Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование
занимательные факты по коррекционной педагогике на тему

Баширова Дарья Валерьевна

В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipr_mehanizm_zapolneniya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование

В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР.

В настоящее время именно ИПР позволяет реализовать право детей с инвалидностью на получение образовательных услуг, отвечающим их индивидуальным потребностям и особенностям психофизиологического развития.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Похожее положение содержится и в ст. 19 упомянутого закона: «Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Ниже мы приведем выдержки из некоторых нормативных актов, закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественных образовательных услуг.

Высший закон страны - Конституция РФ – задает общее направление законодательству, указывая предельно емко и кратко: «Каждый имеет право на образование… Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» выступает «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

В ст. 5 указанного закона сделан замечательный зачин: «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».

Далее законодатель конкретизирует: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» также не обходит стороной вопрос образования детей с особыми потребностями и говорит по этому поводу следующее: «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».

Краткое знакомство с существующим законодательством сделано для того, что бы Вы, многоуважаемые родители, четко уяснили себе следующее: ВСЯКИЙ РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО СОСТОЯНИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Выше уже было сказано о том, что одним из разделов ИПР является «психолого-педагогическая реабилитация», в котором, по сути, прописывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями.

Данный раздел заполняется реабилитологом бюро МСЭ по заключению специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

Программа психолого-педагогической реабилитации выглядит следующим образом.

Получение дошкольного воспитания и обучения (вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения).

Получение общего образования (вносится запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребёнок-инвалид).

Психолого-педагогическая коррекционная работа (вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).

Технические средства реабилитации для обучения (вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребёнок-инвалид для обучения).

Социально - педагогический патронаж семьи, имеющей ребёнка-инвалида (вносится запись “нуждается” или “не нуждается”).

Уважаемые родители, Вам надо четко представлять себе, что специалисты ПМПК не работают с Вашим ребенком, и в рамках освидетельствования в силу объективных причин не в состоянии объективно и всесторонне оценить реабилитационный потенциал Вашего ребенка, определить его потребности. В этой ситуации крайне важно заблаговременно собрать всевозможные документы специалистов, работающих с Вашим ребенком и представить их на рассмотрение в ПМПК вместе с заявлением.

Отдельно хотелось бы сказать о получении инвалидами высшего профессионального образования в государственных и муниципальных вузах. Согласно ст. 11 Закона РФ от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в РФ» вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях.

Позаботиться о том, чтобы соответствующие показания к обучению в том или ином вузе по выбранной специальности, были внесены в ИПР в раздел «профессиональная реабилитация» Вам необходимо заблаговременно, за несколько месяцев до начала приема абитуриентов в выбранный Вами вуз. При этом Вам следует иметь в виду, что воспользоваться данным правом Вы сможете только в том случае, если в данном образовательном учреждении предусмотрены бюджетные места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...

Индивидуальная программа реабилитации для ребенка инвалида с ЗПРР

Причины создания программы.По результатам первичного обследования у воспитанника был выявлен ряд особенностей развития, препятствующий успешному усвоению материала в организованной образовательной дея...

«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»

В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  Алгоритмреализации индивид...

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.Пояснительная записка       Целью создания индивидуального ...