Статья. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_semey.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. В. Бабурина
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей.
По официальной статистике в России сейчас насчитывается 10 млн. инвалидов, что составляет 7% от численности населения. Ежегодно увеличивается число детей – инвалидов. Дети с ОВЗ – это дети в возрасте от 0 до 18 лет не признанные в установленном порядке детьми –инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
В настоящее время накоплен огромный опыт в изучении проблем семей детей с отклонениями в развитии, но все еще стоит проблема разработки технологий взаимодействия с такими семьями, так как эти семьи имеют свои особенности.
М. Певзнер (1971), Е. Мастюкова (1991), И. Мамайчук (1991) и ряд других исследователей указывали на необходимость научного изучения таких семей и на разработку коррекционных мероприятий, предназначенных для оказания им конкретной помощи. М.С. Певзнер отмечала, что для аномального ребенка семья имеет особое значение, выступая не только в качестве первичного микросоциума, но и в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка в качестве условия выживания.
Реакция родителей на появление в семье ребенка инвалида различная: от принятие ребенка таким, какой он есть до отвержения ребенка.
Ткачева В.В. на основание своих исследований (Ткачева В.В. 1999, 2005) выделяет три психологических типа родителей: авторитарный, невротичный, психосоматичный. При проведении коррекционной помощи семьям необходимо учитывать типы родителей.
Анализируя проблемы семей, имеющих детей - инвалидов и детей с ОВЗ невозможно обойти вниманием системную семейную теорию, согласно которой члены семьи – элементы одной системы, и если меняется один член, все остальные тоже претерпевают изменения (Бейкер К., Варга А.Я.)
Анализ практической и научно-исследовательской литературы позволил выделить ряд проблем: это принятие или непринятие родителями ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и образование; нехватка знаний; отношение общества к ребенку – инвалиду; социальный уровень и другие.
Среди множества проблем не последнее место занимает проблема взаимодействия специалистов с семьями детей, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации. Все эти семьи нуждаются в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию взаимоотношений в семье, а также в педагогической помощи, связанной с овладением знаниями по воспитанию особого ребенка. Не всегда семьи готовы принять эту помощь. При планировании работы с семьями особых детей важно уделять внимание реакциям родителей, знать особенности семей. понимать чувства, которые испытывают родители.
Выделим основные виды психолого-педагогической помощи: информирование, индивидуальное и семейное консультирование, занятия с ребенком в присутствии родителей, групповая работа родителей в родительских группах. Установление доверительных отношений с родителями является базой для работы с семьями воспитанников.
Родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов в развитие ребенка, поэтому в случае необходимости оно требует психологической коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическая реабилитация особенных детей"
Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечива...
Современные технологии используемые в комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
Воспитанники домов ребенка отличаются от своих сверстников из семьи дисгармоничностью, интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью. ...
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены ...
Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ."
Нравственно-патриотическое воспитание...
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации Алгоритмреализации индивид...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Информационный материал для воспитателей...