Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
консультация
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_syuzhetno-rolevoy_igry_na.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста проявляют больший интерес в сфере взаимоотношений между людьми. Дошкольникам свойственно подвергать критическому анализу оценки взрослого. Под влиянием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном разграничиваются более отчетливо.
У старших дошкольников накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает усиленно пополняться. У детей возникает стремление поделиться своими знаниями и впечатлениями с ровесниками, что содействует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор детей данного периода жизни может являться фактором, положительно воздействующим на его успешность среди сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста выработано устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и возможностях. Они способны проявлять эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При подготовке к совместным играм старшие дошкольники умеют договариваться, а также учитывать интересы своих сверстников, в определенной степени подавлять свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала выражается в умении выполнять инструкции взрослого (воспитателя), следовать правилам игры. Дети старшего дошкольного возраста стараются добросовестно выполнить то или иное задание, сравнить с образцом и в случае необходимости переделать. Также в данном возрасте развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Детям старшего дошкольного возраста свойственно доминирование общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе постижения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка детей старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более свойственно ее завышение, чем занижение. Дети более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
Старший дошкольник способен распознавать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются стабильные чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
любопытство
любознательность
чувство юмора
удивление
К эстетическим чувствам можно отнести:
чувство прекрасного
чувство героического
К моральным чувствам можно отнести:
чувство гордости
чувство стыда
чувство дружбы
Ведущая деятельность детей-дошкольников сюжетно-ролевая игра. Она относится к символико-моделирующему типу деятельности. Содержание игры – воссоздание и освоение отношений между людьми.
Что касается особенностей межличностных отношений со сверстниками, то здесь можно выделить следующее: появление совместных игр, значимость сверстника как партнера по игре, дифференциация отношения к сверстникам, формирование привязанности к сверстникам и дружеских отношений детей, образование детского сообщества [30].
Психологический энциклопедический словарь дает следующее определение межличностным отношениям. Межличностные отношения – это отношения между членами группы, обусловленные их личными качествами [12].
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения[16].
Особенности межличностных отношений:
1. носят взаимный характер (взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие, взаимопомощь);
2. чувства симпатии и антипатии. Симпатия – внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям. Антипатия – чувство неприязни, нерасположения. [25].
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит, в основном, от условий воспитания детей в семье и детском саду. Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными детьми играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений. Воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития дружеских отношений всех воспитанников группы. Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение и для подготовки его к школе.
Характер детской дружбы в полной мере зависят от того, какие интересы и какие потребности ее скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединения детей старшего дошкольного возраста строятся в первую очередь на основе игровых интересов и определенных игровых умениях (умения придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.) Кроме того, при выборе друга оцениваются также определенные личностные качества: справедливость («не только один хочет быть главным, когда играем»); организаторские умения; помощь другу, доброта, заботливость; четкое следование правилам игры и др.
Способствует дружеским объединением в игре и наличие у ребят общих познавательных интересов, которые помогают развитию творческих, содержательных игр.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. Возможности для проявления самодеятельных форм поведения, которыми располагает игра, очень важны для каждого ребенка: он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для трудовой деятельности). Соответственно и педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями в ней своеобразно. Здесь не приемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил и т.п., он должен выступать в роли участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с другом или с группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре. Например, видя, что девочка, изображающая доктора, нетерпелива и недоброжелательна к пациентам, воспитатель не делает ей замечаний типа: «Таня, веди себя, как полагается, будь вежливой», а говорит: «Доктор, не волнуйтесь. Вы успеете принять и полечить всех. Вы ведь заметили, когда разговаривали ласково с мамой и Леной и ее сыночком, они все выполнили, как им говорили!» Такого рода подсказки обычно принимаются ребенком, помогают ему наладить игру.
Известно, что игры детей имеют как бы два плана отношений, тесно связанные между собой: воображаемые, которые строятся в соответствии с принятой ролью, сюжетом, и реальные отношения детей как участников совместной игры. Эти отношения иногда совпадают (или почти совпадают). Такое положение радует воспитателя: значит, дети его группы умеют не только придумывать хорошие игры, в которых отражаются ценные стороны социальной жизни людей, но они – друзья по общей игре – уже неплохо овладели нормами и правилами положительных взаимоотношений. Без этих навыков ребята не смогут договариваться (исходя из правил дружбы и вообще из правил нравственного поведения) о предстоящей игре и необходимом материале, распределять роли, уточнять в ходе игры дальнейший план действий и т.п. Вместе с тем эти два вида отношений не тождественны. При вполне благополучном сюжете могут проявляться и явно и скрытно негативные реальные взаимоотношения: дети как бы выходят временно из игры, превращаясь в обыкновенных ребят, и действуют так, как они могли бы действовать в быту: резко выражать свое недовольство, не подчиняться и т.д.
На развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает содержательная, длительная по своему характеру сюжетно-ролевая игра. Например, исполняя героическую роль, ребенок стремится всем своим поведением доказать ее высоконравственную сущность (быть смелым летчиком, спасать людей). Такая целенаправленность поведения чрезвычайно важна для формирования моральной устойчивости личности. Поощряя подобные игры, следует одновременно воспитывать у детей умение правильно вести себя в повседневной жизни, во всех видах деятельности, внимательно относиться к окружающим людям, друзьям.
Педагог ставит в этой связи задачи воспитания уважения к взрослым, организованности, развития и укрепления дружеских взаимоотношений между детьми (вежливо и приветливо разговаривать друг с другом, считаться с мнением друга, проявлять отзывчивость, заботиться о младших, защищать слабых, помогать друг другу); умения делиться с друзьями игрушками; справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Необходимо также развивать желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость. Если воспитанию дружбы между детьми педагог уделяет особое внимание, то на передний план ярко выступает ее эмоциональная и интеллектуально-моральная стороны, основу которых составляют такие качества личности как: отзывчивость, симпатия, стремление преодолеть свое желание в пользу другого, желание помочь другу, общность игровых и других целей. Дружеские отношения обязательно будут выражаться в соответствующих действиях, поступках, в поведении и деятельности, в добрых словах.
Педагог должен внимательно наблюдать за играми детей; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. При этом руководствоваться можно примерно следующими показателями состояния дружбы между детьми в группе:
1. предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особо заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
2. интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, о совместной игре и роли, считаться с интересами других детей;
3. проявление заботы о друге по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, для группы), желание выручить друга;
4. способность поступиться личным желанием в пользу друга (по справедливости), получая при этом удовлетворение;
5. выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого); дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений.
Усвоение правил поведения, связанных с выбором темы и сюжета игры, распределение ролей, с договоренностью об основных действиях играющих, способствует регулированию детских взаимоотношений, а в конечном итоге и развитию дружбы. Дети должны усвоить следующие основные правила, связанные с играми:
1. договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым;
2. предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушай предложения других детей, не перебивай их;
3. всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть;
4. не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими;
5. не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения;
6. когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь;
7. старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре;
8. если начал игру с другом, не бросай ее без их согласия.
Все эти правила не заучиваются детьми специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие правила.
Если работа по воспитанию дружбы ведется регулярно, то анализ поведения детей показывает положительные сдвиги в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, которые формируются в связи с игрой и в самой игре [4].
Список литературы
1.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.
2.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст]: М.И. Еникеев. – М., 2007. – 558с.
3. Куницина В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов./ В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. –СПб.: Питер, 2002. –544с.
4.Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений./ Л.Д. Столяренко. – Ростов.: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
30.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст]: Г.А. Широкова. –Ростов.: Издательство «Феникс:, 2007. –382 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Влияние речевых нарушений на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для педагогов...
Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...
Статья"Влияние общего недоразвития речи на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста"
В статье раскрыт вопрос влияния речевого заключение общее недоразвитие речи на межлчностные отношения...