Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Моя семья"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Веретельник Алла Васильевна

Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми  старшей группы по теме "Моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме:

«Моя семья»

Месяц: ноябрь.

Варианты тем недели:

  • Я и моя семья.
  • Домашние питомцы.

Основные задачи:

  • Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела  и об особенностях функционирования человеческого организм.
  • Расширять представления детей о роли гигиены и режима дня для здоровья человека; формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  • Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.
  • Формировать представления о семье и ее истории; закреплять знание своего имени, имен членов семьи; семейных связях и отношениях; воспитывать чувства любви,  уважения, заботы к  родным и близким.
  • Развивать интерес у детей к дальнейшему познанию родного города; уточнить знания своего микрорайона; закрепить знания домашнего адреса; воспитывать культуру поведения на улице, дома, в детском саду.
  • Расширять и  активизировать словарь, составлять рассказы из личного опыта, по картинам и мнемотаблицам; развивать коммуникативные качества: свободное общение со взрослыми и детьми, умение объединяться, договариваться, презентовать проекты.
  • Расширять представления о домашних питомцах, их повадках, зависимости от человека; воспитывать  бережное, заботливое отношение к ним.
  • Создавать детям условия для отражения своих  впечатлений (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, зоопарка и т.п.) в различных видах деятельности.
  • Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа.

Итоговые события: презентация творческого проекта «Моя семья», концерт для мам, фотовыставка «Мой любимый питомец»,

конкурс портретов «Моя мама».

Образовательные области

Совместная образовательная деятельность с детьми

Речевое развитие

Беседы: «Моя семья», «Мой любимый домашний питомец».

Составление рассказов из опыта/рассматривание фотографий: «Со мною бабушка моя…», «Вот я какой!», «Моя  мама самая…», «Мой папа самый…», «Как мы проводим выходные?».

Интервьюирование: «Расскажи мне о себе»,  «Расскажи о своем домашнем питомце», «Моя мама самая…», «Мой папа самый…», «О чем ты мечтаешь?».

Сочинение сказки: «Жил был…(щенок, котенок, хомячок, попугай).

Игры-диалоги/этюды:  В.Сутеев «Кто сказал Мяу»,  Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Сочинение  и отгадывание загадок и стихов о человеке и частях тела, семье,  домашних питомцах.

Составление рассказов по мнемотаблице:  «У меня живет…».

Составление рассказа по сюжетной картине: «Домашние  заботы».

Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?». 

Чтение/пересказ: ненецкая сказка «Кукушка», К. Паустовского « Кот – ворюга», Е.Чарушин « Почему Тюпа не ловит птиц» , Л.Н. Толстой

 « Котенок», Э.Ю. Шим « Брат и младшая сестра».

Чтение/рассматривание/обсуждение: Я.Аким «Моя родня», «Кто кому кто?», А.Барто «Перед сном», «Я расту», С.Махотин «Воскресенье», И.Ищук «У деда Вани», Ю.Коваль «Дед, баба и Алёша», Р.Рождественский «Моя бабушка», М.Яснов «Вот как я семью нарисовал» , К.Паустовский «Кот-ворюга», В.Сутеев «Кот- рыболов», Э.Успенский «Ты и твое имя», Н. Носов «Живая шляпа», Л.Барбас «Жили- были улицы».

Чтение/заучивание: Л.Квитко «Бабушкины руки», Э. Мошковская «Дедушка и мальчик»; В. Руссу «Моя мама», Н.Сынгаевский «Помощница», Е.Благинина «Посидим в тишине».

Словесные дидактические игры:  «Я знаю пять имён...», «Если папу зовут …, то мое отчество…», «Только на эту букву», « Когда так говорят?»,  «Что мы видим за окном?», «Подскажи словечко», «Наоборот», «Найди однокоренные слова», «Я вам представлюсь…».

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя/просмотр слайдов/познавательное общение: «Кто такие предки?», «Как жили древние люди?», «Многие ученые считают нашими предками обезьян – как вы считаете, правда ли это? Чем мы похожи/чем отличаемся?»  

Рассматривание с обсуждением по генеалогическому древу «Моя семья».

Рассматривание карты Фрунзенского района: найти на ней свою улицу.

Рассматривание: иллюстраций, картин, фотографий ( семья, домашние питомцы); детской энциклопедии «Здоровые дети».

Беседа: «Как растёт всё живое?» («Машина времени»), «Традиции нашей семьи», «Если у вас появился питомец…».

 Дидактические игры:  «Кто во что играет (игры девочек и мальчиков)?»; «Что было бы если..», «Разложи по порядку»,  «Четвертый лишний», «Отвечай быстро», «Угадай кто», «Чей домик (домашние питомцы)», «Чей хвост?», «Кому принадлежит?», «Чей голос?», «Один-много»,  «Чем полезны»,  «Найди общее и разницу», «Маленькие помощники».

Творческие проекты: «Герб нашей семьи», Мой любимый питомец».

 Создание в группе альбомов:  «Береги свое здоровье», «У меня семья большая».

Решение проблемных ситуаций: «Для чего мышкам нужны кошки», «Если мама/папа заболел(а)?», «Один дома».

ФЭМП:  развивающие игры «Танграм»,  «Волшебный треугольник», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Колумбово яйцо».

Составление алгоритмов/схем:  «Как ухаживать за кошкой/собакой».

Познавательно-исследовательская деятельность: «Наши помощники – глаза», «Проверим слух», «Мой замечательный нос».

Создание схем и конструирование:  оригами «Котенок» (щенок);

 из природного материала «Моя семья», «Мой питомец»;

из конструктора «Клетка для попугая», «Дома на нашей улице» ( из крупного конструктора);  

выкладывание из палочек по схеме: улицы, перекрестки.

Чтение с обсуждением: К.Горбачевич и Е.Хабло «Почему так названы?» (научить детей находить в книге ответ на вопрос «Почему так называется ваша улица?»)

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Моя семья: Семейный обед», «Парикмахерская: Моя мама парикмахер», «Скорая помощь: Бабушка заболела»; «Больница: Мой папа врач»»;  «Ветеринарная лечебница».

Игровая ситуация: «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей».

Решение проблемных ситуаций: «Почему я похож одновременно на маму, папу, дедушку и  бабушку», «Почему стареют люди?».

Игра - драматизация по стихотворению  Э.Успенского: «Разгром» (Мама приходит с работы…); В. Осеева «Что легче?» ( Правда или ложь).

Совместные игры-фантазии: «Похожи ли на нас инопланетяне?».

Режиссерская игра по сказке В.Сутеева «Три котенка». «Новые приключения героев сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».

Театрализованная игра по мотивам сказки «Кошкин дом».

Беседа: «Мама - слово дорогое!», «Две матери, две дочери и бабушка с внучкой», «Что ты знаешь о себе?»(ФИО, возраст, адрес), «Волшебные слова - почему они волшебные?».

Чтение с обсуждением проблемных ситуаций: Г.Остер «Вредные советы»; В.Осеева «Что легче?», «Сыновья», «Волшебное слово».

Экскурсия в медицинский кабинет, по улице (на которой живешь с родителями).

Составление и рассматривание альбомов с семейными фотографиями, с домашними питомцами.

Просмотр презентации с обсуждением: «Удивительный мир домашних питомцев», «Моя семья» (семейные проекты)

 Этюды (невербальные средства выразительности)/общение: «Мама устала/испугалась/огорчилась…», «Папа обрадовался/рассердился…»  и т.д.

Дидактические игры: «Собери из частей», «Дом на нашей улице»,  «Моя дружная семья»

 Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Чтение/драматизация: Шарль Перро «Красная шапочка», Г.Остер «Котенок по имени Гав».

Совместные игры-фантазирования: «Забавные истории с домашними  питомцами: котом Мурзиком, щенком Тяпой, попугаем Кешей…», «Как я стал домашним?» (от имени животного).

Свободное общение: «А без папы и без мамы, это что за выходной?...», «Кем я буду, когда вырасту?», «Кто живет в моем доме?», «Расскажи о своем доме» (с использованием алгоритмов), с уточнением домашнего адреса и телефона.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «Мать», В. Иванов « Семья», А.А.Пластов «Мама».

Рисование по представлению: «Портреты моих родных»,  «Мы гуляем с папой и мамой», «Я на маму так похожа…», «Мой питомец», «Вот моя улица – близкая, родная» (восковые мелки).

Декоративная рельефная лепка «Корзина с цветами» (к дню Матери).

Лепка: «Девочка в нарядном платье», «Узнаёте? Это – Я», «Попугай Кеша».

Аппликация:  «Из бумажного листка сделай ты себе дружка», «Поздравительная открытка ко Дню Матери»,  «Мамин портрет» (Бумажная пластика)

Создание картинной галереи  «Семейный портрет».

Создание коллажа «Моя семья» (фото, журналы, бумага и т.д.).

Оформление  плакатов о ЗОЖ  «Береги свои глаза».

Коллективная работа:  «Моя мама самая….» с использованием аппликации и дорисовывания деталей.

Игры:  «Исправь ошибку художника», «Дорисуй…», «Узнай по силуэту».

 Слушание: «Кто поет?», «Рассказ папы»  Г.Левкодимова, «Сказочка», «Раскаяние»  С.Прокофьев, «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка, «Лесенка» Е.Тиличеева,  «Музыкальный домик», «Лифт»  Т. Бырченко.

Пение: «Моя семья», «Бабушка моя» Е.Гомонова, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Мой дедушка» А.Филиппенко, «Котик» А. Долухонян, «Тяв, тяв» В.Герчик, «Играй, сверчок» Т. Ломова, «Рыбка» муз. М.Карасева,  слова М.Клоковой, «К нам пришли гости» А.Александрова, «Лучше нет родного края» В.Кожухин, «Край родной» Е.Гомонова.

Танцевальная деятельность: танцевальные движения, имитирующие походку членов семьи, «С котенком» Т.Ломова,  «Вальс кошки» В. Золотарев, «лесенка» Е. Тиличеева.

Игровая деятельность: «Где мои детки?», «Мама и детки», «Громко-тихо запоем», «Мыши и мышеловка», «Кот Васька», «Часики»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Белкина зарядка».

Тематические комплексы ОРУ.

Физкультминутки «Наши ручки», «Мы топаем ногами», «Вот помощники мои», «Котище», «Три котенка», «Мы проверили осанку».

Динамические паузы: «Кролик».

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик – дедушка…», «Как у нас семья большая…», «Котята», «5 поросят».

Подвижные игры: «Мы – весёлые ребята», «Лавата», «Буги-вуги», «Лиса в курятнике»,  «Кот и мыши», «Обезьянки»

Спортивно-дидактическая игра "Путешествие за витаминами здоровья".

Игровое упражнение «Ровные спинки», «Найди отличие».

Бодрящая гимнастика «Мышки просыпаются».

Спортивные игры: «Городки», «Бадминтон».

Эстафеты «Быстрее, выше, сильнее».

Физкультурный досуг «Путешествие в Зоопарк».

Создание условий для самостоятельной деятельности

Центр речевой активности:

Сюжетные  картины, иллюстрации для рассматривания и общения по теме «Семья», «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила культурного поведения); альбом фото «Моя семья», «Моя улица».

Экран настроений.

Кубики с буквами В.Воскобовича.

Дидактические игры: «Кто кому кто», «Так и не так», «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы?», «Что сначала, что потом», «Витаминные домики»; «Разложи всё по порядку».

Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий  и рассказывания по темам: «Семья», «Домашний питомец»

Игрушечный микрофон для игр-интервью.

Книжный уголок:

Я.Аким «Моя родня», «Кто кому кто?»; С.Махотин «Воскресенье»; Ю.Коваль» Дед, баба и Алёша»; М.Яснов «Вот как я семью нарисовал», С.Михалков «Тридцать шесть и шесть» , «Прививка», «А что у вас», Э. Мошковская «Про витамины», «Про солнце», «Про зубы», «Про зарядку», «Про лекарственные растения», «Про здоровье»;«Я не плачу», «Про себя и про ребят»  Я. Тайц; «Про нос и язык» Е.Пермяк; «Вот какая мама» Е. Благинина, «Все на всех» А. Барто, С.Прокофьева «Силач», Э. Мошковская  «Дедушка и мальчик», В. Руссу «Моя мама», «Помощница» Н.Сынгаевский, Детская энциклопедия о здоровье и здоровом образе жизни; Книги о физкультуре и спорте; иллюстрации, альбомы для рассматривания

Центр логико-математического развития:

Интеллектуальные развивающие игры: палочки Къюизинера, блоки Дьенеша, Танграмм, игры В.Воскобовича, Б.Никитина.

Счетные линейки, счеты, счетные палочки, пеналы с геометрическими фигурами.

Набор кубиков, карточек с числами и числовыми фигурами, магнитных цифр.

Набор планов пространств: детского сада, группы, участка.

Логические таблицы.

Часы.

Центр природы и экспериментирования:

Лаборатория «Почемучка»: наборы для экспериментирования.

Календарь отрывной, настенный.

Центр  строительно-конструктивных игр:

Деревянные настольные и напольные наборы конструктора и игрушки для обыгрывания построек.

Схемы для создания построек: «Мой дом»,  Игровой макет «Улицы города» (перекресток), набор дорожных знаков, светофор для обыгрывания сюжета «Мой путь из дома до детского сада».

Центр творческих  игр:

Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов, атрибуты для с/р игр, «Ветеринарная лечебница», «Семья» сюжет «Семейный обед».

Центр продуктивных видов деятельности:

Фотографии на тему «Моя семья», книги-раскраски  для выполнения творческих заданий.

Изобразительный материал, материал для декорирования открыток-поздравлений  мамам  (нитки, фантики, кусочки обоев, тесьма и др.)

Центр музыкальной деятельности:

Детские музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные);

Игрушечный микрофон.

Центр двигательной активности:

«Городки», «Бадминтон»

Взаимодействие с семьей

Создание папок-передвижек «Что ребенок должен знать о своей семье?», «Обязанности ребёнка в семье»,  «Режим дня дошкольника», «Как изготовить генеалогическое древо».

Совместное оформление генеалогического древа семьи (2-3 поколения).

Создание альбома «Моя семья», «Я на маму так похожа»,  «С папой на тренировке», «Мой питомец».

Разработка маршрутов выходного дня:  «Мама, папа и я – спортивная семья»,  «Прогулка с четвероногим другом»,  «Семейный поход в цирк», «Прогулки по улицам Фрунзенского района».

Создание папок-передвижек «Домашний питомец в семье»,  «Мы в ответе за тех, кого приручили»,  «Наш Фрунзенский район».

Родительская гостиная «Наши увлечения: значки, открытки, магниты».

Гость группы «Я работаю ветеринаром» (Стоматологом, врачом, парикмахером и т.д.).

Мастерская «Очумелые ручки» «Животные из бросового материала».  

Конкурс совместных рисунков «Мой любимый домашний питомец».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности в средней группе

Комплексно-тематический план в средней группе с учетом современных требований. Тема "Домашние животные". Продолжительность 2 недели....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Сентябрь....

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента  в младшей группе детского сада....

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в средней группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкально - образовательной деятельности с включением регионального компонента в средней группе детского сада...

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе на сентябрь по теме "Моя семья"

Цель: расширять представления детей о семье и отношениях с близкими, о занятиях членов семьи, семейных традициях, праздниках; развивать привязанность к семье; воспитывать любовь к родителям, уважение,...