Рабочая кружковая программа "Грамотейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ КРУЖКОВАЯ ПРОГРАММА
«ГРАМОТЕЙКА»
для детей дошкольного возраста 6-7 лет
срок реализации 1 год
Воспитатель
Сморкалова Л.А.
п.Куть-Ях
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста.
Раннее обучение чтению и грамоте – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому
создание дополнительной образовательной программы «Обучение детей чтению» дошкольном учреждении является актуальным.
Актуальность рабочей программы:
Сегодня довольно распространенной является мысль о том, что обучить детей чтению можно и без опоры на фонетику, поэтому некоторые методики, буквари отводят весьма скромное место фонетической работе.
Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка дошкольников на начальном этапе обучения - одна из существенных причин орфографических ошибок младших школьников. Почему первоклассники часто пропускают и переставляют буквы? Почему в дальнейшем они не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в «соседях» и т.д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи, нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент - от его качества в значительной степени будет зависть успешное обучение письму, в том числе и последующего обучения орфографии.
Отсюда и вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до их знакомства с буквенной символикой).
Цель программы:
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения,
воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:
Учить чтению поэтапно.
Формирование интереса к процессу обучения
Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Обогащение словарного запаса детей
Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно
обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость
бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие
творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей
каждого.
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий
взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от
простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное
усложнение задач и упражнений.
- Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с
взрослым.
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий
соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность
педагога направлена на оздоровление детей.
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более
полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности.
Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
- Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными
блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию
речи;
- Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают,
что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры,
цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую
пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки
в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков
картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной
азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на
снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках
магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым
и интересным.IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей
чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это
поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от
слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками
слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо
автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к.
относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз
оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Формы организации педагогического процесса:
- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- Совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
.- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация
- видеофильмов, показ образца задания…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Метод обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2.Обучение слогослиянию.
3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.
4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.
Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:
1.Формирование понимания на уровне слова.
Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.
2.Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.
Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А так же на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.
3.Формирование понимания на уровне текста.
На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами нормами»:
25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Учебный план
Группа | Общее количество занятий | Количество занятий в неделю | Длительность занятий | Количество диагностичес-ких занятий |
Подготовитель-ная к школе | 33 | 1 | 30 минут | 2 |
Количество детей, посещающих кружок «Грамотейка»- 16 чел.
Ожидаемый результат:
Достижения (чем овладевают дети) | |
Подготовительная группа |
|
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5.Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6.Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7.Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
В структуре занятий выделяются следующие этапы:
организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Диагностическое исследование навыков чтения проводится по 4 критериям:
скорость чтения, способ чтения, правильность, понимание смысла прочитанного.
Результаты диагностики фиксируются в тестовом листе.
Перечень используемого материала и оборудования на каждого ребёнка:
- Касса букв и слогов;
- Слоговые окошечки;
- Карта-схема для звукового анализа слова;
- Тетрадь для печатания слов;
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, удар¬ная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предло¬жений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложе¬ний;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- составлять графическую схему предложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ).
Подготовительная группа.
В подготовительной группе завершаем работу по овладению детьми основами грамоты. Программа этого года (как и предыдущих лет) построена с учетом избирательной восприимчивости детей дошкольного возраста к разным сторонам процесса обучения их грамоте.
Дети 6-ти лет способны: .
- овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне нашей речи: они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности.
- испытывая интерес к узнаванию все новых букв и тягу к чтению;
- владеют пишущим инструментом и могут перейти к написанию основных элементов букв.
Вследствие чего работу с детьми проводим в трех направлениях:
в развитии фонетической знаковой сторон языка и в плане подготовки руки ребенка к письму.
1. Проведение звукового анализа слов.
Занятия в подготовительной группе начинаются с повторения программных задач старшей группы. Одной из них является.
Предлагаем детям этого возраста следующий алгоритм действия (операционный состав звукового анализа), обеспечивающий реальное оперирование звуками в той последовательности, которая соответствует логике этого действия:
- Предлагаем ребёнку сказать слово, послушать себя.
- Протянуть (выделить голосом) первый звук в полном слове.
- Назови его (отдельно) и охарактеризуй:
а) если это гласный звук, докажи это:
пальчиковая игра - доказательство:
- мизинец - звук можно пропеть (ребенок пропевает звук);
- безымянный палец - звук можно прокричать (ребенок пытается прокричать звук);
- средний палец - гласный звук, можно сказать тихо (звук произносится тихо);
- указательный палец - гласный звук можно тянуть (протянуть) при произношении;
- большой палец - произносим гласный звук с открытым ртом и во рту не
встречаются никакие преграды (не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
б) если это согласный звук, докажи это:
можно провести это аналогично пальчиковой игре - доказательству:
- этот звук нельзя пропеть, нельзя прокричать и т.д.;
- большой палец - когда мы произносим этот звук, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
4. Обозначь выделенный звук фишкой (условным значком):
а)гласный звук - красной фишкой;
б)согласный звук - синей (зеленой) фишкой, в зависимости от того, твердый это или мягкий согласный звук.
5. Протяни (выдели голосом второй звук в полном слове. Назови его и
охарактеризуй. Обозначь выделенный звук фишкой и т.д.
6. Проверь, все ли звуки слова уже выделены. Прочитай свою запись.
При работе с каждым последующим звуком обязательно повторять все три операции: протяни и выдели звук, обозначь его, проверь (прочитай).
7. Предпоследняя операция: найди ударный слог (найди ударный звук, в каком слоге он находится?).
8. Последняя операция: проверь, получилось ли слово.
Для этого прочитай его по слогам.
Кратко разъясню необходимость, содержание и последовательность операций звукового разбора.
Скажи слово и послушай себя. Просить ребенка произнести вслух слово, которое он будет разбирать - это значит помочь ему осознать объект предстоящего анализа. Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет разбора. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. При этом слежу за тем, чтобы дети произносили слово в соответствии с нормами литературного языка.
Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови и охарактеризуй.
С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средства контроля за правильностью выполнения действия.
После того как старший дошкольник назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: указывает, гласный он или согласный, а по мере знакомства с фонематически значимыми характеристиками согласных - какой это согласный (твердый или мягкий).
Обозначь выделенный звук фишкой (условным значком).
Без материализации звуковой формы слова в схеме шестилетки забывают, какое слово они анализируют, какой звук уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился и т.п.
Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись.
Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденный звук за звуком, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками, о которой писал еще К.Д.Ушинский. Ведя указкой вдоль составляемой схемы и «протягивая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом «нанизывание» звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.
Предпоследняя операция: найти ударный слог.
Акцентологическая характеристика слова не является неотъемлемой характеристикой звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное, трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный включается в звуковой разбор при обучении по любой программе. Выделение ударного слога возможно только при том условии, что слово произносится целиком, так как при произнесении слова по слогам все слоги становятся равноударными, или, точнее, безударными.
Последняя операция: проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам.
Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ словоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.
Итак, достаточно долгий этап звукового анализа (занятий в старшей группе и 18 +5 занятий в подготовительной группе), предшествующей этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке - представление о слове к о значащей форме. Очень существенно то, что добуквенный период обучения грамоте дети вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.
Сравнительно долгий добуквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну, едва ли не самую сложную проблемы начального обучения чтению: в этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Дело в том, что каждый этап построения звуковой схемы слова (звукового анализа) обязательно сопровождается ее слитно-протяженным чтением (звуковым синтезом). Ведя пальчиком по только что построенной схеме, дети «пропевают»: ссслллоооннн. Отработанная в добуквенный период обучения операция слитного интонирования каждого звука в составе целого слова служит пропедевтикой обычных трудностей прочтения закрытого слога и стечения согласных. При развернутой аналитико-синтетической работе со звуковой структурой слова эти трудности предупреждаются до того, как они возникнут.
- 2. Развитие умения подбирать слова к заданной модели.
Для реализации этой развивающей задачи провожу на занятиях или в свободной деятельности игру «Назови слова по заданной модели». Ее цель - закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой стороне слова. На тот момент, когда вводится эта игра, дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие. Ей предшествует внимательное рассмотрение на всех занятиях всех моделей разбираемых слов. Например, разобрали четырехзвуковое слово «лиса», получили модель: зеленая фишка, красная, синяя, красная. В другой раз разбираем слово «пила», вспоминаем: у нас уже было похожее слов «лиса», в нем так же были расположены звуки: сначала мягкий согласный звук, потом гласный звук, потом твердый согласный звук и снова гласный звук. Детям достаточно трудно мысленно оценивать слов с точки зрения их звуковой структуры. Поэтому можно взять за правило - каждое разбираемое слов сравнивать с предыдущим, обговаривая, из каких фишек мы его «собирали».
Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным, например: твердый согласный звук - гласный - твердый согласный. Ставлю на доске (на фланелеграфе) фишки (синяя, красная, синяя) и предлагаю детям назвать слова с таким звуками: «Смотрите, ребята, первый звук в этом слове твердый согласный, второй - гласный звук и третий - снова твердый согласный звук. Знаем мы такие слова? Мак, дом, дым, ...Кто еще помнит?» Сначала дети называют те слова, которые мы уже разбирали. Бывает, дети называют и такие слова, звуковое строение которых не соответствует выставленной модели. В таких случаях спокойно «читаем» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели, и находим несоответствие.
Когда игра уже начинает идти легко и быстро, меняю модель: например, убираю первую синюю фишку, поставив на ее место зеленую, обращаю внимание детей: «А теперь какие слова будем называть?» Это очень оживляет игру. И каждая новая перестановка дает новый всплеск ответов.
Игра «Назови слова по модели» по ходу своего развития наполняется условиями - ударение должно быть на определенном звуке.
В своей работе используем и «Игру-загадку»: на фланелеграфе выкладывается модель слова. «А теперь мы поиграем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый - мягкий согласный, второй - гласный, третий - твердый согласный, а четвертый -снова гласный звук. (При этом веду указкой по модели, обращая на нее внимание детей). -Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать про что или про кого загадала я загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, или животное, или растение, но тогда уже не. нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте?» В ходе игры вместе с детьми выработали следующий алгоритм.
Очень важно научить детей задавать вопросы, постепенно ограничивая их круг. Важно - не уйти от звуковой стороны слова, ориентируясь только на смысловые вопросы. Нужно вовремя обращать внимание детей на модель слова. В первое время дети довольно часто отвлекаются от модели слова, называют слова совсем другой звуковой структуры, ориентируясь только на содержательную сторону. Стараюсь мягко, но настойчиво возвращать их к звуковой модели, показывая, что только она поможет детям правильно угадать слово.
Постепенно эта игра становится любимой игрой детей. Они сами начинают загадывать подобные загадки, часто очень сложные. В таких случаях до занятия обговариваем с ребенком, какую загадку он загадает. Когда дети хорошо усваивают этот новый вид игры, они играют совершенно самостоятельно, и педагог, не зная, какое слово загадал ребенок, принимает участие в отгадывании, наряду со всеми детьми группы.
3. Овладение механизмом чтения.
а)3накомство с буквами гласных (заглавной и строчной), б) правилами их написания после согласных звуков и в) йотированной функцией гласных букв (я, е, ю, ё).
В программе «Развитие» ребенок сразу учится позиционному чтению (по системе Д.Б.Эльконина). Для этого буквы гласных вводятся парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Этот метод имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной; моделируя отношения согласных и гласных, дошкольник открывает первую в своей жизни закономерность родного языка, решает первую учебную задачу. Иными словами, обучаясь мыслить, попутно ребенок учится читать.
Способ введения десяти гласных букв относительно прост:
- детям предлагаются слова (или рисунки), слова - названия которых
содержат ту или иную гласную фонему в сочетании с твердыми или
мягкими согласными фонемами; - предлагаются схемы фонемного состава слова;
- дошкольники проводят полный звуковой анализ слов и заполняют схемы
фишками; - затем находят среди фишек ту, которая замещает определенную фонему;
- дети обозначают эту фонему, чуть выдвигая фишку;
- воспитатель обращает внимание детей на твердость или мягкость
предшествующей согласной; - затем дошкольникам показывают букву, обозначающую соответствующую фонему, и объясняют, что она обозначает гласный;
- звук после твердых (мягких согласных звуков);
- дети находят эту букву в разрезной азбуке и ставят вместо фишки.
На этом этапе обучения чтению, предлагаем детям кармашки - «домики» для букв гласных, которые заполняются буквами по мере их прохождения.
В процессе знакомства детей с буквами и их «работой» способствую тому, чтобы разграничение понятий «звук» и «буква» становилось более отчетливым. Для этого важны многие «мелочи»:
- Первая из них - общее название букв. С самого начала вводим в употребление термины не «гласная, согласная «буква», а «буква - гласного (согласного) звука, или короче - «буква гласного, буква согласного».
- Следим за правильными формулировками. Недопустимы формулировки типа: «ударная гласная буква», «буква-и-смягчает согласный», «мягкая буква» и т.п.
Буква - это значок, поэтому она может обозначать, указывать, подсказывать, «командовать», как прочитать и т.п.
Чтобы помочь дошкольникам не только правильно обозначать твердость и мягкость согласных звуков при письме, но и осознать существующую в русском языке закономерность, предлагаем воспользоваться следующими моделями.
Двусторонние стрелки в модели дают возможность «озвучивать» эту модель двояко: применительно как к чтению, так и к письму:
- если вижу буквы А, О, У, Ы, Э букву согласного перед ним читаю твердо;
если вижу буквы Я, Ё, Ю, И, Е - букву согласного перед ним читаю мягко; - если слышу твердый согласный звук, а потом гласный, то на месте
гласного могу писать буквы А, О, У, Ы, Э; если мягкий - то на месте гласного могу писать Я, Ё, Ю, И, Ё.
Дети сразу знакомятся как со строчной, так и заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной (большой) буквы начинается слова в том случае, если оно означает имя, фамилию, название населенного пункта (города, села, деревни, поселка), кличку животного, название рек или если это первое слово в предложении. Если написание строчной и заглавной букв различно, прошу детей найти в них сходство и различие. Этот прием использую с целью лучшего запоминания детьми букв.
Наиболее трудной оказывается проблема обозначений звука [й'].
Из лингвистики известно, что в русском языке три способа обозначения этого звука:
- буквы е, ё, ю, я;
- буква й;
- сочетание разделительных Ь и Ъ с буквами е, ё, ю, я, й.
Выбор способа зависит от позиции звука.
Первый используется, когда звук [й,] стоит перед гласным: в начале слова или между двумя гласными, второй - когда он не перед гласным: на конце слова или перец другим согласным, третий - когда он перед гласным звуком, но после согласного.
В период обучения грамоте мы с детьми осваиваем первый и второй способы, как "для чтения, так и для письма, с третьим же знакомимся только для чтения (правописание Ь и Ъ разделительных знаков рассматривается в курсе русского языка в школе).
Знакомство с буквами е, ё ,ю, я, й как знаками, участвующими в обозначении звука [й,], стараюсь проводить так, чтобы дошкольники, во-первых, осознали, что этот звук может обозначаться по-разному в зависимости от того, где он стоит, а, во-вторых, освоили необходимый способ действия как для чтения, так и для письма. Обычно освоение письма слов со звуком [й'] дается детям дошкольного возраста труднее, чем чтение, поэтому на начальных этапах освоения названных букв действия детей должны быть, во-первых, развернутыми, а, во-вторых, сопровождаться подробным комментированием. Последовательность операций может быть такой:
- составление звуковой схемы слова (или хотя бы соответствующего слога);
- проведение рассуждения: «звук [й'], после него гласный звук [э], значит, нужна буква е»;
- наложение на схему буквы -е- из разрезнной азбуки;
- запись слова.
Как правило, через несколько (3-4) занятий действие может быть свернуто: отпадет необходимость в первой и третьей операциях, а рассуждение приобретет немного другой вид: «слышу звуки [й'], [э] - пишу букву е». В другой ситуации рассуждение будет оформлено так: «слышу звук [й'] - выясняю, где он стоит - выбираю букву». Такой способ действия, основанный на понимании сути проблемы, будет способствовать становлению осознанного отношения к письму и поэтому боле надежно убережет дошкольников от ошибок типа «йама», «йюла».
- Овладение действием изменения слов
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Поэтому читающий должен ориентироваться на букву гласного, следующую за буквой согласного (он должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать). Опытный «чтец» делает это настолько быстро, что последить за этим процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок должен быть этому действию специально обучен. Именно так и происходит во время обучения словоизменению.
Для работы предлагаем детям серые фишки (цвет фишки не должен подсказать ребенку качественную характеристику звука). Составляют слово «лук» из фишек: нейтрального цвета, обозначающих согласные звуки [л], [к] и гласной буквы «у», затем предлагаю заменить букву «у» на букву «ю» и подумать, как стал звучать 1-й звук'. Теперь первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко. Ориентируясь на гласную букву и зная правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков, дети смогли прочесть новое слово. Таким образом, незаметно для себя, дети учатся ориентироваться на гласную букву, то есть, в сущности обучаются читать. Важность формирования этого действия невозможно переоценить, ибо именно так у детей формируется способ чтения.
5. Освоение чтения. Знакомство с согласными буквами М. Н, Р. Л и овладение способом слогового чтения.
Знакомясь с первой согласной буквой - М, дети получают специальное пособие - «окошечки».
Благодаря этому пособию идет отработка той ориентировки на гласную букву, которая начала складываться при словоизменении. Но перед ребенком уже не безликая фишка, а буква! Что же заставляет его смотреть на гласную букву, читать как задом наперед? Сам принцип этого пособия. Буква согласного стоит в первом окошечке
все время одна и та же. Но зато во втором окошечке буквы гласных все время меняются, ребенок тянет полоску, она движется, и каждый раз появляется новая буква, все внимание ребенка приковано к ней, к гласной.
Именно поэтому нельзя на этом этапе обучения упражнять детей в другом чтении, когда движутся буквы согласных в первом окошечке, а во втором стоит неизменная гласная. В первом случае ребенка специально учат ориентироваться на гласную, во втором случае этой ориентировке мешает.
Часто при переходе к чтению по «окошечкам», дети двигая полоску с буквами гласных и читают так: а-ма, я-мя, и т.д. это даже полезно, так как при этом ребенок осуществляет ориентировку на букву гласного: а - значит букву -м- будем читать мягко - мя и т.д. по мере автоматизации навыка чтения слога это прочтение отмирает само собой.
6.Знакомство с остальными буквами согласных. Овладение способом слитного чтения.
В течение года решается задача ознакомления детей со всеми буквами согласных русского алфавита. При этом выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы согласного:
- показ буквы, сообщение названия;
- стихотворение о букве;
- каждую введенную букву дети рассматривают и говорят, на что она похожа (буква Д на домик, буква С - на месяц и т.д.);
- знакомство со строчной и заглавной буквой. Если написание строчной и заглавной буквы различно, дети находят в них сходство и различие;
- пробуем вместе с детьми пальчиком в воздухе нарисовать букву;
- дошкольникам предлагаются слова для звукового анализа с учетом того,
какие звуки может обозначать буква, которую мы вводим. Дети определяют, какую работу выполняет буква (буква согласного, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный). - предлагаем схему, которая фиксирует «работу буквы согласного», н/р:
в более «сильной» подгруппе через несколько занятий дети самостоятельно составляют подобную схему.
- игра «Назови слово» (детям предлагается назвать слова, в которых
нужная буква обозначает твердый согласный звук, а затем - мягкий согласный звук (1 - 2мин.)). - на параллельных занятиях в прописях проводится определенная работа
по написанию буквы.
Перевести детей от слогового к слитному чтению слова помогает ударение, так как именно оно связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ. Для того, чтобы ударение можно было использовать в качестве средства, создающего возможность для слитного прочтения слова, учу детей правильно ставить ударение в читаемом слоге. При этом мы с дошкольниками пользуемся тем способом, которому они обучались на этапе формирования звукового анализа слов.
Ход обучения детей слитному чтению.
- Детям предлагается слово, написанное печатными буквами на доске.
- Одному из детей предлагаю прочесть слово, определить место ударения в нем (ребенок читает слово по слогам и произносит его с ударением, называет гласный звук).
- Воспитатель обращается к детям: «дети, в написанном слове мы будем
обозначать ударение значком». Ставит этот значок над гласной ударной
буквой. - Детям раздаются индивидуальные листы, на которых напечатаны слова.
- Воспитатель предлагает проставить в них ударение простым карандашом (дети:
- прочитывают каждое слово вслух
- слушают его звучание,
- определяют ударный гласный)
Естественно, в группе возникает шум. Предлагаю детям читать потише, чтобы не мешать товарищам. По мере того как дети овладевают этим умением, деловой шум исчезает сам по себе.
В тот момент, когда вызванный ребенок читает слово, обращаю внимание на то, правильно ли он поставил ударение. На первых порах нередки бывают случаи, когда ударение проставлено неверно, хотя ребенок читает правильно, ориентируясь не на значок ударения, а на смысл произносимого им слова. Для того, чтобы дети не стеснялись читать слово в соответствии с неправильно поставленным ударение, никогда не делаю им замечание за допущенные ошибки. А детально разбираем приведенный пример.
Если ребенок в слове САНИ поставил ударение над буквой И, говорю: «А Саша в слове САНИ ударение поставил не над буквой А, как Света, а над буквой Ну-ка, Саша попробуй прочесть свое слово. Интересно, что получится? Это очень трудно!» После этого Саша читает слово, подчеркивая в нем звук [и], - сани. Молодец! Ты прочел так, как у тебя стоит ударение. Ну, а на самом деле в слове САНИ где ударение, Саша? Саша правильно отвечает: «Звук [а] ударный" Затем предлагаю ребенку прочитать слово еще раз, но уже с ударением, проставленным над буквой А - сани.
Таким образом, приучаю детей к тому, что слово должно читаться в точном соответствии с проставленным ударением.
На занятии при чтении индивидуальных листов с проставленными ударениями после прочтения каждого слова проверяем. «У всех ли ударение проставлено над этой буквой?» Стараюсь быть предельно тактичной в исправлении ошибок, чтобы дети не стеснялись поднимать руку в случае неверно поставленного ударения. Каждую ошибку исправляем. И от занятия к занятию требую от детей: прежде чем прочесть слово, посмотреть на гласную букву, над которой стоит ударение, а читая, выделить голосом этот ударный звук. При четком соблюдении этого требования можно сформировать у детей навык слитного чтения слова.
От двухслоговых дети переходят к чтению трехслоговых слов.
Постепенно приступаем к чтению текстов. На этих занятиях мы уже не проставляем ударение. Дети пользуются усвоенными ранее умениями.
Индивидуальные листы для чтения включают в себя:
- слоги;
- слова различной звуковой конструкции;
- предложения;
- пословицы, скороговорки, загадки;
- короткие рассказы.
В зависимости от владения навыком чтения воспитатель имеет возможность вызывать одних детей для чтения слогов и слов несложной конструкции, других для чтения более трудных слов, предложений или рассказов. Одним из условий проведения занятия является обязательно четкое громкое чтение всех детей.
В то время как ребенок читает вслух, вся группа детей следит указкой за чтением и одновременно с ним читает про себя. .
В каждом тексте встречаются слова, которые требуют объяснения их смысла. Поэтому обязательно проводим словарную работу по ходу чтения. Иногда эта работа предваряет чтение.
После прочтения текста всегда ставлю вопросы по его содержанию, и добиваюсь от детей правильных полных ответов. Иногда даём задание на пересказ прочитанного связного текста.
В группе у нас имеется библиотечка из книг, которыми дети пользуются самостоятельно. Стараемся проявлять интерес к тому, что читают дети:
- помогаю подобрать книгу для чтения;
- беседую о прочитанном;
- пытаюсь заинтересовать ребенка в чтении какой-то определенной книги;
- слежу за аккуратным пользованием книгами и их своевременно вместе с детьми приводим в порядок.
Это помогает воспитывать у детей любовь к книге.
7. Развитие представлений о предложении.
В контексте работы в области знаковой системы языка дети знакомятся с предложением.
Дети подготовительной группы узнают, что речь состоит из предложений. В каждом предложении всегда заключен определенный смысл (в предложении что-то сообщается, из предложения мы о чем-то узнаем). Предложение состоит из слов. Дошкольники учатся делить предложение на слова и составлять предложение из слов. Предложения, как правило, даю из 3-5 слов, включая предлоги и союзы.
Работу над предложением начинаем с его графического изображения (мелом на доске или фломастером (карандашом) на листе тетради. Каждое предложение, даже не зная букв можно записать, обозначить его. Каждая черточка обозначает слово.
Дети учатся определять количество слов, называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.
В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, предлагаю составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать детям, из чего состоят предложения.
Составляя предложение из букв разрезной азбуки, дети знакомятся с правилами написания предложения:
- Предложение начинается с заглавной буквы.
- Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга.
- В конце предложения ставится один из трех знаков.
- Точкой, если мысль выражается спокойно, без особых чувств.
- Восклицательным знаком, если в предложении есть не только мысль, но и чувства.
- Вопросительным знаком, если задается вопрос.
- 8. Подготовка руки к письму
Подготовка к письму детей шестилетнего возраста приобретает в обучении грамоте паритетное направление «имеет» самостоятельное значение и достаточно содержательный объем, что позволяет выделить ее в отдельные занятия.
Именно возрастные особенности детей 6-ти лет и предыдущая работа в указанном направлении дает возможность в подготовительной группе более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Кроме того, они могут освоить практическую деятельность по конструированию элементов письменных букв.
Поэтапно программа строится следующим образом. Сначала дети продолжают начатое направление и занимаются освоением графических элементов в рабочих тетрадях.
Задания тетради знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита. Дети запоминают название букв и их конфигурацию,
- учатся выписывать в рабочую строку форму буквы, соблюдая ее пропорции;
- учатся писать буквы на равном расстоянии друг от друга;
- начинают работу в начале строки слева, соблюдают размеры строки;
- учатся пользоваться гигиеническими правилами письма.
Работая в тетради «Мои первые буквы» (Н.А.Федосова) дети приобретают следующие знания:
- закрепляют понятие о том, что звуки обозначаются буквами (в данном случае печатными);
- каждая буква имеет свою конфигурацию;
- пара звуков (иногда один звук) обозначается двумя буквами - большой и
маленькой; - с большой буквы начинают писать (печатать) имя, фамилию и т.д.;
- с маленькой буквы начинают писать (печатать ) все остальные слова;
- существуют буквы печатные и письменные (рукописные). Печатные буквы
чаще всего встречаются при чтении текстов, но можно ими пользоваться
при печатании на пишущей машинке, компьютере. Рукописные буквы используются при письме;
- все буквы (печатные и рукописные) состоят из элементов (элементы в букве
располагаются на определенном расстоянии друг от друга); - буква имеет высоту и ширину;
- при печатании (письме) букв между ними оставляют равные расстояния.
На изучение каждой буквы отводится два занятия: на первом занятии изучается большая буква, на втором занятии - маленькая буква. При изучении каждой буквы дети:
- рассматривают рисунка, данные около буквы;
- произносят слова, обозначающие их;
- вспоминают звуки, изученные на занятиях по подготовке к обучению чтению;
- знакомятся с буквами, которые их обозначают (большой и маленький);
- придумывают с ними слова;
- определяют местонахождение звука, который обозначается предлагаемой, буквой в придуманных словах;
- слушают чтение стихотворения, данного на страницах тетради;
- узнают (подчеркивают в стихотворении новые буквы);
- рассматривают букву, стараются увидеть в ней предмет, который она напоминает (например, большая буква А похожа на домик);
- рассматривают элементы буквы и вспоминают, в каких изученных буквах они видели некоторые элементы;
- сравнивают элементы большой буквы с маленькой;
- обводят элементы изучаемой буквы по намеченному контуру;
- конструируют ее из элементов, вырезанных из бумаги;
- затем пишут букву в тетради: сначала обводят ее точками, после этого пишут самостоятельно.
Перед письмом в тетради показываю детям как надо печатать (писать О букву):
- с какого элемента начинают печатать (писать О).
- откуда его начинать (сверху, снизу, слева и т.д.),
- куда вести линии (вниз, влево, вправо и т.д.).
Занятия по подготовке руки к письму направлены на развитие у детей правильного глазомера и четкой координации рук.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество занятий |
Речь (письменная, устная). | 1 | |
Слово. | 1 | |
Звук. Слово. | 1 | |
Речевые звуки. Гласные – согласные звуки. | 1 | |
Звук и буква У. | 1 | |
Звук, буква. | 1 | |
Слова, обозначающие предметы. Живые – неживые предметы. | 1 | |
Звук и буква А. | 1 | |
Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | |
Звук и буква И. | 1 | |
Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |
Звуки "П", "Пь". Буква П. | 1 | |
Заглавные буквы. | 1 | |
Звуки "Т", "Ть". Буква Т. | 1 | |
Твёрдые – мягкие согласные звуки. | 1 | |
Предложение. Точка в конце предложения. | 1 | |
Побудительные, вопросительные предложения. | 1 | |
Звук и буква О. | 1 | |
Звук и буква Э. | 1 | |
Звуки "к", "кь". Буква К. | 1 | |
Звуки "м", "мь". Буква М. | 1 | |
Звонкие – глухие согласные звуки. | 1 | |
Звуки "х", "хь". Буква Х. | 1 | |
Звук и буква Ы. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | |
Слог. Деление слов на слоги. | 1 | |
Ударение. | 1 | |
Звуки "с", "сь". Буква С. | 1 | |
Звуки "н", "нь". Буква Н. | 1 | |
Звук и буква Й. | 1 | |
31-32 | Буква Я. | 2 |
33 | Звуки "з", "зь", Буква З. | 1 |
34. | Буквы С, З. | 1 |
35. | Звуки "б", "бь". Буква Б. | 1 |
Буквы П, Б. | 1 | |
Звуки "в", "вь". Буква В. | 1 | |
Звуки "д", "дь". Буква Д. | 1 | |
Буквы Т, Д. | 1 | |
Звуки "л", "ль". Буква Л. | 1 | |
Звуки "г", "гь". Буква Г. | 1 | |
Буквы К, Г. | 1 | |
Звук и буква Ш. | 1 | |
44 -45 | Буква Е. | 2 |
Звук и буква Ж. | 1 | |
Буквы Ш, Ж. | 1 | |
48 -49 | Буква Ё. | 2 |
Звуки "р", "рь". Буква Р. | 1 | |
Звуки "ф", "фь". Буква Ф. | 1 | |
Буквы В, Ф. | 1 | |
Звук и буква Ч. | 1 | |
54 -55 | Буква Ю. | 2 |
Гласные звуки и буквы. | 1 | |
Звук и буква Ц. | 1 | |
Буквы С, Ц, Ч. | 1 | |
Звук и буква Щ. | 1 | |
Буквы Ш, Щ, Ч. | 1 | |
Мягкий знак. | 1 | |
Разделительный мягкий знак. | 1 | |
Разделительный твёрдый знак. | 1 | |
Алфавит. Итоговое занятие. | 1 |
Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
1.Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада /[Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. Рук. Е.В. Соловьёва]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
2. Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.
3. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
4. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
5. Корнев А.Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2006.
6. Морозова Н.Г., Известия Академии Педагогических Наук. РСФСР, вып. 7, М.-Л., 1947.
7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
9. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева Методическое пособие «Азбука
первоклассника», Москва «Просвещение» 2005 год;
10. В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова «Методическое пособие по обучению грамоте
и письму», Москва «Просвещение» 2016 год;
11. Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению»,
Издательство «Учитель» 2013 год.
12. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа –
конспект «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство
«АКЦИДЕНТ», 2015год.
13. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского
сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж
2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Рабочая кружковая программа средней группы (4-5 лет) по Основам безопасности жизнедеятельности. 2022-2023 учебный год
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в ...