный раздел.
Описание содержательной деятельности программы
Методы и формы работы………………………………………………………9
3.Организационный раздел.
Материально техническое обеспечение программы………………………..16
Учебный план………………………………………………………………….17
Диагностическая карта……………………………………………………….. 21
Перспективный план занятий кружка в средней группе……………………22
Перспективный план занятий кружка в старшей группе……………………31
Работа с родителями…………………………………………………………...41
Методическое обеспечение……………………………………………………42
1.Целевой раздел.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Практическая значимость программы состоит в том, что при обучении детей аппликации, ручному труду, рисованию происходит:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие умения использовать выразительные средства (цвет, ритм, композиция, симметрия) для создания художественного образа;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- воспитание зрительной культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно –
изобразительной деятельности.
Данная программа носит к художественно-эстетическую направленность.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
Привлечение детей, как к традиционным, так и нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и художественно - эстетическое развитие старших дошкольников.
Задачи:
- Образовательные
- знакомство детей с нетрадиционными техниками аппликации;
- обучение созданию образов из солёного теста;
- обучение нетрадиционным техникам рисования;
- расширение представления детей об окружающем мире.
- обучение детей навыкам работы с ножницами;
- знакомство детей с техникой торцевание.
- Воспитательные
- воспитание интереса к отображению представлений о природе в
изобразительной деятельности;
- воспитание любознательности и аккуратности;
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- формирование трудовых умений и навыков.
- Развивающие
- развитие образного мышления, творческого воображения;
- развитие чувства цвета, ритма, формы, композиции;
- развитие глазомера, мелкой моторики рук.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
предпосылок для развития познавательных интересов дошкольников. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Значение изобразительной деятельность и для нравственного
воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятия ею у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
- ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
Особенность программы заключается во взаимосвязи деятельности по рисованию, ручному труду, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и ручному труду имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Особенности возрастной группы детей, участвующей в программе.
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Большинство детей в этом возрасте уже имеют элементарное представление об искусстве и его видах. И способны к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения и развития продуктивного воображения.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
- Содержательный раздел.
2.1. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
1 раздел.
Рисование как традиционные методы, так и нетрадиционные (рисование ватными палочками, монополия, штампы картофелем, морковью)
- Рисование элементарных предметов (дерево, солнце и т.д.)
- Знакомство с техникой монополия.
- Создание орнамента из картофеля, моркови чередуя элементы.
- Создание живописных образов, используя в одной картине несколько техник.
2 раздел.
Ручной труд работы с природным материалом (шишки, каштаны,
листья)
3 раздел.
Аппликация из гофрированной бумаги, из ниток, из крупы, колготок, салфеток, из рваной бумаги, из мятой бумаги.
- Составление композиции из готовых элементов.
- Выбор самим ребенком цвета для фона. Беседа по сенсорному воспитанию.
- Знакомство с аппликацией из ваты, из рваной бумаги и т.д.
- Заполнение узора крупой (улитка). Правильная и аккуратная работа с материалами.
- Рисование клеем рисунка по замыслу, засыпая его манкой.
- Самостоятельное вырезание по шаблону.
- Самостоятельное составление композиции.
- Украшение салфетками.
2.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
Занятие состоит из двух частей:
- Теория (объяснение нового материала).
- Практика (изготовление подделок).
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
- работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация выставок детских работ
- создание и развитие детского коллектива;
- работа с родителями.
Детей среднего дошкольного возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография
1. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к
штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
5. Черно-белый граттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
6. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Правила рисования краской.
- Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним,
придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
- При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
- Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
- Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
- Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Правила рисования карандашом.
- Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним,
придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
- Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку
линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
- Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая
карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо
проводить одну линию несколько раз.
- Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с
остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
- Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда - обратно.
- Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
- При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
- 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
- Закрашивать рисунок без просветов.
- Закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш:
посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
Основные способы ручного труда.
- работа с природным материалом,
- работа с бумагой и картоном,
- работа с тестом,
- работа с бросовым материалом.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
- владеет приемами работы с различными материалами;
- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;
- умеет самостоятельно провести анализ поделки;
- использует свои конструктивные решения в процессе работы;
- учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
выполняет работу по замыслу;
- умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;
- показывает уровень воображения и фантазии;
- использует в работе разные способы ручного труда.
3.Организационный раздел.
3.1 МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оборудование и материалы:
- группа;
- столы;
- стулья;
- доска;
Необходимые технические средства обучения:
- магнитофон;
- СД диски с музыкой-релакс: «Звуки леса», «Пение птиц», «Шум дождя», «Морской прибой»
- ноутбук;
- проектор;
- подборка презентаций по темам: «Аппликация из природного материала», «Кляксография», «Монотипия», «Рисуем пальчиками», «Клеевые картинки», «Торцевание», «Бумагопластика»
Художественные материалы:
- краски разного состава (акварель, гуашь, пальчиковые)
- кисти для рисования № 1, № 2, № 6
- кисти для клея № 2, № 6
- ножницы
- ватные диски, губки
- простые карандаши
- бумага: гофрированная, цветная бумага; цветной картон
- ткань разной фактуры;
- нитки шерстяные, мулине;
- салфетки бумажные разных цветов;
- природный материал (каштаны, срезы веточек кустарников и деревьев, шишки, гербарий, скорлупа яиц);
- крупа (гречиха, пшено, манка, рис, горох);
- клей;
3.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Этапы программы
На подготовительном этапе усвоения знаний учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами (кисти, краски, стеки, ножницы, карандаши;
- пользоваться прикладным материалом (клей, бумага, нити, крупа и.д.).
На формирующем этапе:
- создавать композиции, образы из различных видов материалов;
- передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки и пропорции.
На заключительном этапе:
- совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности.
Прогнозируемые результаты
Предметные
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
Ручной труд – дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычном предмете.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомера.
- Овладеют навыками культуры труда, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Аппликация - создавать образы из кусочков рваной или мятой бумаги, раскладывать и аккуратно приклеивать бумажные формы, работать с разнообразным материалом (крупа, нитки и т.д.).
Рисование - правильно пользоваться кисточкой, карандашом, различать цвета уметь создавать одно - двух - и многоцветные выразительные образы работать в нетрадиционной техники.
Должны знать:
- название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
- названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; простейшие правила организации рабочего места;
- приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- иметь представление о геометрических фигурах, сравнивать фигуры между собой(отличительные особенности);
- виды изобразительной деятельности, знание о различных нетрадиционных техниках.
Метапредметные
- развитие художественно - образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
- самостоятельное определение цели своего обучения, формирование для себя новых задач в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании);
- осознанный выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач (освоение новых техник);
- развитие умения находить смысл в любом теоретическом материале по изобразительному искусству;
- проговаривание последовательности действий на занятии;
- ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
- добыча новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- применение экологического мышления при изготовлении изделия (теста, бумаги, ткани и. т.д.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
1 | Вводный урок. Техника безопасности. | 2 | |
2 | Аппликация из ниток | 6 | |
3 | Обрывная аппликация | 6 | |
4 | Аппликация из мятой бумаги | 4 | |
5 | Аппликация из крупы | 6 | |
6 | Аппликация из ваты | 4 | |
7 | Аппликация из солфеток | 4 | |
8 | Ручной труд из природного материала (шишки, каштаны) | 4 | |
9 | Ручной труд из бросового материала | 4 | |
10 | Рисование ватным тампоном | 4 | |
11 | Рисование пальчиками | 4 | |
12 | Рисование в технике «Монотипия» | 2 | |
13 | Рисование в технике «Кляксография» | 2 | |
14 | Орнамент (печать листьев) | 2 | |
15 | Рисование примаками | 2 |
ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Средний возраст (4-5 лет) | |
Количество занятий в неделю | 2 |
Время в минутах (неделя) | 40 |
Количество занятий в год | 72 |
Время в минутах (год) Время в часах (год) | 1440 минут 24 часа |
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н | К. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||
25 |
Н.- начало года
К.- конец года
Мониторинг проводиться 2 раза в год (декабрь, май). В процесса наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему. низкому.
Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
Низкий – выполняет отдельные элементы самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности
Перспективный план занятий кружка « Мир волшебных красок»
в средней группе
СЕНТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус |
ОКТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Оттиск печаткой из яблока | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Улитка
| Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Цыпленок | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
5 | Два петушка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
НОЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои любимые рыбки | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Первый снег | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Цыпленок | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
ДЕКАБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Зимний лес
| Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои рукавички | Оттиск печатками рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3-4 | Овечка
| Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками | Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ЯНВАРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Снежок
| Рисование свечой, акварель | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Снеговичок
| Комкание бумаги (скатывание)
| Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Чашка
| Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
3 | Ягоды и фрукты
| Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 | Плюшевый медвежонок | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
МАРТ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Солнышко
| Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Подснежники
| Акварель, восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
АПРЕЛЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Неваляшка
| Кисточка, пуговицы различной формы | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Подарок для кошки Мурки | Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
4 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
МАЙ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Черемуха
| Рисование ватными палочками, пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | Салют | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | Котенок
| Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка | Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 | Как я люблю одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычкование. | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Перспективный план занятий кружка «Мир волшебных красок»
в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | 1 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
2 | Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. | |
3 | Рисование «Растения в нашей группе»
| Оттиск поролоном | Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77 | |
4 | Рисование «Грибы в корзинке» | Рисунки ладошками | Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки | Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.25 | |
Октябрь | 1 | Рисование «Мое любимое дерево осенью» | Кляксография трубочкой,рисование пальчиками | Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37 |
2 | Рисование «Осень на опушке краски разводила»
| Печать листьев | Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5
| |
3 | Рисование «Зачем человеку зонт» | Работа с трафаретом. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27 | |
4 | Рисование «Мой любимый свитер»
| Оттиск печатками, рисование ластиками
| Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.31 | |
Ноябрь | 1 | Рисование «Улетаем на юг» | Кляксография | Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29 |
2 | «Необычная посуда»
| Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122 | |
3 | Рисование «Обои в моей комнате»
| Оттиск печатками + поролон | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51 | |
4 | Рисование «Первый снег»
| Монотипия, рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39
| |
Декабрь | 1 | Рисование «Зимние напевы» | Набрызги | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5 |
2 | Рисование «Дымковская игрушка» (конь) | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45 | |
3 | Рисование «Елочка нарядная»
| Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47 | |
4 | Рисование солью «Дед Мороз» | Гуашь + соль | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38 | |
Январь | 1 | Рисование «Музыкальный рисунок» | Различные | Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30 |
2 | Рисование «Зимний лес» | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49 | |
3 |
Рисование «Морозный узор» | Восковые мелки + акварель | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43 | |
4 | Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»
| Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55 | |
Февраль | 1 | Рисование «Необычные машины» | Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124 |
2 | Рисование «Галстук для папы» | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73 | |
3 | Рисование «Зимние напевы» | Набрызг | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5 | |
4 | Рисование «Семеновские матрешки» | Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.65 | |
Март | 1 | Открытка для мамы «8 Марта»
| Печать по трафарету, воздушные фломастеры. | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63 |
2 | Рисование + аппликация «Моя семья» | По выбору | Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. | |
3 | Рисование «Веселые человечки» | Волшебные веревочки | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35
| |
4 | Рисование «Ранняя весна»
| Монотипия пейзажная | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | ||
Апрель | 1 | Рисование «Космический пейзаж»
| Граттаж | Научить новому способу получения изображения – граттажу. | |
2 | Рисование «Грачи прилетели»
| Печать ластиком | Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.79 | |
3 | Рисование гуашью с манкой «Ворона» | Гуашь + манка | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | Рисование «Аквариум» | Рисунки из ладошки | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75 | |
Май | 1 | Рисование «Праздничный салют над городом»
| Восковые мелки + акварель
| Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48 |
Рисование «Салют»
| Воздушные фломастеры | Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81
| ||
2 | Рисование «Красивый пейзаж»
| Рисование песком
| Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87 | |
3 | Рисование «Одуванчики в траве» | Тычок жесткой полусухой кистью + манка | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. | ||
4 | Бабочка | Монотипия предметная | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.85 |
Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
на 2014-2015 год
Сентябрь
- «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (Рекомендации)
Октябрь
- «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание)
Ноябрь
- «Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)
Декабрь
- «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация)
Январь
- «Рисуем вместе с детьми» (Буклеты для родителей)
Февраль
- «Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер-класс)
Март
- «Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)
Апрель
- «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)
Май
- «Наш семейный портрет» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) .
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Лыкова И.А Сфера Москва2007
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Творчески центр Сфера Москва 2007.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление «Дошкольное воспитание» – 1994. – № 1. – С. 17-19.
- Богатеева З.А «Чудесные поделки из бумаги» Изд-во Просвещение 1992.
- Ветлугина Н. А.. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
- Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
- Григорьева Г.Г Практикум по изобразительной деятельности дошкольника. Издательский центр «Академия» 2001.
- Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
- Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. 77 стр. 2007
- Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских
дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Москва 2007 Творческий центр Сфера.
- Петрова И. М. Объемная аппликация. Санкт-Петербург. Издательство «Детство – Пресс»
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика: учебно-практическое пособие. Изд-во: Педагогическое общество России (Центральный совет), Центр педагогического образования, 2007.
- Шахова Н.В Художественная аппликация и узоры из бумаги- БАО ПРЕСС РИПОЛ Классик Москва 2006.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду ч. 1 и 2
Москва 2007 Издательство: Скрипторий
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду Автор: Никитина А.В. Издательство: Каро. Год: 2010
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике издательство Скрипторий 2003 Пищикова Н.Г.
- Детский дизайн: поделки из бросового материала издательство Скрипторий 2003 Давыдова Г.Н.
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике-3 издательство Скрипторий 2003 Пищикова Н.Г.
- Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя,
И. В. Новикова Издательство: Академия Развития 2008
- Конструирование из природного материала в детском саду
- И.В. Новикова Издательство: Академия Развития 2008
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская кружковая программа "Хотелки-Умелки" по квиллингу
Данная программа расчитана на три года обучения. Обучаю детей с 4-5 лет. Со средней группы учу детей творить волшебные, чудесные поделки из бумажных лент. К концу подготовительной к школе группе, дети...

Кружковая программа "Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет"
совершенствование звукопроизношения у детей 4-5 лет...

Кружковая программа "Театральная мозаика"
Программа создана для детей разного возраста в детском саду....
Рабочая кружковая программа "Грамотейка"
Рабочая программа "Грамотейка"...

Кружковая программа "Волшебные пальчики"
Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторик...

"Колыбельная открытий" 1 младшая кружковая программа
Воспитание человека начинается с его рождения:Он еще не говорит, еще не слушает,Но уже учится. Жан-Жак Р...