РОЛЬ ИГРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
материал на тему
Выступление на медицинской научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ № 24
ВОСПИТАТЕЛЬ КАУРКИНА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
ДОКЛАД
ТЕМА: РОЛЬ ИГРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В своем докладе о реабилитации детей посредством игры, я не хочу употреблять выражение - умственно отсталые дети, поэтому я заменю его на другое - особенные дети.
Мир ребенка реален и он существует в игре, дети рассказывают о нем в игре. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка, тем более для особенного, является игра и разнообразная деятельность.
Я не буду перечислять все функции, которые выполняет игра, я хочу остановится на одной – терапевтической. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».
Последнее время меня интересуют арт-терапевтические элементы в играх и деятельности детей, которые я стараюсь внести в свою работу.
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и др.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Каждая игра, о которой я сейчас расскажу, содержит какой-либо элемент классической или современной арт-терапии, тем самым в ребенке развивается воображение, творчество, умение созидать, удовлетворяется потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.
Я не сторонница дорогих игрушек и сложных игр. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. Орудия их игр должны быть послушны им, должны быть податливы, гибки и превращаться во все, во что нужно, по требованиям игры. Игрушки очень сложные и дорогие стесняют детей, сковывают их фантазию, предопределяя детскую игру.
Разнообразить детскую игру я стараюсь изготовлением игрушек собственными руками. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего.
Так, например, придуманная и созданная своими руками игра «Мир, в котором я хотел бы жить». На макете земли дети размещают фигурки животного и растительного мира, транспорт земной и морской, фигурки людей и их жилищ. Тем самым в форме игры дети познают окружающий нас мир. (фото 1,2,3)
В любую дидактическую или настольную игру легко внести освежающий и увлекательный момент в форме сочиненной вместе с детьми сказки, стишка или истории. Так дидактическая игра «Помоги собачке избавится от блох» начинается сочинением вместе с детьми историей про щенка, который вырос и заболел, а мы его будем лечить. (фото 4,5,6,7)
Другие игры «Вырасти грибы», «Собери овощи, фрукты», можно разнообразить элементом драматизации: надев ребенку шапочку того или иного сказочного персонажа, в изготовлении которых ребенок принимал участие. (фото 8,9,10,11,12,13)
Хочется особенно отметить театрализованные игры – они являются не только основой обучения и развития особенных малышей, но и приносят огромную радость. Так игра «Клоуны» из театрализованной, может плавно перерасти в подвижную, танцевальную игру или игру на развитие мелкой моторики. (фото 14,15,16,17,18)
Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для предотвращения детских страхов широко используют рисование. В своих рисунках дети могут выразить не только свои умения, но и свое настроение, главное позволить им самим выбрать цвет краски, соответствующий их настроению и позволить рисовать, как они хотят. Можно поэкспериментировать и научить детей нетрадиционному рисованию: через трафарет зубной щеткой через расческу наносятся разноцветные брызги. Дети очень любят все неожиданное. (фото 19,20,21,22,23,24,25,26)
Давно подмечено, что музыка и движения под музыку воздействуют на детскую психику волшебным образом! Они могут возбуждать и успокаивать, давать импульсы для развития воображения. А если попробовать позволить детям самим сочинить музыку? Посмотрите, какие сосредоточенные и задумчивые лица. Они сочиняют, сами, причем используют не один палец, как те, кто не умеет играть на пианино, они уверены, что умеют и знают, как это делается. (фото 27,28)
А сколько новых чувственных ощущений дают игры с песком, водой. В условиях группы мы заменили песок манной крупой. Ее можно пересыпать, понюхать, попробовать на вкус, рисовать на ней, выбирать, просыпанные в нее бусинки, на манке остаются различные следы: от ладоней, от машин. Может и незатейливо, но, сколько радости и удивления. (фото 29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39)
С водой мы придумали интересную игру «Аквариум»: на дно прозрачной тары размазывается пластилин. Дети заполняют дно аквариума бусинками, камешками, ракушками, наливают воду и запускают рыбок. Как говорится просто, со вкусом и увлекательно, опять же дети имеют возможность творческого подхода к игре. (фото 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49)
Игры, в которых ребенок самостоятельно устанавливает свои правила и добровольно им подчиняется, доставляют максимальное удовольствие детям. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Сделав для детей настольный игровой уголок из бумаги, можно понаблюдать за тем, как они хотят играть, как строят отношения друг с другом, как поделят постройки, как решат свои конфликты. Преимущество этой игры в том, что не надо бояться, что она сломается, всегда можно сделать новую. (фото 50,51,52,53,54)
В конце любой игры или занятия, спросив детей «Настроенье какого?», я всегда слышу в ответ «Во» и вижу поднятый вверх большой палец. (фото 55,56)
Нетрудно проследить выводы, которые напрашиваются сами собой.
Игры с элементами арт-терапии помогают детям:
- познавать себя и окружающий мир,
- снизить эмоциональную тревожность,
- повысить самооценку,
- развивать коммуникативные навыки. В таких играх используются в основном средства невербального общения. Это очень важно для людей, которые не могут выразить свои мысли в словах, именно нашим детям.
- способствовать развитию самосознания,
- улучшить детско-взрослые отношения,
- способствуют закреплению положительных поведенческих реакций,
- являются хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для особенных детей. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения.
И можно уже смело говорить, что арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детских учреждениях она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Использование термина «арт-терапия» не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции, что так важно в работе с особенными детьми. На этом я хочу закончить свое выступление. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...
Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...
Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование
В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР....
Статья. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей....
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА.Музыкальная реабилитация детей-инвалидов
Каждый ребенок особенный - ВСЕ дети разные.Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья - в нашем детском саду ведется ежегодно. Взаимодействие с семьями наших " особенных" воспита...
Роль обучения детей-инвалидов дошкольного возраста в процессе реабилитации
Презентация на тему "Роль обучения детей-инвалидовдошкольного возраста в процессе реабилитации"...
Семинар для родителей на тему «Эффективные способы домашней комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ».
Семинар на тему «Эффективные способы домашней комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ». Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся курса...