"Колыбельная открытий" 1 младшая кружковая программа
опыты и эксперименты (младшая группа)

Мезенцева Елена Леонидовна

Воспитание человека начинается с его рождения:

Он еще не говорит, еще не слушает,

Но уже учится.

                           Жан-Жак Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnaya_otkrytiy_programma_mladshaya_gr.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Канашская СОШ»

Программа кружка

«Колыбельная открытий»

(для детей ясельной группы 2-3 лет)

                                                        Воспитатель: Мезенцева Елена Леонидовна

2019 – 2020гг.

Пояснительная записка

Воспитание человека начинается с его рождения:

Он ещё не говорит, ещё не слушает,

Но уже учится.

Жан-Жак Руссо

(французский философ)

     Младенчество и ранний возраст имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей. Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка. Свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей: - сенсомоторной потребности; - потребность в эмоциональном контакте; - потребности во взаимодействии и общении со взрослыми: игровое и деловое общение. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

Так в младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

 На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы.

Актуальность:

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста. Поэтому для наилучшего усвоения и получения знаний в развитии малышей, я решила использовать детский фольклор. 

Детский фольклор - это уникальное по своему разнообразию явление, в котором сосуществует множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребенка. У каждого жанра своя история и свое назначение. Одни появились в глубокой древности, другие – совсем недавно. Одни призваны развлекать, другие – чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, является "шуточным подражанием серьезному делу взрослых": средством подготовки детей к жизни.

Жанры детского фольклора: потешки, пестушки, заклички, загадки, колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, считалочки. Все это — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В нем заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким детям. Отлично развивается речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность. Здесь заложен и тонкий педагогический смысл. У детей формируется интерес к красоте объектов, дети удивляются, радуются, замечают яркие признаки, свойства. Выполняют отдельные обследовательские действия, знакомятся с окружающим миром, природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.

Все это позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 лет).

Кружковые занятия проводятся по 10 минут, во второй половине дня, один раз в неделю, а также в течение дня в разных видах деятельности и режимных моментах.

Участники проекта: Дети группы, родители, воспитатели.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Ожидаемые результаты работы:

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса;

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

ЦЕЛЬ КРУЖКА: развивать познавательные способности детей и интерес к окружающему миру посредством активизации словаря жанрами детского фольклора.

ЗАДАЧИ КРУЖКА:

1. Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);

2. Формировать предметно-практические и игровые действия;

3. Развивать речевое общение;

4. Развивать уверенность в себе;

5. Способствовать развитию детского коллектива и навыков взаимодействия со взрослым;

6.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к сверстникам.

Механизм реализации: для достижения поставленной цели на подготовительном этапе (сентябрь):

-подобрать материал с учетом возраста детей;

-разработать конспекты занятий;

-составить картотеку;

 -ознакомить родителей с целями и задачами проекта;

-подобрать консультации для родителей.

На основном этапе (октябрь – апрель):

-организовать работу, с использованием жанров детских фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты и образовательную деятельность.

Заключительный этап (май): подведение итогов

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 учебный год.

Сентябрь:

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Октябрь:

Консультация: Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем: игры с потешками дома».

Ноябрь:  «Развиваем мелкую моторику».

Декабрь:

Раздел в уголке для родителей «Учите с нами».

Январь:

Консультация: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста».

Февраль:

Беседы о значимости детского фольклора во всестороннем развитии ребенка.

Март:

Фотовыставка: «Мы экспериментируем».

Апрель:

Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку, отгадай загадки».

Май:

Оформление информационно-аналитической папки.

Пополнение уголка детского экспериментирования.

Тематический план кружка

сроки

тема

материал

Сентябрь

«Осень в гости к нам пришла»

1. Песенка-закличка: «Осень, осень, в гости просим»

2. Русская народная сказка «Репка» (настольный театр)
3. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

4. Опыт: «Каким свойством обладают сухие листья?»

Октябрь

«Дождик»

1. Потешка: «Ой, лады, лады, лады»,
2. Потешка «Дождик»
3.
 Логоритмика «Дождик: кап!»

4. Опыт: «Волшебница вода»

Ноябрь

Домашние животные

1.Пальчиковая игра «Кролик» 
2.Знакомство с загадками о домашних животных

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр)
4. Пальчиковая игра «Котик»
5.
 «Кто, что ест?»

Декабрь

Дикие животные 

1. Потешка «Зайка серенький сидит»
2. Логоритмика «Муравьиная зарядка»
3. Русская народная сказка «Три медведя» (кукольный театр)
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

5. «Кто где живет?»

Январь

Человек – живой организм

1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
2. «Это я», пальчиковая игра «Варежка»                                                                                                 3. Пальчиковая гимнастика «Части тела» 

4. Человек-живой организм

5. Опыт: «Холодный-теплый»

Февраль

Представления о предметах ближайшего окружения

1.Пальчиковая игра «Дом»

2.Пальчиковая гимнастика «Мебель»

3. «Бычок – смоляной бочок» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4. Опыт: «Поплывѐт или утонет?»

Март

Неживая природа


1. Упражнение «Замок»
2. Разучивание заклички: «Весна, весна красна»


3. Бусы для мамочки из красивых камешков
4. Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» (кукольный театр)
5. Опыт: «Какие бывают камни?»

Апрель

Погодные явления

1. Песенка «Солнышко».
2. Логоритмика «Кузнечики»
3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
4. Опыт на прогулке: «Солнечные зайчики»

Май

Мир вокруг нас

1. Потешка «У оленя дом большой»
2. Загадывание загадок о погодных явлениях
3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций)
4. Опыт: «Какой бывает песок?»


Приложения.

сентябрь 1. Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости
Недель восемь,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём. 

2. Русская народная сказка «Репка» (настольный театр)

3. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

4. Опыт: «Каким свойством обладают сухие листья?»

Цель: Помочь детям выявить свойства сухих листьев (тѐмная окраска, шершавые, лѐгкие, шуршат, крошатся). Развивать мелкую моторику, умение сравнивать, делать простейшие выводы и умозаключения. Содействовать эстетическому восприятию объектов природы.

Оборудование: Ёмкость с собранной сухой листвой, сорванные с дерева листья, поднос.

Ход: Щенок Дружок обращается к детям. «Ребята, я шел сегодня к вам в детский сад и услышал чей-то тоненький голосок. Это опавшие листья лежали на земле и грустили о том, что заканчивается осень и больше им не поиграть с ветром и солнышком. Мне стало их очень жаль, и я решил принести их сюда».                                                               Воспитатель: «Молодец, Дружок, что принѐс нам эти сухие листочки. С ними можно интересно поиграть».

Игра: «Как шуршат листочки»- дети опускают руки в таз с сухими листьями и перебирают их. Вопросы: «Что вы слышите? (Шуршание). Почему листочки издают такой звук? ( Они сухие).

Игра: «Сделаем ковѐр».                                                                                               Воспитатель: Возьмите сухие листья в ладошки и сожмите их. Какие они на ощупь? (Шершавые). Разомните их пальчиками. Что у вас получилось? (Крошки). Рассыпайте частички на подносе -получится ковѐр из сухих листьев. Вывод. «Сухие листья шершавые, шуршат и крошатся».


октябрь 1. Потешка «Ой, лады, лады, лады» 
Ой, лады, лады, лады, 
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся, 
Маме улыбаемся! 

2. Потешка «Дождик»
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности,
особенно эффектно и весело это делать по воде)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(теперь несильно постучите ладошками)
Си-и-ильный, си-и-ильный,
Си-и-ильный ли-и-ивень
(громко стучите ладошками)
Гром, гром, гром!
(хлопайте в ладоши)
В небе молния кругом! (поднимите руки вверх и потрясите ими)

3.  Логоритмика «Дождик: кап!»

Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап!

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять:

Мы промочим ножки.

Чтобы не промокли ножки, что мы на них наденем?

Наденем на ножки

Новые сапожки

И пойдем, пойдем гулять,

Веселый дождик догонять.

4. Опыт: «Волшебница вода»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Оборудование: Разведенная краска разных цветов, кисточки, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход: Щенок Дружок приносит детям баночки с краской. «Ребята, для чего нам нужны краски? (Чтобы рисовать). А я красками не только рисую: краски помогают мне получать разноцветную водичку. Хотите, я и вас научу?» Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (Вода). Какой цвет имеет вода? (Вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (Добавить краску)». При помощи кисточек дети набирают краску и размешивают воду; наблюдают, как вода меняет окраску.

Игровое задание: «Определи, каким цветом раскрасили воду». Воспитатель: «Каким цветом вода в стаканчике у Вани? Почему она стала красной?» Воспитатель предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (Вода примет цвет молока и станет белой).

Ноябрь 1.Пальчиковая игра «Кролик»
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)
Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) 
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)
Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")
Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)
Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")
Слышит шаги и лисиц, и волков, 
Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)

2. Знакомство с загадками о домашних животных
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)
Спереди — пятачок, сзади — крючок, посередине — спинка, на спинке — щетинка. (Свинья)
Мягкие лапки, а в лапках — царапки, зелёные глаза — всем мышам — гроза. (Кошка)
Хоть крепки мои копыта и остры мои рога, я добра и не сердита, нравом вовсе не строга. В поле я мычу: "Му-му! Молочка налить кому?" (Корова)

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Котик» 
Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)
Тёпленький животик, подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) 
Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши )
Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами )
Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)

5. Кто что ест? Развивать познавательный интерес и воображение

декабрь 1.Потешка «Зайка серенький сидит» 
Зайка серенький сидит, 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так 
Он ушами шевелит! 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть. 
Вот так, вот так, 
Надо лапочки погреть! 
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, 
Надо зайке поскакать! 
Зайку волк испугал! 
Зайка тут же убежал! 
2. Логоритмика «Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза,сидя на корточках), 
Потянулись (встают, потягиваются). 
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки)
Новый начался денек!
Вместе весело живем –
Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

3. Русская народная сказка «Три медведя»

4. Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.

Январь 1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - мама, - этот пальчик - папа, 
- Ну а этот пальчик - я. 
- Вот и вся моя семья.

2. «Это я»
Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно)
Это ушки. Вот. Вот. (показ -уши поочередно) 
Это нос. Это рот. (показ - нос, рот)
Там спинка. Тут живот.(ладошку кладут на спину,другую на живот) Это ручки. Хлоп, хлоп.(руки вперед два хлопка)
Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами)
Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)

Пальчиковая игра «Варежка» 
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) 
«Ой, куда я пальчик дела? 
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) 
В свой домишко не попал». 
Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)
«Поглядите-ка, нашла! 
Ищешь, ищешь – и найдёшь, 
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок).

3. Пальчиковая гимнастика «Части тела»
У меня есть голова, 
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.

4. Человек-живой организм: познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши).                                                         Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета) «Какой я? Я и мы».

5. Опыт: «Холодный-теплый»

Оборудование: Ёмкость со снегом, варежки, блюдечко, стаканчики с горячей и

холодной водой.

Ход: Щенок Дружок рассказывает детям свою историю: «Ребята, я взял снег и положил его на ладошку, но снег растаял. Как вы думаете, почему?»

Воспитатель: «Снеговик растаял от тепла. Давайте проверим (ребята берут снег на ладошку и он тает). Снег согрелся и растаял, а ладошка наша замерзла. Давайте погреем ее-наденем варежку».

Давайте вместе с Дружком узнаем, от чего ещѐ может таять снег.

1.Положим снег на два блюдечка. Одно блюдечко поставим на батарею, другое

оставим на столе. Как вы думаете, в каком блюдечке снег растает быстрее?

Почему?( Ответы детей). Оставим блюдечки на некоторое время и потом на них

посмотрим.

2.Положим снег в стакан с горячей и холодной водой. Что произойдѐт со снегом в

воде? (Он растает). В каком стакане снег растает быстрее? Почему? (В стакане с

горячей водой снег тает быстрее, т.к. в нѐм есть тепло).

Вывод: «Снег тает от разных источников тепла».

февраль  1. Пальчиковая игра «Дом»
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) 
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) 
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) 
Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) 
Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) 
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)
Солнце было, 
Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

2. Пальчиковая гимнастика «Мебель»
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

3. «Бычок – смоляной бочок» (кукольный театр)

4. Опыт: «Поплывѐт или утонет?»

Цель: Формировать представления детей о весе предметов; выявить способность некоторых предметов держаться на воде. Развивать умение детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, определять предметы на ощупь. Воспитывать гуманное отношение к миру природы.

Оборудование: Пѐрышки, листья деревьев, щепки, деревянные брусочки, камни, ракушки, ѐмкость с водой, две пустые ѐмкости, поднос.

Ход: Щенок Дружок приносит в группу поднос с природным материалом . «Ребята, как вы думаете, где я всѐ это купил?( Ответы детей). Конечно, весь этот природный материал можно собрать на улице: в парке, песочнице, на берегу реки, в лесу. Такие подарки дарит нам природа. Давайте с ними поиграем». Рассматривание природного материала. Вопросы: «Что лежит на подносе? Какие предметы здесь лѐгкие и какие тяжелые? Как это можно определить?». Игровые действия: «Подуйте на каждый предмет. Что осталось на месте?( Щепки, брусочки, камни, ракушки). Что сдвинулось с места? (Пѐрышки, листья). Какие предметы остаются неподвижными? (Тяжелые). Лѐгкие предметы легко сдуть. Теперь постучите предметами о стол. Что вы слышите? (Звуки). Какие предметы издают звуки?( Камни, ракушки, брусочки). Почему не слышно звуков от листьев и пѐрышек? ( Они лѐгкие). Тяжелые предметы при постукивании издают звуки».

Игровые действия: «Теперь давайте узнаем, какие предметы тонут, а какие плавают в воде». Дети поочерѐдно бросают в воду природный материал.

 Вопросы: «Какие предметы утонули? (Камушки и ракушки). Какие предметы плавают? (Пѐрышки, листья, брусочки и щепки). Почему утонули камушки и ракушки? (Они тяжелые). Брусочки тоже тяжѐлые. Почему они не утонули? (Брусочки деревянные, дерево не тонет в воде). Почему не тонут листочки и пѐрышки? (Лѐгкие предметы держатся на воде)».

 Игровые действия: «Что надо сделать, чтобы листочки и пѐрышки плыли по воде? (Подуть на них). Давайте на них подуем.

Вывод: «Тяжелые предметы тонут в воде».


Март  1. «Замок»
На дверях висел замок
(сцепляем пальчики в замок и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили
(вертим ручками «в замке» вправо-влево)
Били, били (хлопаем)
И открыли! (разводим ручки)

2. Разучивание заклички «Весна, весна красна»

3. Бусы для мамочки из красивых камешков

4. Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» (кукольный театр)

5. Опыт: «Какие бывают камни?» 

Цель: Выявить с детьми новое свойство камней (гладкость и шероховатость). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Содействовать доброжелательному отношению к игровому персонажу.

Оборудование: Камни средней величины гладкие и шероховатые (заранее сделанные гвоздѐм царапины), две пустые ѐмкости, лупа.

Ход: Щенок Дружок приходит к детям с перевязанной ногой. Воспитатель: «Что с тобой случилось, Дружок?» Дружок: «Я катался на велосипеде и поцарапал ножку». Воспитатель: «Не расстраивайся, скоро ножка твоя заживѐт. А царапины бывают везде: у детей, на машинах и даже на камнях. Давайте сегодня искать камушки с царапинами». Воспитатель рассматривает камушки с детьми. «Возьмите камушки в руки, потрогайте их пальчиками. Все ли они одинаковые на ощупь? (Нет). Почему? (Одни камушки гладкие, другие шероховатые). Давайте рассмотрим камушки через лупу. На гладких камушках ничего не видно, а на шероховатых есть царапины. Их можно увидеть и потрогать. Почему же камушки шероховатые? (На них есть царапины).

Игровое задание: «Найти гладкие и шероховатые камушки. Сложить их в разные баночки». Игровое задание: «Выложи дорожки из гладких и шероховатых камушек». Вывод: «Камушки бывают гладкие и шероховатые».

Апрель 1. Песенка: «Солнышко»
Пеки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!

Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

2. Логоритмика: «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!

3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4.Опыт на прогулке: «Солнечные зайчики»

 Цель: Познакомить с источниками света, значением света для жизни людей. Активизировать словарь («темно, светло, освещать, солнечный свет»); развивать мыслительные процессы. Поддерживать интерес к опытнической деятельности. Оборудование: зеркальце,  мелки.

Предварительная работа:

Прочитать детям стихотворение А. Барто

- Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши-

Все мы рады солнышку.

- Ребята, солнышко нас приглашает нас на прогулку, поэтому и заглядывает к нас в окошко. Поспешим встретиться с солнышком.

Дети одеваются и выходят на прогулку.

Ход прогулки:

На прогулке предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно чистое и голубое, какие нежные и белые плывут по небу облака. Обратиться к детям:

«Давайте, малыши, подставим свои ладошки лучам солнца. Солнышко ласковое и греет наши руки. Вы почувствовали его тепло? »

Вместе с детьми поиграть с солнечным зайчиком. Объяснить детям «Зеркало отражает лучики солнца, поэтому и появляется солнечный зайчик. Посмотрите –ка, какой он озорной и веселый. Как он скачет по стене, по скамейке по веранде».

Предложить детям поймать солнечного зайчика.

Развлечение «Солнечный зайчик»:

Описание игры: дети бегают за солнечным зайчиком он им садится на ладошки, гладит по голове, прыгает с одежды одного ребенка на другого, но поймать его не удается.

Воспитатель: Вот какого солнечного зайчика отправило к нам солнышко. Он очень веселый и теплый.   Ой, ребята, смотрите, солнечный зайчик бегает по двери в группу, ему так понравилось с вами играть, что он захотел к нам в гости. Покажем солнечному зайчику нашу группу?  Хорошо, тогда будем гостеприимными хозяевами и идём зайчику показывать нашу группу.

Дети уходят в группу.

Май 1. Потешка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно (показываем руками перед собой квадратное окно)
Заяц по лесу бежит (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) 
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) 
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)


2. Загадывание загадок о погодных явлениях
3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4. Опыт: «Какой бывает песок?» 

Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ѐмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, палочки.

Ход: Щенок Дружок рассказывает детям свою историю: « Я вчера целый день играл в песочнице, учился строить куличи. Но как бы я ни старался, ничего у меня не получалось. Может формочки и совок старые, может быть песок плохой? Ребята, научите меня делать куличи?» Воспитатель: «Конечно, Дружок, ребятки научат тебя делать куличики. Но сначала давайте рассмотрим песок».

Вопросы: «Что находится в тазиках? (Песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (Разный). Чем песок отличается? (В одном тазике он сырой, в другомсухой).

Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (Нет). Почему? (Он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( Песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (Полить сухой песок водой). Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком.

Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (Тѐмный). Сожмите песок в ладошке и снова разожмите ладошку. Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (Пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаѐтся на ладошке? ( Песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики? (Да). Игровое упражнение «Посади дерево»- дети вставляют палочки в сухой и сырой песок.

Вопросы: «В каком песке палочки стоят? В каком падают? Сырой песок тяжелый, плотный и в нѐм стоят палочки».

Итоговый вопрос: «Почему не получались куличики?» (Он делал их из сухого песка)

Вывод: «Теперь вы знаете, что сухой песок рассыпается, а сырой слипается, принимает форму- из него можно делать куличики».


 



Режимные моменты:

При умывании:

Водичка, водичка,
Умой Насте (Саше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Умница Поленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

При подъёме:

Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот -с правой ножки.
Наденем сапожки:

Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.

Подвижные и хороводные игры:

«У медведя во бору»

Для этой игры необходимо участие двух взрослых.

«Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы»«ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!».

Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.

Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!

На последнем слове «медведь» бежит за играющими, ловя их. Медведь и дети. Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.

Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый и дети говорят:

Стали деточки плясать,
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.

На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.

«Гуси, гуси»

Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси».

Дети: «Га, га, га».

Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да».

Ведущий: «Ну, летите — раз хотите, только крылья берегите».

Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.

«Мыши водят хоровод»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

«Большие и маленькие ножки»

Дети берут друг друга за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги
Шли по дороге
Топ — топ, топ — топ
Маленькие ножки

Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ
Мы по лесу идем

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем: 
«Ау – ау — ау!»
Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,
Тихо: 
«Ау – ау — ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем»«Мы медведя позовем»«Мы лису позовем».

«По ровненькой дорожке» Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в яму – бух! (На последней строчке присядьте.)

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Раздувайся пузырь»

Возьмитесь за руки – у вас получится большой пузырь. Поводите хоровод со словами:

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

И не лопайся.

Хлоп!

(расцепите руки и хлопните в ладоши).

Лопнул пузырь! Полетели!

(побегайте по комнате).

«Как на наши именины»

Возьмитесь с детьми за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:

Как на наши именины

Испекли мы каравай:

Вот такой ширины,

(расходятся подальше от центра)

Вот такой ужины,

(сходятся к центру)

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой нижины.

(опускают руки вниз)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай,

Я люблю, конечно, всех,

А детишек больше всех.

Пальчиковая гимнастика:

Жил — был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Гладят кобчик.

Крутят руль.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко – ко — ко, ко – ко — ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами

каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами

каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладоши,

А пальчики – Антоше.

Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам.

Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

Жили — были зайчики

На лесной опушке.

Жили — были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Хлопают в ладоши.

Показывают уши.

Показывают домик.

Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении,

проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Логоритмика:

1. Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Ходьба по кругу на носках.

2. Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Сесть на корточки опустив голову и обхватив руками коленочки, потом постепенно выпрямиться, встать на носки и потянуться, сколько возможно вверх, поднимая руки.

3. «Му – му — му! — мычит корова

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко».

Идут по кругу, сделав «рога» из указ. пальцев. Поворачиваются лицом друг к другу, делают по два поворота вправо — влево. Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо, разбегаются по группе.

4. Наша елочка — краса

Поднялась на небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, тянуться руками

вверх. Опять идут по кругу, взявшись за руки.

5. Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб. Имитация движений

6. В лесу под сосною грибочки росли

Шапочкой красной кивают грибки

– Понравиться очень хотят нам они.

Дети выполняют маленькую пружинку, наклоны вправо — влево.

Литература:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./Текст/. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина – М.:ТЦ «Сфера», 2005.

2. Рыжова Н.А. Волшебница – вода./Текст/. Н.А.Рыжова – М.: Линка – Пресс, 1997.

3. Рыжова Н.А Опыты (с песком и глиной). Обруч, 1998 №2.

4.Рыжова Н.А. Я и природа/ Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников/ Москва, Линка –Пресс, 1996 5.Нищева Н.В. Рабочая программа педагога./Текст/. Нищева Н.В. Детство – Пресс, 2015.

6. И.В. Кравченко. Прогулки в детском саду / Методическое пособие/ Младшая и средняя группы. ТЦ «Сфера» , 2010.

7. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников/ Практическое пособие, АРКТИ, 2003.

8. Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребёнок/ Методика экологического воспитания дошкольников, И. Акцидент, 1998.

9. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская кружковая программа "Хотелки-Умелки" по квиллингу

Данная программа расчитана на три года обучения. Обучаю детей с 4-5 лет. Со средней группы учу детей творить волшебные, чудесные поделки из бумажных лент. К концу подготовительной к школе группе, дети...

кружковая программа

план работы с детьми в средней и старшей группе...

Кружковая программа "Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет"

совершенствование звукопроизношения у детей 4-5 лет...

Кружковая программа "Театральная мозаика"

Программа создана для детей разного возраста в детском саду....

Рабочая кружковая программа "Грамотейка"

Рабочая программа "Грамотейка"...

Кружковая программа "Маленький патриот"

Программа кружка для второй младшей группы...

Кружковая программа "Волшебные пальчики"

Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторик...