Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
методическая разработка по теме
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у Катаевой А.А. Стребелевой Е.А. из книги “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_igr_i_uprazhneniy.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у Катаевой А.А. Стребелевой Е.А. из книги “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников”.
1. “Познакомимся с Аней”
Педагогический замысел: Познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть с нею. Познакомить с несложными игровыми действиями с куклой. Стимулировать сопровождение действий речью.
Содержание игры:
Дети удобно располагаются на коврике вокруг воспитателя. Воспитатель говорит, что сегодня к детям пришла кукла Аня и она хочет познакомиться с каждым малышом. Кукла Аня “подходит” к каждому ребенку по очереди, протягивает руку и говорит “Я – Аня, а тебя как зовут?”. Дети отвечают, воспитатель предлагает пожать Ане руку.
Далее воспитатель обращается к кукле: “Аня, хочешь с нами посидеть на коврике? Садись Аня! Дети, попросите Аню сесть” – воспитатель стимулирует детей к обращению с куклой с помощью речи и жестов.
“Аня, как настоящая девочка, - продолжает воспитатель – вот у нее руки. (Речь воспитателя сопровождается указательными жестами) Где у Ани руки? Где ноги? Рот? Нос?”
2. “Кукла Аня ходит”.
Педагогический замысел: Продолжать учить детей играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия и познакомить с новыми действиями. Стимулировать сопровождение действий речью. Формировать элементарное умение передавать отношение к кукле как к ребенку: выражать ласку и заботу (поцелуи, поглаживания и т.д.).
Содержание игры:
Воспитатель приглашает детей поиграть с ним.
Подвижная игра с речевым сопровождением.
“Большие ноги идут по дороге”
Воспитатель и дети движутся по кругу или по прямой линии, произнося слова “Топ, топ, топ”. При этом все делают большие шаги. “Маленькие ножки идут по дорожке”, - продолжает воспитатель, дети вместе с ним делают маленькие шажки и тихо произносят “Топ, топ, топ… в ямку – бух!”- все приседают, “падают ” в ямку. “Как упали дети? Бух! Бух! Сидят в ямке, слышат кто-то поёт: а-а-а. Кто это поёт? Правильно, Аня поёт. Как поёт Аня? Позовем Аню, пусть поможет выбраться из ямки!” Дети по очереди и хором зовут Аню. И игра повторяется заново.
3. “Во что одета кукла Аня”.
Педагогический замысел: Продолжить учить детей играть с куклой. Учить называть предметы одежды. Учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению). Развивать положительное эмоциональное отношение к кукле.
Содержание игры:
Воспитатель раздает красные и желтые платочки детям, они становятся в кружок, помахивают платочками под речевое сопровождение воспитателя “У кого в руках платочек, тот пойдет ко мне в кружочек. Он платочек свой покажет и всем весело помашет”. Дети начинают кружится помахивая платочками над головой. Взрослый раздает детям кукол и говорит, что платочки они будут надевать на кукол. Дети действуют по подражанию. А потом воспитатель предлагает одеть кукол в одежду: туфли, платье.
4. “Моем руки Ане”.
Педагогический замысел: Учить детей новому игровому действию с куклой: мытье рук. Учить выполнять последовательную цепочку действий по подражанию действиям взрослого. Побуждать к речевому сопровождению действий по образцу.
Содержание игры:
Дети заходят и рассаживаются вокруг маленького стола, на котором всё приготовлено всё для игры. Воспитатель сообщает им, что кукла Аня запачкала руки, спрашивает, что надо делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают и называют с помощью воспитателя необходимые для этого принадлежности. Воспитатель спрашивает о назначении каждого предмета. Сначала педагог показывает, как надо мыть кукле руки, сопровождая свои действия речью. А потом каждому ребенку раздается по кукле и предлагается помыть им руки: “Анины подружки пришли с прогулки, давайте поможем им помыть руки? ”
5. “Угостим Аню чаем”.
Педагогический замысел: Учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Содержание игры:
Воспитатель накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. Воспитатель говорит детям что за этим столом они будут поить чаем своих кукол. Дети выбирают себе по кукле и садится с ними за стол. Воспитатель начинает поить свою куклу чаем сопровождая действия речью. “Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай наливаю в чашку… положу сахар… ложкой размешаю… пей чай…Не торопись, чай горячий..”
6. “Укладывание Ани спать”.
Педагогический замысел: Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу на подушку головой, накрыть одеялом. Учить ласково обращаться с куклой, обращаться к ней как к дочке.
Содержание игры:
На ковре располагаются кроватки и кукольные стулья. Воспитатель предлагает детям уложить куклу Аню спать. “Наступает ночь и всем пора спать. Давайте уложим Аню спать. Что нам для этого нужно?” Дети говорят (показывают) кровать, матрац, подушку и одеяло. Воспитатель говорит: “Ложись, Аня, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи!”
Игры для развития неречевого слуха.
7. “Тук-тук-тук”
Педагогический замысел: Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показывать, что неречевые звуки могут о чем-то сообщать, предупреждать.
Содержание игры:
Дети садят на стульях, воспитатель сидит с ними. Раздается стук в дверь. Воспитатель прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Воспитатель встает, идет к двери, открывает ее. Входит другой взрослый с куклой. Радостно: “Кукла пришла, это она стучала”, - говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми потанцевать.
8. “Что гудит”
Педагогический замысел: Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показывать, что неречевые звуки могут о чем-то сообщать, предупреждать.
Содержание игры:
Проводится так же, но в конце детям предлагают покатать машину и покатать в ней кукол.
Игры направленные на развитие представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия.
9. “Большие и маленькие шары”
Педагогический замысел: Находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.
Содержание игры:
Дети сидят за столами парами. Каждой паре воспитатель дает мишку и куклу, примерно одного размера: одной паре – больших, другой – средних, третьей – маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик, мячик, но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке – большой шарик, средним – шарик поменьше, а маленьким – самый маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики. Когда дети получат шарики, они играют с ними – катают по столу от мишки к кукле и обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в к...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Дост...
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
По мнению психологов и педагогов, приоритетным направлением в подготовке к школе является развитие мышления детей. Выполняя задания и упражнения, ребёно...
Комплекс игр и упражнений на развитие мышления
Комплекс игр на развитие мышления....
Воспитанники детского дома-интерната на комплексных музыкальных занятиях в ГКП: опыт включения
В статье представлен опыт проведения групповых музыкальных сеансов для детей из детского дома-интерната. Занятия носят социальную направленность, ставят своей целью развитие коммуникативных способност...
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
Игры на развитие логического мышления 1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначе...