Кружковая программа "Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
совершенствование звукопроизношения у детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_gruppa.doc | 418.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СИБИРЯЧОК»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Программа дополнительного образования (кружковая работа)
«Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет»
Педагог: Московец Оксана Николаевна
П.г.т. Белый Яр
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Кружковая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз неделю, во второй половине дня, всего 36 занятий.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Данная программа апробируется на базе МБДОУ д/с «Сибирячок», группа «Ёлочка» в 2015 - 2016 учебном году.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
Список детей средней группы «Ёлочка»
1. Абдуллин Давид
2. Алыева Диана
3. Бахлыков Марк
4. Благодарёва Ангелина
5. Вдовина Алиса
6. Галиуллин Кирилл
7. Дрокин Артём
8. Завалина Анастасия
9. Завизин Саша
10. Каюмова Фатима
11. Кривенко Кирилл
12. Рубанов Глеб
13. Саломатин Давид
14. Хабирова Юлия
15. Черепанов Вова
16. Яндурин Алмаз
17. Яникеев Макар
18. Мусаев Эмиль
19. Грудинский Захар
20. Хасанов Руслан
21. Агаханова Севиля
22. Амиржанов Умар
23. Вандер Андрей
24. Габибуллаева Шапери
25. Каримов Артём
26. Кичеров Матвей
27. Мамедов Кэмран
28. Мунасыпова Агдалия
29. Мурзакова Евгения
30. Сидоренко Даниил
31. Смирных Антон
32. Шарафутдинов Айнур
33. Семёнова Полина
34. Балаев Рахман
Перспективный план на 2015-2016гг
Сентябрь
Занятие 1. Цыпленок и его семья.
Программное содержание: Продолжать учить координировать движения со словами, добиваться четкого произнесения чистоговорки [ж], развивать мелкую мускулатуру рук.
Занятие 2. История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали.
Задачи: Развитие мелкой моторики и координации движений. Провести логопедическую гимнастику, чистоговорку [c – c’]. Разучить игру «Кошка и цыплята».
Занятие 3. Белая козочка.
Цель: Развивать внимание, укреплять мышцы губ и развивать подвижность. Работать над четким произнесением звука [к-к’].
Занятие 4. У кошки день рождения.
Задачи: Развитие координации речи и движения, мелкой мускулатуры рук. Укреплять мышцы губ, мускулатуру языка и щек, развивать произвольные движения языка. Работать над четким произнесением звука [д-д’], разучить скороговорку «Щенок».
Занятие 5. Лесные звезды.
Задачи: Развивать координацию речи и движения, чувство ритма. Провести фонопедическое упражнение «Осенние листья». Способствовать преодолению утомляемости жевательной мускулатуры, укреплять мускулатуру языка и щек, развивать подвижность языка. Продолжать работать над звуком [д-д’]. Разучить стихотворение «Надо умываться».
Октябрь
Занятие 6. Зайка-огородник.
Задачи: Продолжать четко произносить звук [д-д’] c движениями, развивать мелкую моторику рук. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность, укреплять мышцы шеи, вырабатывать движение губ вперед, способствовать развитию зубочелюстной системы в акте речеобразования.
Занятие 7. Любимое кушанье
Задачи: развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движений. Развивать подвижность языка и укреплять мышцы щек. Способствовать развитию подвижности нижней челюсти. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимое для звука [р], растягивать подъязычную связку. Упражняться в произнесении скороговорки и чистоговорки. Упражняться на увеличение продолжительности выдоха. Развивать внимание.
Занятие 8. Дорога на мельницу.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [ш]. Развивать подвижность нижней челюсти.
Ноябрь
Занятие 9. Верные друзья.
Задачи: Закреплять знания детей о лесе. Упражняться в произнесении чистоговорки [ц]. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить образовывать прилагательные. Развивать мышечную силу и подвижность губ, способствовать растяжке подъязычной связки, укреплять мускулатуру щек.
Занятие 10. Сказка про зайцев.
Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Учить выполнять самомассаж мышц губ. Укреплять жевательную мускулатуру, укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Упражняться в произнесении звука [б-б’]. Развивать внимание.
Занятие 11. Круглый год.
Задачи: Развивать внимание. Работать над чувством ритма и координацией движений. Продолжать работать над четким произношением звука [б-б’]. Укреплять мышцы шеи, способствовать укреплению мышц гортани, тренировать способность к переключению с одной позиции на другую. Развивать мелкую моторику рук. Разучить упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревья».
Занятие 12. Времена года.
Задачи: Закреплять знания детей о временах года. Упражняться в произнесении звука [н-н’]. Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Работать над ритмом и координацией.
Декабрь
Занятие 13. Про Мурочку – Мурысоньку.
Задачи: Развивать моторику рук. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [к-к’]. Способствовать динамике движений кончика языка внутри рта, улучшать нервную проводимость, усиливать кровоснабжение мышц языка. Разучить стихотворение с движениями «Мурочка-Снегурочка».
Занятие 14. Мурка в город собирается.
Задачи: Развивать моторику рук. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [к-к’]. Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Работать над координацией движений, учить играть в игры народов мира.
Занятие 15. Как Мурочка Деда Мороза будила.
Задачи: Развивать координацию движений и ритм. Вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность его кончика. Разучить игру «Догонялки с мишкой», упражняться в произнесении чистоговорки на звук [р-р’]. Развивать моторику рук.
Занятие16. Дед Мороз
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Разучить стихотворение с движениями «Как на горке снег». Вырабатывать подъем языка, укреплять его мышцы. Работать над четким произношением звука [ц]. Развивать динамическую сторону общения.
Занятие 17. Снегурочка на новогодней елке в лесу.
Задачи: Развивать выразительность речи. Укреплять мышцы губ и формировать навык равномерного продолжительного выдоха. Упражняться в произнесении чистоговорки [к-к’]. Координировать движения языка, губ и выдоха. Развивать память.
Январь
Занятие 18. Волчья песня.
Задачи: Рассказать детям о рождественских колядках. Учить произносить скороговорку «Наш Полкан» в быстром темпе. Развивать мелкую моторику рук. Развивать дыхание в упражнении «Кукареша». Развивать мышечную силу губ и гортани. Способствовать развитию подвижности губ и нижней челюсти.
Занятие 19. Петушок
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Развивать динамическую сторону общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развивать память, внимание. Стимулировать движения нижней челюсти. Автоматизировать звук [ч] в чистоговорке. Знакомить с играми народов мира.
Занятие 20. Петух да собака.
Задачи: Упражняться в координации речи и движений. Развивать тонике движения пальцев рук. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Способствовать улучшению иннервации (нервной проводимости).
Февраль
Занятие 21. Бременские музыканты.
Задачи: Упражняться в развитии дыхания на гласные звуки. Учить делать самомассаж языка, укреплять круговую мышцу рта. Развивать координацию речи и движений. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки».
Занятие 22. Возьми меня с собой.
Задачи: Закреплять представления детей о Празднике 23 февраля – День защитника Отечества. Развивать внимание, дыхание. Вырабатывать гибкость и подвижность, упругость кончика языка. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки».
Занятии 23. А что у вас?
Задачи: Развивать гибкость и подвижность языка, научить держать язык распластанным, широким. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук, общую моторику.
Занятие 24 Горшочек каши
Задачи: Развивать память, внимание. Развивать координацию движений и речи. Развивать гибкость языка, тренировать в умении направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Упражняться в произнесении звука [ш]. Учить играть в игры народов мира.
Март
Занятие 25. Весна
Задачи: пополнение словаря прилагательных по теме “Весна”. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (развитие координации речи с движением). Развитие общей и мелкой моторики. Развитие высоты, силы голоса, его тембровой окраски. Работа над интонационной выразительностью речи. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, не перебивать.
Занятие 26. Вот так мастера
Задачи: Закрепить знания детей о празднике 8 Марта. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки». Разучить диалог «Сапожник». Развивать дыхание, внимание.
Занятие 27. Как стать большим
Задачи: Разучить стихотворение с движениями «Тик-так». Развивать тонкие движения пальцев рук. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. Учить удерживать губы и язык в заданном положении. Развивать общую моторику. Автоматизировать звук [в-в’] в чистоговорке.
Занятие 28. Даша и Маша.
Задачи: Развивать динамическую сторону общения . Развивать мелкую моторику рук. Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении. Разучить русскую народную закличку «Солнышко». Дифференцировать звуки [н-н’], [д-д’].
Апрель
Занятие 29. Как мышонок стал трудолюбивым
Задачи: Упражняться в произнесении шипящих звуков. Развивать общую моторику, мелкую моторику рук. Способствовать укреплению жевательно-артикуляторных мышц. Отрабатывать произвольные движения языка, укреплять кончик языка.
Занятие 30. Сказка про бурого мишку и мышку-вертушку.
Задачи: Укреплять мышцы губ. Упражняться в произнесении звука [ж] в чистоговорке. Стимулировать движения нижней челюсти. Развивать динамическую сторону общения.
Занятие 31. Чьи это ушки?
Задачи: Автоматизировать звук [н-н’]. Развивать координацию движений и речи. Развивать гибкость языка, его подвижность, укреплять мышцы языка.. Закреплять умение играть в подвижные игры, поднимать эмоциональный настрой.
Занятие 32. История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Активизировать мышц губ и зева. Стимулировать движения нижней челюсти. Дифференцировать звуки [ч –ш]. Развивать координацию движений и речи.
Май
Занятие 33. Красный фонарик
Задачи: Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать в речи звуки [л-л’]. Укреплять мимико-артикуляторные мышцы лица. Работать над выразительностью речи.
Занятие 34. Колесо
Задачи: Развивать внимание, мелкую моторику рук. Активизировать в речи звуки [в-в’]. Развивать координацию движений и речи. Укреплять мускулатуру губ и щек. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки).
Занятие 35. Бычок – смоляной бочок.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать в речи звук [ч]. Стимулировать мимико-артикуляторные мышцы лица. Продолжать знакомит детей с устным народным творчеством.
Занятие 36. Коза – обманщица
Задачи: Разучить русскую народную потешку «Козонька рогатая». Развивать тонкую мускулатуру пальцев рук. Отрабатывать подъем языка. Развивать подвижность кончика языка. Автоматизировать в речи звуки [л-л’]. Развивать динамику и ритм. Развивать внимание.
Список используемой литературы
- М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
- Н.В. Нищева «Будем говорить правильно» Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношений.
- К.Н. Слюсарь «Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет»
- О.А. Новиковская «Логоритмика»
Картотека
- Пальчиковая гимнастика
- Чистоговорки
- Физкультурные минутки
- Артикуляционная гимнастика
- Музыкальный репертуар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.
Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы: Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...
Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.
Задачи кружковой работы:· Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...
Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»...
Открытое занятие в рамках кружковой деятельности "Капельки" с детьми старшего дошкольного возраста
laquo;Формирование певческих умений и навыков с элементами изучения музыкальной грамоты»Цель:формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-познакомить...
Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...
Кружковая работа. "Ладушки" с детьми раннего возраста.
Дополнительное образование, кружок "Ладушки" знакомство детей раннего возраста с устным народным творчеством. Сказки, потешки, попевки....
Проект «Юные теннисисты» ( кружковая работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении)
Дать возможность самореализации одарённой личности в физическом развитии....