Авторская кружковая программа "Хотелки-Умелки" по квиллингу
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Данная программа расчитана на три года обучения. Обучаю детей с 4-5 лет. Со средней группы учу детей творить волшебные, чудесные поделки из бумажных лент. К концу подготовительной к школе группе, дети учатся создавать свои шедевры из бумаги, к обучению квиллингу привлекаются родители. Данная программа имеет рецензию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_programma_khotelki_-_umelki_po_kvillingu.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен быть всесторонне развитой личностью и социально-адаптированным к современной жизни.
Выполнение таких требований предполагает человека с творческими способностями. В педагогической энциклопедии творческие способности – это способности к созданию такого оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Творчество – это создание чего нового на основе того, что есть,но того, чего еще не было.
Дети с творческими способностями очень пытливые и активные. Такие дети могут самостоятельно принимать решения, которые зависят только от него самого. Дети способны создать что-то новое, оригинальное, у них у каждого свой взгляд на красоту. В творчестве у ребенка развиваются такие умственные качества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, творческое мышление и т.д.
Если говорить о дошкольниках, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук – это конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др. Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления.
В настоящие время работа с бумагой не потеряло своей актуальности для детского творчества. Бумажное творчество доступно каждому. Бумага – это первый материал, из которого дети учатся творить и мастерить интересные поделки и изделия. Работа с бумагой дает большой простор для детского творчества и фантазии. Она помогает ребенку почувствовать себя в роли конструктора, а может дизайнера или художника.
Для этого я со своими детишками решила попробовать сложную, но очень интересную технику «квиллинг». Quilling (происходит от англ. слова quill (птичье перо)) – это искусство накручивать полоску бумаги в ролл, придавать им различную форму и составлять из них плоские или объемные композиции. Работая в технике «квиллинг», дети объединяют в одно все компоненты бумажного образа, это цветовое решение, и материал, и назначение и другое.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с базовыми элементами техники «квиллинга» и основными их понятиями.
- Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
- Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
- Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
- Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать творческую фантазию и художественный вкус,
творческие способности у детей дошкольного возраста.
- Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
- Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.
Формы и методы занятий.
На занятиях используются различные формы это:
- традиционные и практические, комбинированные;
- игры, участие в конкурсах.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают данную информацию;
- репродуктивный – дети дошкольного возраста воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – дети ищут решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – сами дети без помощи воспитателя выполняют творческую работу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – совместная работа педагога со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – в индивидуальной и фронтальной работе ребенок может попросить помощи у воспитателя;
- групповой – совместная коллективная работа детей в группах;
- индивидуальный – ребенок сам выполняет поставленную перед ним задачу.
Направления работы:
- Изготовление аппликации в технике «квиллинг».
- Изготовление приглашений, открыток к празднику.
- Изготовление картин в технике «квиллинг».
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа кружка «Хотелки-Умелки» рассчитана на 3 года (с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы). Количество детей не более 10-12 человек. Продолжительность занятий:
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной к школе группы – 30 минут.
Занятия по «квиллингу» проводятся 1 раз в неделю, 4 раз в месяц (с октября по май)
Тип программы:
Программа кружка «Хотелки-Умелки» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Хелен Уолтер, Александра Быстрицкая, Давыдовой Г.Н., Джуди Кардинал, Джейн Дженкинс, Анна Зайцева, Светлана Букина, Докучаевой Н.И.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок самостоятельно должен уметь сделать поделку);
- групповая (при коллективной работе каждая группа выполняет свое задание);
- коллективная (в процессе выполнения коллективной работе дети работают все вместе)
Ожидаемые результаты.
По результатам обучения данной программы дети:
- научатся разным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные базовые формы и геометрические понятия технике «квиллинг»;
- научатся следовать устным инструкциям воспитателя;
- будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- познакомятся с декоративно-прикладным искусством – «квиллинг»;
- улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие детей в конкурсах (районного, городского, областного уровня).
Проведение выставок детских работ в детском саду.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).
Краткая характеристика процесса обучения.
Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация о «квиллинге», которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает обработку бумаги и оформление аппликаций, открыток, картин.
Дети приобретают элементарные знания, умения и навыки ручной работе с бумагой. На занятиях происходит накопление практического опыта в изготовлении простых поделок, постепенно дети переходят к освоению более сложных композиций сделанных своими руками.
Данная программа является особенной, потому что она дает возможность каждому ребенку открыть для себя чудесный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои фантазию и творческие способности.
Техническое оснащение и оборудование для занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- полоски цветной бумаги (различной ширины и длины);
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- цветная бумага, разной фактуры;
- клей ПВА;
- инструмент для «квиллинга» с раздвоенным кончиком.
- ножницы,
- линейка – трафарет с кругами,
- кисточки для клея,
- салфетки, клеенка.
Техника «квиллинга»
Если посмотреть на технику «квиллинг», то она может показаться не такой уж и несложной. Полоска бумаги накручивается в плотный ролл или плотную спираль. Начать намотку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Но вместо шила, я с детьми использую специальный инструмент с раздвоенным кончиком для «квиллинга», который удобен для захвата кончика бумаги. Дальше сформировав серединку ролла, продолжать работу можно без использования инструмента. Дети могут подушечками пальцев почувствовать, правильно, ровно ли формируется рулончик, и вовремя скорректировать его. В результате должен образоваться плотный ролл меньше сантиметра в диаметре. Этот ролл и будет дальнейшей основой для многообразия всех форм. После того как ролл сняли с инструмента его необходимо распустить до нужного диаметра, используя линейку-трафарет. После этого формируется необходимый элемент для квиллинга («капля», «полукруг», «квадрат», «глаз», «треугольник», «стрела», «завиток» и т.д.). Кончик бумаги намазать капелькой клея и слегка прижать. Существует 20 элементов, но детская фантазия дает возможность придумать что-то новое, при этом у каждого ребенка реализуется своя творческая возможность.
Перспективный план занятий.
1-й год обучения (средняя группа)
В первый год обучения дети знакомятся с декоративно-прикладным видом искусства «квиллинг». Знакомятся с базовыми элементами и выполняют простые работы, и составлений композиций. Дети 4-5 лет учатся работать самостоятельно, в группах и коллективно.
Месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование |
Октябрь | «Беседа о квиллинге» | Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Познакомить с элементами квиллинга. | Показать готовые работы, необходимое оборудование. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеем. |
Октябрь | «Солнышко лучистое» | Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу. | Шаблон с наклеенным жёлтеньким кружочком, бумажные полоски жёлтой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. |
Октябрь | «Божья коровка» | Научить детей накручивать полоски цветной бумаги в «свободную спираль» и приклеивать на основу. | Готовый шаблон божья коровка на зелёном листочке, 8 полосок чёрной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Октябрь | «Компот из ягод» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». | Силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточки, 10 красных, желтых, оранжевых бумажных полосок, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Яблоня» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». | Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Гусеница на листочке»
| Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль». | Основа – листочек из цветного картона, 6-8 полосок зелёной бумаги, фломастеры, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Осенняя береза» | Познакомить детей с новым элементом квиллинга - «капля». | Лист бумаги с нарисованным стволом березы, 10-15 жёлтых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Дождик» | Научить детей накручивать элемент «капля». | Лист бумаги 15х20 с наклеенными тучками, 8-10 полосок голубого (синего) цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Снеговик» | Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Познакомить с новым элементом – «глаз». Закреплять элемент – «свободная спираль» | Цветной картон (для основы), цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Снежинка» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», продолжать учить изготовлять элемент «глаз». | Лист голубого картона 15х15 см (круг), белая бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Украшаем ёлочку» | Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль». | Клей ПВА, кисточки, шаблоны зеленых елочек, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Шарик на елку» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». | Круги цветные с ленточкой 10х10 см, бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки. |
Январь | «Зимний лес» (коллективная работа) | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». | Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки. |
Январь | «Лошадка» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Учить детей украшать серединку цветка бисером. | Шаблон лошадки из цветного картона, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бисер (крупный). |
Январь | «Светофор» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». | Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом светофора (черного цвета), полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга. |
Февраль | «Верба» (2 занятия) | Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Учить придавать объем с помощью манки. | Лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок белой бумаги, манка, клей ПВА, кисточки, акварельные краски. |
Февраль | «Подарки папам» | Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «капля». | Шаблоны щитов из цветного картона, 5 красных, 10 желтых бумажных полос, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки. |
Февраль - Март | «Мимоза» (2 занятия) | Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», Учить детей аккуратно обводить трафарет на цветной бумаге. Учить детей вырезать по контуру. | Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка мимозы, жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки. |
Март | «Первые листочки» | Учить детей накручивать элемент - «капля». | Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки. |
Март | «Ромашковое поле» (коллективная работа) | Продолжать закреплять у детей умение накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». | Лист (30х40 см) бумаги с нарисованными стебельками ромашек, 6-8 белых, 1 жёлтая, 3-4 зелёных бумажных полосок, клей ПВА, кисточки. |
Апрель | «Рыбки плавают в аквариуме» | Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз». Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка» | Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Украшаем яичко к пасхе» | Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз». Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль». | Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Черепашка» (коллективная работа) | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». | Шаблоны черепашек из картона, полоски из бумаги (разного цвета) 10-15 шт., клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Украсим платье для куклы Маши» | Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз». | Основа (цветной картон) – платье, цветные полоски из бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Май | «Палитра для художника» | Закреплять у детей навык накручивать элемент «свободная спираль» | Основа – палитры (картон белого цвета), цветные бумажные полоски, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры. |
Май | «Насекомые на лугу» (2 занятия) | Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию. | Круг диаметром 20 см., цветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры. |
Перспективный план занятий.
2-й год обучения (старший возраст)
Второй год обучения – это продолжение первого года обучения. Дети продолжают знакомиться с техникой «квиллинг». На втором году обучения пробуждается интерес к творчеству и реализовывается творческие способности детей дошкольного возраста. Работая, с бумагой у детей расширяется сфера творческих возможностей и фантазий.
Месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование |
Октябрь | «Поговорим о квиллинге» | Провести с детьми беседу о технике безопасности при работе с ножницами и клеем, вспомнить изученные элементы, которые необходимы для работы в квиллинге. | Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в течении 2 года обучения в кружке, а также необходимое оборудование. |
Октябрь | «Мышка-норушка и колосок» | Продолжать закреплять умения у детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «лист». | Основа (фон – из цветного картона), бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Октябрь | «Мухомор» | Закреплять умение у детей обводить трафарет на цветной бумаге и аккуратно вырезать по контуру. Накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см. | Трафарет: ножки, шляпки мухомора, лист белого картона 15х20, полоска зелёной бумаги 3х15 см, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, 6 – 8 белых полосок для квиллинга. |
Октябрь | «Виноград» | Продолжать закреплять умение у детей накручивать «свободная спираль». Закреплять умение у детей складывать полоску бумаги пополам и разрезать ее на 2 одинаковые части. | Основа из картона, виноградный лист (зеленая бумага), 15 – 25 полосок тёмно-зелёного цвета и 2 полоски коричневого цвета бумаги, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Веточка рябины» | Продолжать учить детей накручивать элемент квиллинга: «свободная спираль», «глаз». | Основа из картона 15х20 с изображением ветки, бумажные полоски красного, зеленого, оранжевого, желтого цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Банка варенья» | Закреплять умение детей накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей делать новый для них элемент квиллинга – «полумесяц» | Основа – силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточка, 15-20 бумажных полосок для квиллинга, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Деревья в осеннем парке» (коллективная работа)
| Закреплять умение детей создавать элемент «капля». Учить дружелюбно работать в коллективе. | Лист формата 30х40 см, жёлтые, зеленые, красные и оранжевые полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. |
Ноябрь | «Овечка» | Закреплять умение детей накручивать элемент: «свободная спираль». Учить детей составлять композицию. | Листок зелёной бумаги, плоская фигура барашка, деревянные прищепки, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Фрукты в вазе» | Закреплять уменее детей выполнять элементы: «свободная спираль», «глаз». Учить накручивать новый элемент – «треугольник» | Фон с наклеенной вазой, бумага для квиллинга красного, оранжевого, жёлтого и зелёного цветов, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Моя варежка» | Закреплять умение детей накручивать элементы: «тугая спираль», «глаз», «треугольник». Учить детей составлять из знакомых им элементов композицию. | Цветной картон в форме варежки, бумажные цветные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Звезда на ёлку» | Закреплять умение у детей выполнять формы «капля», «глаз». | Красная бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Декабрь | «Приглашение на новогоднюю елку» | Учить детей соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов квиллинга композиции, аккуратно наклеивать на фон. | Картон, ножницы, клей ПВА, инструмент для квиллинга, бумага для квиллинга разных цветов. |
Январь | «Ангелочки» | Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «треугольник». Закреплять умение изготавливать элемент «свободная спираль», «капля». | Основа-открытка, ножницы, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Январь | «Ёжики и яблоко» (коллективная работа) | Продолжать закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «глаз», «лист». | Основа-фон (30х40см), цветные бумажные ленты, кисточки, клей ПВА, инструмент для квиллинга. |
Январь | «Кот играет с клубком» | Продолжать учить детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «завиток», «треугольник». | Основа-открытка из цветного картона, кисточки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент для квиллинга. |
Февраль | «Валентинка» (2 занятия) | Закреплять умение детей изготавливать элемент: «завиток», «глаз». Учить детей составлять из знакомых для них элементов композицию. | Красный картон в форме сердечка, кисточки, блески, бусинки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент для квиллинга. |
Февраль | «Кораблик плывет по морю» (подарок папе) | Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «полукруг», «завиток», «глаз». | Основа-открытка (из картона синего, голубого цвета), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Февраль | «Зайчики с морковкой» (коллективная работа) | Закреплять умение у детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник». | Основа лист 30х40 зеленого цвета (пастель), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Март | «Открытка для мамы» (2 занятия) | Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль», «капелька». Учить выполнять новый базовый элемент «стрелка». Учить украшать бусинками. | Картон, открытка в виде цифры восемь, цветные бумажные ленты, бусинки, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Март | «Месяц и звёзды на небе ночном» | Учить детей изготавливать новый элемент «звезда» и «месяц». | Картон синего, черного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бумажные полоски золотого цвета. |
Март | «Колокольчики» | Продолжать учить детей изготавливать элемент квиллинга – «стрелка». Закреплять умение накручивать элемент «капля». | Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, 5 голубых (розовых) и 6 зеленых полосок бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Пасхальная композиция» | Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз». | Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Далёкий и загадочный космос» (2 занятия) | Закреплять умение детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз». Научить детей изготавливать новый элемент «квадрат». | Основа - открытка, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, бусинки, бисер, блестки, инструмент для квиллинга. |
Апрель | «Птички на ветке весело поют» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль», «капля» и «глаз». | Основа с нарисованной веточкой, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Май | «Цветик-семицветик» | Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок). | Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга, зубочистки для стебля (зеленые), бусинки для серединки. пенопласт. |
Май | «Бабочка отдыхает на цветке» (2 занятия) (Итоговое занятие) | Закреплять умение складывать из полоски бумаги – пружинку, накручивать элемент «свободная спираль», «капля», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (бабочку). | Картон, трафарет цветочка, полоски шириной - 1см. (2 шт.), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. |
Перспективный план занятий.
3-й год обучения (подготовительный к школе возраст)
На третьем году обучения дети закрепляют полученные знания о технике квиллинг. Каждое занятие направленно на развитие глазомера, мелкой моторики рук. На улучшение внимания, памяти, творческого мышления, воображения творчества. В процессе таких занятий воспитывается воля, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, фантазия, эстетика.
Месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование |
Октябрь | «Беседа о чудесах из бумаги в технике квиллинг» | Повторить с детьми технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Вспомнить выполнение основных, 20 элементов квиллинга. | Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в течение учебного года, а также необходимое оборудование. |
Октябрь | «Яблоко на тарелке» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «глаз», «свободная спираль». Учить детей аккуратно вырезать силуэт из картона. | Яблоко (силуэт из картона), ножницы, клей ПВА, кисточки, красные полоски бумаги, инструмент для квиллинга. |
Октябрь |
| Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник». | Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, блески, вата, оборудование для квиллинга*. |
Октябрь | «Фрукты» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно вырезать силуэты фруктов по контуру. Закреплять у детей умение накручивать элемент: «свободная спираль», «глаз». | Готовая ваза для фруктов, силуэты фруктов, ножницы, оборудование для квиллинга*. |
Ноябрь |
| Закреплять умение детей накручивать элементы – «свободная спираль». Закреплять умение детей вырезать по контуру. | Основа лист картона с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для квиллинга*. |
Ноябрь | Открытка ко Дню матери (2 занятия) | Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник». | Картон, блестки, бусинки, паетки, бисер, оборудование для квиллинга*. |
Декабрь | «Снежинка-украшение для ёлочки» (2 занятия) | Закреплять умение детей накручивать элементы «тугая спираль», «капля», «глаз». | Оборудование для квиллинга*. |
Декабрь | «Новогодняя открытка» (2 занятия) | Закреплять умение детей складывать картон пополам. Учить детей делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша. Закреплять элемент - «свободная спираль», «капля». Продолжать учить склеивать две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов композицию. | Картон, простой карандаш, оборудование для квиллинга*. |
Январь | «Лисичка-сестричка» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Бумага для квиллинга оранжевого, белого и черного цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, лист картона голубого цвета. |
Январь | «Снегирь» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Продолжать учить склеивать две полоски в одну. | Силуэт снегиря на формате 20х30, бумага для квиллинга красного, чёрного, тёмно-синего цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточка. |
Январь | «Дымковская игрушка» (2 занятия) | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Картон для фона с нарисованной дымковской игрушкой, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки. |
Февраль | «Кошки-мышки» | Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы: «полукруг», «капля», «глаз». | Картон для фона, бумажные полоски чёрного, серого, белого и зелёного цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки. |
Февраль | «Влюбленные коты» | Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы квиллинга: «полукруг», «капля», «завиток». | Шаблон открытки (сердце), полоски бумаги белого, черного и розового цвета, оборудование для квиллинга*. |
Февраль | Рамка под гжель | Закреплять умение детей выполнять элемент: «капля». | Рамка-паспарту, сделанная из картона, оборудование для квиллинга*. |
Февраль | Открытка для папы на 23 февраля | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Нарезать полоску бумаги бахромой не доходя до края 0,5 см. | Основа - открытка, ножницы, оборудование для квиллинга*. |
Март | «Модная шляпка для мамы» | Закреплять умение детей накручивать элементы: «капля», «свободная спираль», «тугая спираль», «завиток». | Основа – шляпка из картона, оборудование для квиллинга*. |
Март | «Подснежники» | Закреплять умение детей накручивать элементы квиллинга: «тугая спираль», «глаз». | Основа-открытка, оборудование для квиллинга*. |
Март - Апрель | Панно «Времена года» (2 занятия) (коллективная работа) | Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга и составлять из них композицию. | Фон акварельная бумага 30х40, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки. |
Апрель | «Путешествие зайчат на воздушном шаре» | Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга. | Фон голубого цвета 20х30, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка. |
Апрель | «Пальма на чудо острове» (2 занятия) | Закреплять умение детей накручивать элемент квиллинга: «треугольник», «глаз». | Бумага 20х30 см голубого цвета, ножницы, заготовки черепашки и островка, оборудование для квиллинга*. |
Май | «Зоопарк» коллективная работа (2 занятия) | Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник». | Лист белой бумаги 30х40 см., силуэты мордочек животных, глазки, оборудование для квиллинга*. |
Май | «Волшебный ларец» | Закреплять умение накручивать элементы «глаз», «тугая спираль», «капля». | Коробочка из под крема, фольга, оборудование для квиллинга*. |
Май | «Весенняя поляна» (итоговое занятие) | Закрепить все элементы квиллинга. Развивать воображение, творчество, фантазию. | Оборудование для квиллинга*. |
* Оборудование для квиллинга: цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. «Бумажная мозаика». – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. «Поделки из бумаги». Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. А. Быстрицкая. «Бумажная филигрань».- «Просвещение», Москва 1982.
7. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000.
8. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Полигон С.-Петербург 1998.
9. Анна Зайцева «Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель» - Эксмо. – М.; 2013 г.
10. Моя страница в интернете на сайте Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru/user/89012
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого | Организация рабочего места | Основы квиллинга | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями | Знание базовых форм и условных обозначений | Владение разнообразными приемами | Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги | Умение пользоваться чертежами и схемами | Моделирование художественно-выразительных форм | Проявление творчества и фантазии в создании работ | Стремление к совершенству и законченности в работе | Система оценок: средний уровень, высокий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка________________________________________
Возраст____________
Вид и название детского объединения________________________
Ф.И.О. педагога________________________________________________
Дата начала наблюдения_________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей | |
1. Участие в проведении праздников, концертов | |
2. Участие в конкурсах | |
3. Работа по образцу | |
4. Работа с внесением изменений. | |
5. Работа над своим вариантом. | |
6. Конструирование. | |
7. Владение техникой. | |
8. Придумывание композиций. | |
9. Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
- Низкий уровень – 1б, 2б.
- Средний уровень – 3б, 4б.
- Высокий уровень – 5б.
уровни показатели | год обучения | ||
Н | С | В | |
1. Участие в проведении праздников, концертов. | |||
2. Участие в конкурсах. | |||
3.Работа по образцу. | |||
4.Работа с внесением изменений. | |||
5.Работа над своим вариантом. | |||
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. | |||
7. Владение техникой. | |||
8. Придумывание композиций. | |||
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. | |||
Средний процент |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________
Ф.И.О. педагога____________________________________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
№ п/п | Сроки диагностики Показатели | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным. | |||
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха. | |||
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии. | |||
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии. | |||
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. | |||
6. | Организовывать работу других на занятии. | |||
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. |
Умею всегда (5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации кружковой работы Конструирование из бумаги в технике « Квиллинг» для детей комбинированной группы с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости ...
Отчёт по кружковой работе "Квиллинг" в подготовительной группе
Таблицы диогностики на усвоение программы кружковой работы по "Квиллингу"...
Кружковая работа по квиллингу для детей старшей группы
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.Бумага — первый материал, из к...
Кружковая деятельность "Волшебный квиллинг"
Создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг....
Программа кружковой работы "Волшебный квиллинг"
Программа кружковой работы "Волшебный квиллинг" для детей старшего дошкольного возраста"...
Программа кружковой работы "Чудо - квиллинг""
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А.Сухомлинский...
Кружковая работа "Волшебный квиллинг"
В подготовительной группе ко Дню Матери, дети изготовили поздравительную открытку, с использованием технологии Квиллинг. В работе дети использовали формы: обычная спираль, глаз и капелька. Пришла зимн...